ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои
Афганской войны

 

 

ПИСЬМЕННЫЙ

ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ

Командир вертолетного полка, подполковник. Родился в 1950 году в городе Актюбинске (Казахстан), в семье железнодорожника. В 1971 году окончил Сызранское военное авиационное училище. Службу начал летчиком-штурманом вертолета «Ми-8» в одной из строевых частей. Вскоре стал командиром экипажа, командиром звена эскадрильи. В 1980 году завершил обучение в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

Дважды, с 1980 по 1981 и с 1984 по 1985 год, В.М. Письменный находился в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Совершил более 550 боевых вылетов. За проявленные во время службы мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После возвращения из Афганистана отважный офицер-вертолетчик проходил службу в Главном штабе ВВС СССР, а после распада СССР – в Вооруженных Силах Российской Федерации. Трагически погиб 31-го января 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

 

+ + +

 

Фронтовики свидетельствуют, что даже много лет спустя после войны рокот пролетающего самолета заставляет их оглядываться в поисках окопа или воронки. Каждый бой оставляет на сердце солдата незаживающую рану, врывается в мирные сны. И тогда память становится особого рода болезнью…

Полковник Вячеслав Михайлович Письменный автоматически отмечает огневые точки условного противника. Прямо с листа карты местности, удаленной от гор Афганистана на тысячи километров. На его боевом счету свыше пятисот вылетов. И от такого груза памяти трудно избавиться, руководя тем, что мы привыкли называть мирной боевой учебой. Впрочем, как называть – дело десятое. Главное – как выполнять.

Я не раз наблюдал, как неторопливо, «след в след», словно по невидимым рельсам, фланировали вертолеты над передним краем условного противника. Как будто экипажи соревновались в умении быть мишенью. А на самом деле целью таких «учений» были показатели, которые никому не хотелось портить. Чем могут эти показатели обернутся при столкновении с реальным, неусловным противником, объяснять не надо. Однако Письменный терпеливо объяснял. И с заступлением его на должность заместителя командующего ВВС Центральной группы войск количество таких воздушных «парадов» резко пошло на убыль.

Штампы, шаблоны... Сколько потерь они принесли нам в небе Афганистана?! С ними Вячеслав Михайлович воевал так же яростно, как с душманами. Многие помнят его «изобретение» с высадкой десанта на господствующие высоты. До него это никому даже не приходило в голову. Вертолетчики выбирали для посадок ровные места в низинах – и оказывались в ловушке. Мало того, душманы, быстро изучив их стиль, стали минировать «посадочные площадки», занимая позиции на соседних возвышенностях для прицельного огня.

Письменный разработал принципиально новую тактику. Правда, она требовала от экипажей ювелирного пилотирования: малейшая неточность, секундная заминка могли привести к трагичным последствиям. Чтобы развеять все сомнения в возможности осуществления такого маневра, первым его продемонстрировал сам Вячеслав Михайлович, возглавив группу вертолетов с десантниками на борту. Появление его машины на гребне каменистой высоты в тылу противника было как гром среди ясного неба. «Гром» и в самом деле последовал незамедлительно. Что же удивляться легендам об этом офицере? Их пересказывали друг другу не только советские солдаты, но и душманы. Тем более что правды они содержали гораздо больше, чем вымысла.

Изобретательность в боевых условиях – жизненная необходимость. В обстановке, приближенной к боевой, к этому приходится принуждать и себя, и подчиненных. Впрочем, себя не приходится. Слишком дорого дались полковнику Письменному пятьсот его афганских вылетов, слишком жива память о них, чтобы не сверяться с нею во время пусть даже самых мирных занятий. Но когда память одного воплощается в мастерстве, в безукоризненной выучке многих, это уже называется командирским даром. Иными словами, боевой опыт Героя Советского Союза Вячеслава Михайловича Письменного – золотой фонд нашей военной науки.

 


 

   
ПИСЬМЕННЫЙ В.М.   ПЛОСКОНОС И.Н.

 

 

ПЛОСКОНОС

ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

Командир разведывательной роты, старший лейтенант. Родился в 1959 году в городе Павлограде (ныне – Днепропетровская обл. Украины), в семье рабочего. В 1976 году окончил Киевское Суворовское военное училище, в 1980 году – Бакинское высшее общевойсковое командное училище. Служил в Дальневосточном и Туркестанском военных округах, в Республике Афганистан, где умело командовал разведывательной ротой. За проявленные в боевых действиях мужество и героизм И.Н. Плосконосу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1988 году Игорь Николаевич окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 1988–1989 годах занимал должность начальника штаба и заместителя командира полка, в 1990-х стал командиром мотострелкового полка. Работал в Верховном Совете Украины и в Кабинете министров Украины, в инспекции Гражданской обороны и в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, был председателем Государственного комитета Украины по делам ветеранов. Жил в городе-герое Киеве, почил 8 июля 2013 года.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

Источник: сайт «Герои страны»
(http://www.warheroes.ru)

 

Продолжение следует

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

НОВОЧЕРКАССКОЕ КАЗАЧЬЕ УЧИЛИЩЕ – военная школа для подготовки офицеров Донской армии. Состояло из класса подготовительного или общего и двух классов специальных. До 1914 года всего переменного состава – 180–190 юнкеров, поделенных на учебные смены в 20–25 человек, а в строевом отношении организованных в одну отдельную сотню, со своим командиром, вахмистром и урядниками (портупей-юнкерами). Постоянные кадры училища числились по императорской гвардии. Они слагались из администрации и преподавателей во главе с начальником училища.

Новочеркасское казачье училище содержалось за счет донского войскового капитала и потому в науку, которая считалась военной службой, принимались одни донские казаки в возрасте от 17 до 27 лет. В общий класс поступали лица, закончившие шесть классов средней школы или успешно сдавшие соответствующий проверочный экзамен. Программа общего класса равнялась сокращенному курсу выпускных классов гимназии и включала первоначальное знакомство с военным строем и уставами.

 


Учащиеся Новочеркасского училища

 

Через год юнкеров переводили в первый специальный класс, куда также без экзамена принимались лица с законченным средним образованием. В специальных классах обучались военным наукам и проходили практические строевые и полевые занятия; оценка знаний осуществлялась по двенадцатибальной системе. Наиболее успевающие получали звания вахмистров и портупей-юнкеров.

Право на производство в первый офицерский чин предоставлялось юнкерам, окончившим второй специальный класс и по среднему баллу зачисленным в два старших разряда: первый разряд – девять баллов и выше, второй разряд – не меньше восьми баллов. Осенью выпускного года эти юнкера производились в чин хорунжего царским Приказом по Армии и Флоту. Юнкера, не получившие в среднем даже восьми баллов, выпускались по третьему разряду и направлялись в полки со званием вольноопределяющихся – урядников. Они также производились в чин хорунжего, но только после шести месяцев безупречной службы.

 

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник