ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

С Царем и без Царя

 


Дореволюционный памятник
Императору Александру II в Минске

 

В сквере на Соборной площади Минска в январе 1901 года был торжественно открыт памятник Царю-Освободителю Александру II (отменившему, как известно, крепостное право), созданный на добровольные пожертвования минчан. На постаменте из черного гранита читались слова: «Императору Александру II благодарные граждане Минска».

В 1917 году на этом самом месте возник памятник солдату-революционеру – «один из первых памятников в нашей стране, посвященный революционному переустройству мира». Просуществовал он недолго. Изготовленная из гипса скульптура была разрушена во время германской оккупации 1918 года. Кайзеровские солдаты разбили ее прикладами своих винтовок.

На этом же месте 1-го мая 1921 года появился обелиск имени Минского Совета. «Сооружение, вероятно, было создано из недолговечных материалов и через некоторое время разобрано». Весьма красноречивая символика; трудно удержаться от иронии! Но продолжим.

В 1922 году вновь на этом месте установили еще один монумент – бундовскому террористу Гиршу Леккерту. Он прославился тем, что 5-го мая 1902 года выстрелил в спину виленскому губернатору фон Валю; в результате чего тот получил два ранения, а преступник по приговору военного суда был повешен. В 30-е годы этот «подвиг» показался советской власти слишком опасным прецедентом, памятник снесли, а имя «героя» благополучно стерли «из памяти народной».

Но и на этом история не закончилась. Перед войной в центре сквера красовалась статуя атлета, стрелявшего из лука прямо в небеса. Памятник богоборчеству? Хорошо, что хоть не Иуде Искариоту, как в Свияжске.

После войны фонтан реконструировали и украсили фигурными вазами, а богоборец куда-то исчез. Со временем пропали и вазы, высох и фонтан. Одним словом, после бронзового Царя и нескольких незамысловатых сооружений посреди сквера воцарилась… пустота.

Вновь обратим внимание читателя – сколь великолепная и поучительная символика! Просто какое-то заколдованное место, точно как у Гоголя, «не вытанцовывается, да и полно!»

Но, как говорят в народе, свято место пусто не бывает. Сейчас там «стеклянная пирамида, служащая световым фонарем для подземного зала ратуши». Любопытно, что изрекли бы досужие конспирологи: например, не является ли этот шедевр оккультным памятником некоему «источнику подземного света»? Скажите, как его зовут?

Но и это – еще не финал. В 2013 году среди белорусских историков и представителей творческой интеллигенции возникла идея о восстановлении памятника Императору Александру II в столицу. Началась, как обычно, соответствующая бумажная канитель с городскими властями. Отметим один характерный момент: высоконаучное экспертное мнение считает наличие посвященных Александру II монументов в Хельсинки и Софии обоснованным, но вот в Минске такой памятник «будет неоднозначно восприниматься в обществе».

Неужели под влиянием «источника подземного света» пустота восторжествовала окончательно и безповоротно?

Господи! Спаси Царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе! (Пс. 19, 10).

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского,
г. Минск

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

5. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ НАШЕГО ПОНИМАНИЯ СЛОВ СВЯТОГО
ФЕОДОРА СТУДИТА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЦАРСКОЙ ЕДИНОДЕРЖАВНОЙ
ИЛИ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ И ПРОТИВ НАШЕГО ТОЛКОВАНИЯ
АПОСТОЛЬСКИХ СЛОВ: «НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ АЩЕ НЕ ОТ БОГА, СУЩИЯ ЖЕ
ВЛАСТИ ОТ БОГА УЧИНЕНЫ СУТЬ»

 

В данном критическом отзыве мы видим попытку ослабить нашу ссылку на учение святого Феодора Студита, которого мы цитируем для свидетельства богооткровенной истины о происхождении царской самодержавной власти от Бога. «Кроме митрополита Филарета, – говорится здесь, – владыка Серафим для защиты своей мысли о том, что царская или единодержавная, или самодержавная власть основана на Богооткровении, святоотеческом и Православном учении, приводит слова святого Феодора Студита, в которых, однако, говорится вообще о единоначалии, а вовсе не о Божественном происхождении царской власти: „Единоначалие – говорит Святой Отец, – источник всякой премудрости <...>, один патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии, один игумен в монастыре, и в мирской жизни, если хочешь послушать, один Царь, один полководец, один капитан на корабле. И если бы во всем этом не управляла воля одного, то ни в чем не было бы строя и порядка“. Эти мысли о значении единоначалия глубоко верны, но если в них видеть доказательство богоустановленности царской власти как таковой и ее основанности на Православной вере, то и власть капитана надо было бы признать основанной на учении Православной веры и Святых Отцов» (П.С.Л. К учению о Святой Руси // Православный путь. 1940. Вып. 2–3. C. 93–94).

Настоящее возражение теряет под собою основание по той простой причине, что в критической статье опущены следующие слова святого Феодора Студита, приведенные в нашей книге: «Един есть Господь и Законоположник, как написано: одна власть и одно Богоначалие над всем. Это единоначалие, простираясь на все от благости Божией получившие начало твари без произволения их, дано по подобию Божию устроять в порядках жизни своей произвольно только одному человеку».

Из этих святоотеческих слов видно, что небесное единоначалие именуется как одна власть и одно Богоначалие над всем. Здесь ясно выражена мысль, что одна только Божественная власть, и никакая другая, сама управляет всеми тварями, сама все держит в Своей воле, что эта Божественная власть не только единая, но и самодержавная.

Но ясно здесь высказана и та мысль, что эта единая самодержавная Божественная власть дана человеку, что то же – установлена от Бога для устроения порядков в его жизни.

В дальнейших словах святого Феодора Студита, приведенных критикой, указываются виды богоустановленных на земле или происшедших от Бога властей, в которых отражается в той или иной мере указанное Божественное самодержавное единоначалие. Среди этих видов указывается власть Царя, о которой говорит святой Феодор Студит прежде всех других видов мирской власти, ибо Царь в особенности отображает в себе Божественную, единую, самодержавную власть.

Отсюда видно, можно ли на основании слов святого Феодора Студита, приведенных в нашей книге полностью, утверждать, что в них говорится вообще о единоначалии. Они с неопровержимою очевидностью свидетельствуют не только о единоначалии вообще, но и о происхождении царской единодержавной или самодержавной власти от Бога.

Несостоятельным представляется нам и то заключение, которое делается в конце данного возражения: «Эти мысли о значении единоначалия глубоко верны, но если в них видеть доказательство богоустановленности царской власти как таковой и ее основанности на Православной вере, то и власть капитана надо было бы признать основанной на учении Православной веры и Святых Отцов» (Там же. С. 94).

Что мысли святого Феодора Студита в приведенных его словах представляют из себя доказательство происхождения, наряду с другими видами власти, и царской власти от Бога, это само собой очевидно. С такой же очевидностью мы находим здесь доказательство и основанности царской власти на Православной вере, а лучше сказать – на учении Православной веры в его сущности или основе. Сущностью этого учения является то же самое Священное Писание. Но святой Феодор Студит, в качестве основания, данного человеку богоподобного единоначалия вообще и царской единодержавной или самодержавной власти в частности, как раз и указывает в приведенных нами словах своих на изречение Священного Писания: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26) (см.: Русская Идеология. С. 91).

Таким образом, слова святого Феодора Студита одинаково доказывают, что царская самодержавная власть есть богоустановленная, с одной стороны, и основанная на учении Православной веры в его сущности, что то же – на Священном Писании, с другой.

Поэтому не будет никакой несообразности, если мы скажем, что и власть капитана, как поставленная царскою самодержавною властью, является основанной на учении Православной веры в его сущности. (Необходимо заметить, что говорить об учении Православной веры как о чем-то отдельном от учения Святых Отцов нельзя. Этим самым можно дать повод думать, что учение Православной веры одно, а учение Святых Отцов Церкви – другое. Учение Православной веры основано на Священном Писании и святоотеческих творениях. Православная вера в своем учении одновременно включает в себя и то, и другое, почему она называется апостольскою и отеческою).

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник