АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ
§ 36
«ПРЕМУДРОСТЬ»
ПЕРЕД ОТПУСТОМ
«Премудрость» на вечерне возглашается трижды или четырежды. Первый раз – во время входа перед молитвою «Свете тихий»; второй – перед прокимном; третий – перед паремиями, когда они положены; а четвертый раз возглашается перед отпустом, по случаю читаемой вслед за сим иереем молитвы: «Сый благословен Бог наш».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 322) пишет: «Опять возглашаем „Премудрость“ по случаю прилагаемой вслед за сим молитвы, которую мы должны слушать со вниманием». Какая же это молитва? – «Сый благословен Бог наш». Слова эти из книги Моисеевой, и выражают присносущие и безконечность Божию, и изречены Самим Богом: Аз есмь Сый. <…> Сый посла мя (Исх. 3, 14).
Слово «Премудрость» говорится и в других службах перед отпустами, и в частных молебнах, в которых молитвы «Сый благословен Бог наш» хотя и не положено, но произносится она для самого отпуста, где также проповедуется Христос, истинный Бог наш, как и в той молитве. Ибо в молитве «Сый благословен Бог наш» первые слова суть ветхозаветные слова о Христе; а во всяком отпусте те же самые слова говорятся согласно с учением новозаветной благодати, и в них призываются Матерь Божия и святые.
§ 37
ОТПУСТ
О содержании отпуста и причине его святитель Симеон Солунский (Там же) говорит следующим образом: «Иерей оканчивает службу молитвою, которая называется отпустом. Ибо не всякий имеет право оставить божественные песни и уйти, но на это нужно отпущение иерея. А потому, как иерей начал службу, так он же и оканчивает ее и запечатлевает молитвою. Печать же сия есть не что иное, как Иисус Христос, пришедший к нам во плоти. Посему иерей, призвав Христа, истинного Бога, как говорит ученик Его Иоанн: „Сей есть истинный Бог и Живот вечный“ (1 Ин. 5, 20), молитвами святой Его Матери, из Которой Он воплотился, и всех святых Его, просит Его помиловать нас и спасти. Ибо сами по себе ничего не имеем, но все получили от того, что Христос, по благости Своей, соделался человеком, и что Матерь Его и святые Его из среды нас же».
ГЛАВА II:
ПОВЕЧЕРИЕ МАЛОЕ И ВЕЛИКОЕ
§ 1
ПОВЕЧЕРИЕ
Повечерие есть моление, бывающее после вечери или ужина, как и в Уставе (на листе 14) показано: «И по еже вечеряти братиям, поем повечерие, яко обычай с каноном».
§ 2
ПОВЕЧЕРИЕ ВЕЛИКОЕ И МАЛОЕ
Повечерий два: великое, которое совершается во всю Четыредесятницу, и малое, совершаемое во все прочие дни. Великое называется так потому, что разделяется на три части во образ Святой Троицы и для умилостивления Ее; а малое – потому, что оно короче великого, содержит одно последование, а не разделяется на три части, и читается всякий день. Псалмы же на нем заимствованы из великого самые главные и избранные. Псалмов в сей службе, кроме славословия и Символа, три – во образ Троицы. Святейший же Символ веры читается здесь для исповедания нашей правой веры.
§ 3
В НАЧАЛЕ МОЛЕНИЙ –
«ПОМИЛУЙ МЯ, БОЖЕ»
Псалом «Помилуй мя, Боже» читается в начале как на малом повечерии, так и на многих других молениях. Содержание сего псалма святитель Симеон Солунский (в гл. 305) описывает так: «Прежде всего, пятидесятым псалмом, в котором изображается исповедание грешника, испрашивается, чтобы Бог умилостивился над ним, простил его, и чтобы Дух Святый не отступил от него, но он обновился через смирение и сокрушение сердца. Этот псалом мы читаем во многих службах – потому что он повествует, во-первых, о преступлении Адама, а потом и всего рода нашего, как бывшего некогда в язычестве. Адам умертвил себя властию и преслушанием; язычники же, как неверные и прелюбодеи, отступили от Бога и умертвили свои души, но милостию Сына Божия призваны и через нее получили обильно Духа Святаго».
§ 4
«ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА»,
ЧИТАЕМОЕ НА ПОВЕЧЕРИИ
И НА ПОЛУНОЩНИЦЕ
К трем псалмам на повечерии прилагается Символ веры: «Верую во единаго Бога...» Символ веры читается также и поутру, на полунощнице, по преданию отцов, которые заповедали, восстав от сна, прославить Бога и исповедать свою веру; изложение же нашей веры заключается в священном Символе. Некоторые же из преподобных говорят, что веру подобает возвещать утром и вечером – для того, чтобы, если найдет смерть, то застала бы нас во исповедании.
§ 5
«ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»,
ПОВТОРЯЕМОЕ СОРОК РАЗ
Как на повечерии, на полунощнице и на всяком часе, так и на других молениях мы часто говорим «Господи, помилуй» сорок раз. Святитель Симеон Солунский (в гл. 325) вопрошает: «Для чего на каждом часе и в других последованиях „Господи, помилуй“ говорим мы сорок раз?», и отвечает: «„Господи, помилуй“ читается сорок раз для освящения всего времени жизни нашей. Ибо десятина года, т. е. трехсот шестидесяти пяти дней, есть, как некоторые говорят, сорок; как и выражает это Великий Пост (о чем см. далее, в гл. 9, § 8). А в другое время на молитвах мы читаем „Господи, помилуй“ сорок раз для очищения на всякий день и час наших неизглаголанных грехов».
В главе же 308 он объясняет, почему «Господи, помилуй», а не другое что-нибудь, читается сорок раз: «Читая „Господи, помилуй“ сорок раз, мы этим приносим в жертву Богу десятину наших дней и часов и делаем это во всех службах, призывая на всех людей милость Божию. Ибо Он только может спасти нас, требующих при своих согрешениях помилования; и ничем иным мы не можем спастись, как только милостию Божиею; и сами собою мы не в состоянии умилостивить Его, но только прогневляем Его нашими делами, словами и помышлениями. Посему недостойны мы ни благодарить, ни славословить, ни просить Его, но только одно говорить: „Господи, помилуй“ и надеяться на милость Божию».
Тот же Святой Отец (в гл. 325) объясняет, почему после «Господи, помилуй» сорок раз на повечерии, на полунощнице и на часах читается не другая какая-либо молитва, а только «Иже на всякое время…», и что молитва сия содержит: «После „Господи, помилуй“ читаем всегда молитву самую необходимую – „Иже на всякое время и на всякий час...“ Она все содержит: молит Бога о наших душах, телах, помыслах, чувствованиях и делах; всем просит освящения, избавления от всякого искушения, ограждения и сохранения святыми ангелами, и познания славы Божией, т. е. чтобы Бог сподобил нас самым делом насладиться неприступным Божиим светлосиянием и благодатию».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует