ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Откуду есть пошла Земля Русская»

 


«Призвание варягов»
Худ. В. ВАСНЕЦОВ

 

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 862 году считается днем рождения Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптор М. Микешин), воздвигнутом в Новгороде в честь этого юбилея.

В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им племени варягов трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было таковым: «Август, кесарь Римский, <...> Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: „О, мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя“. Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» («Сказание о Великих Князьях Владимирских Великой Руси», XVI в.).

В Лаврентьевском списке «Повести временных лет» об этом же событии говорится так: «<...> Реша сами в себе: „Поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву“ <...> „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами“».

В XVIII веке немецкие ученые выдвинули теорию, согласно которой наше государство основано иностранцами неславянского происхождения. Несостоятельность ее доказывал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. Однако в XIX–XX веках были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию и удостоверяющие, что Рюрик был прибалтийским славянином.

 

Исторический календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

5. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ НАШЕГО ПОНИМАНИЯ СЛОВ
СВЯТОГО ФЕОДОРА СТУДИТА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЦАРСКОЙ
ЕДИНОДЕРЖАВНОЙ ИЛИ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ И ПРОТИВ НАШЕГО
ТОЛКОВАНИЯ АПОСТОЛЬСКИХ СЛОВ: «НЕСТЬ БО ВЛАСТЬ АЩЕ НЕ ОТ БОГА,
СУЩИЯ ЖЕ ВЛАСТИ ОТ БОГА УЧИНЕНЫ СУТЬ»

 

Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: «Почему Апостол увещает творити молитвы за Царей (см.: 1 Тим, 2, 1)? Тогда Цари были еще язычники, и потом прошло много времени, пока язычники преемствовали друг другу на престоле <...>. Чтобы душа христианина, услышав это, как было вероятно, не смутилась и не отвергла увещевания, будто должно возносить молитвы за язычника во время священнодействия, смотри, что говорит Апостол и как указывает на пользу, дабы, хотя таким образом, приняли мы увещевание: да тихое, говорит, и безмолвное житие поживем в нынешнем веце. Т. е. здравие их (Царей) рождает наше спокойствие. <...> Ибо Бог установил власти для блага общего. <...> Зная это, и Павел сказал: „Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть“ (Рим. 13, 1)» (Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. I. С. 585–586).

Такой же взгляд на апостольский текст Несть бо власть, аще не от Бога мы находим и у святителя Василия Великого. Выражение Сущия же власти от Бога учинены суть он относил к власти Царя, почему в своем объяснении шестнадцатого стиха из 32-го псалма Святых Отцов говорит: «Не множество воинских сил, не стены городов, не полки пеших, не крепость всадников, не снаряжение морских сил доставляет спасение Царю, ибо Господь „поставляет Цари и поставляет“ (Дан. 2, 21), и „несть бо власть, аще не от Бога“ (Рим. 13,1) учинена. Посему спасается Царь не многою силою, но Божиею благодатию <...>. Если же „сердце Царево в руце Божией“ (Притч. 21, 1), то он спасается не силою оружия, но Божиим руководством» (Святитель Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. I. С. 149–150).

Что апостол Павел разумел в данных словах своих (см.: Рим. 13, 1) царскую власть, об этом святитель Василий Великий свидетельствует и в своем 77-м правиле, которое имеет такое заглавие: «О Государях и о подданных». В 1-й главе этого правила Святой Отец пишет: «Государям должно защищать постановления Божии: „Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым“ (Там же, 3)». А во 2-й главе Василий Великий говорит: «Высшим властям должно повиноваться во всем, что не препятствует исполнению Божией заповеди: „Всякая душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть“ (Там же, 1)» (Святитель Василий Великий. Указ. соч. Т. II. C. 71).

Таким образом, если ранее критика только затемняла смысл истолкования митрополитом Филаретом данных апостольских слов, то теперь она этот смысл уже совсем уничтожает, а вместе с ним и приведенное нами толкование Святых Отцов Церкви.

Автор критической статьи говорит, что если наше толкование для доказательства мысли о богоустановленности царской самодержавной власти и верно, то только в отношении единодержавной власти, но не самодержавной и не царской, ибо в Римской Империи суверенитет власти, т. е. верховная и самодержавная власть, принадлежал не Императору, а городу Риму, что то же – народу в лице города Рима. По его словам, выходит, что в Римской Империи во время апостола Павла, хотя и был Царь, но он не имел самодержавной власти – она принадлежала народу. Следовательно, римский Император в своей сущности был конституционным монархом, и апостол Павел, говоря о богоустановленности царской власти (см.: Рим. 13, 1), относил эту богоустановленность к народоправству. Между тем мы в своем толковании, на основании богооткровенной и святоотеческой точки зрения свидетельствуем, что ни конституционная, ни республиканская власть не может быть богоустановленной властью, ибо таковою может быть только царская самодержавная власть (см.: Русская Идеология. С. 117–120).

Так как в истолковании автором критики данного апостольского изречения святоотеческий авторитет игнорируется, то приходится обратиться к исторической действительности и в ней искать указания, насколько соответствуют истине его понимание слов апостола Павла Сущия же власти от Бога учинены суть, и может ли быть ошибка в нашем толковании данного текста.

Эта действительность показывает, что верховная самодержавная власть на самом деле принадлежала римскому Императору, а не римскому народу (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905. Ч. II. С. 116–117).

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 по 17 / 30 сентября

 

4 / 17 сентября:

– в 1530 году в Троицкой обители принял святое Крещение Княжич Иоанн Васильевич – будущий первовенчанный русский Царь и Великий Князь Иоанн IV Грозный.

 

6 / 19 сентября:

– в 1580 году состоялось Венчание Иоанна Грозного и Марии Нагой, в иночестве Марфы. Это был последний брак Царя, даровавший ему сына – святого мученика Царевича Димитрия Угличского.

 

8 / 21 сентября:

– в 862 году новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издревле считается днем начала Русского государства;

– в 1843 году родился наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович, старший Августейший сын Государя Императора Александра II Николаевича Освободителя и Императрицы Марии Александровны.

 

12 / 25 сентября:

– в 1612 году почил последний Царь из рода рюриковичей Василий IV Иоаннович Шуйский.

 

15 / 28 сентября:

– в 1326 году по приказу ордынского хана Узбека был казнен Великий Князь Владимирский, Тверской, Новгородский и Московский Димитрий Михайлович Грозные очи;

– в 1485 году Тверское Княжество было присоединено к Московскому Государству. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич торжественно въехал в город;

– в 1801 году митрополитом Платоном была совершена коронация Императора Александра I Павловича.

 

17 / 30 сентября:

– в 1657 году родилась Царевна София Алексиевна, правительница России, в иночестве Сусанна, четвертая Венценосная дочь Царя Алексия I Михайловича и Царицы Марии Ильиничны Милославской.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник