ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА IV:
ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

 

§ 11

НЕПОРОЧНЫ, ПОЛИЕЛЕЙ
И ВОЗЖЖЕНИЕ СВЕЧЕЙ

 

Вся 17-я кафизма от второго слова первого псалма – «непорочнии» – названа непорочны. Псалмы же, поемые только в праздники, такие как «Хвалите имя Господне…» и «Исповедайтеся Господеви…», называются полиелей. Слово это означает или «многомилостивое» – потому, что во втором из этих псалмов много раз повторяется слово «милость»; или же указывает на большое количество елея, потому что во время пения этих псалмов возжигаются везде по храму свечи и елей. Полиелей происходит от «πολυς» – «многий» и «ελεος» – «милость», или «ελαια» – «олива», «маслина». Относительно последнего значения в Уставе (лист 35) показано: «В начале же полиелея подобает вжигати вся свещи, и оставляти я горети до скончания 5-й песни, и тогда паки погашати».

 

§ 12

СТЕПЕННЫ

 

Одни из утренних воскресных антифонов называются степенны. Преподобный Иоанн Дамаскин, творец сих утренних воскресных антифонов, заимствовал для них все мысли из тех псалмов Давидовых, которые перед собою имеют надписание «Песнь степеней». Таких псалмов, имеющих перед собою надписание «Песнь степеней» и потому называющихся степенными, в Псалтири пятнадцать, начиная от 119 до 133. Все они, исключая 131, 132 и 133 псалмы, изложены в утренних воскресных антифонах первых четырех гласов. Потом те же псалмы опять повторяются и в других четырех гласах; а сверх того в антифонах восьмого гласа, и именно – в четвертом, отдельно изложен 132 псалом.

Все псалмы, имеющие надписание «Песнь степеней», исполнены горячего чувства к Богу и относятся ко всем тем, кто признает себя странником и пришельцем на земле, оплакивает свои бедствия и воздыхает о покое отечества небесного. Таким образом, эти люди стремятся к восхождению, как бы по ступеням снизу вверх, т. е. от земли на небо, от места странствования в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою. Почему и утренние воскресные антифоны, которые заимствованы из тех псалмов и содержат в себе те же мысли, называются степенны. Другие же антифоны, которые отдельно поют на Литургии, не могут быть названы степенны, т. к. содержание их взято не из степенных псалмов.

 

§ 13

ИПАКОИ

 

Слово «ипакои» значит по буквальному переводу «повиновение», «послушание» и «внимание». Некто написал: «Ипакои есть тропарь, достойный удивления; и когда он поется в церкви, то все, наклонившись, слушают его с благоговейным молчанием и внимательным умом». И потому ипакои значит тропарь, достойный слушания и внимания. Поелику ипакои поставляются всегда на месте седальнов, при чтении которых позволялось сидеть, то ипакои есть такой тропарь, заменяющий собою седальны, который, за его высокое содержание, должно слушать не сидя, но стоя и со вниманием. О сем подробнее см. ниже (§ 18, о седальнах).

 

§ 14

ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ
ЧИТАЕТСЯ ИЕРЕЕМ

 

В церкви Божественное Евангелие читают иногда диаконы, а иногда иереи; диаконы на священнодействии (Литургии), иереи же – на утрене. Иерей глаголет утреннее Евангелие для того, чтобы прежде напитать Божественным словом тех, которых в следующем священнодействии (т. е. Литургии) будет питать Божественным Хлебом. Долг питать верных прежде словом, а потом Хлебом иерей заимствует из примера Самого Христа, Который питал Свою Церковь прежде учением, а потом Таинством Тела Своего. Таким образом Он и ученикам повелел – прежде научать, а потом крестить: Шедше убо, – сказал Он, – научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

 

§ 15

ЕВАНГЕЛИЕ ВЫНОСИТСЯ
ДЛЯ ЦЕЛОВАНИЯ

 

В воскресные утрени сам иерей выносит Евангелие для целования; он выходит из алтаря, как от гроба, и держит Евангелие, показуя, как Ангел, Христа, Которого проповедовал. Приходящие кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как мироносицы-жены, и все поют: «Воскресение Христово видевше…»

 

§ 16

КАНОН

 

Сначала должно сказать, что есть канон и песнь и почему всякий канон состоит из девяти песней. Также необходимо разъяснить, почему в каноне вторая песнь по большей части опускается, почему на восьмой песни вместо «Славы» поется: «Благословим Отца и Сына…» и в катавасии на той же песни поется: «Хвалим, благословим…», для чего к девятой песни прилагаем: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим…» и потом: «Величит душа моя Господа…» И, наконец, нужно рассказать, что такое ирмос и катавасия.

Зонара, объясняя слово «песнь», говорит: «Канон потому так называется, что имеет известное и определенное число тропарей, содержащихся в девяти песнях». Итак, канон есть такое соединение песней и тропарей, где песни находятся в определенном числе, а тропари имеют определенную меру. Тот же Зонара поясняет дальше: «Песнь называется так не потому, что поется на музыкальных инструментах, но потому, что песнь Богу стройно воспевается живым голосом: ибо песнь есть пение, устроенное в благодарение и хвалу Богу. Песней же девять – потому, что девять песней изображают собою порядок небесной иерархии и небесного песнопения. И по другой причине в каноне заключается девять песней, чтобы, т. е. все вместе, они таинственно образовали Пресвятую Троицу, в честь Которой издревле они и установлены Отцами. Ибо, ежели скажем трижды три, то поистине составится число девять, из которого и образовали Святые Отцы сие песнопение [канон], дабы оно составлено было из тройственной троицы и заключалось в той же троице». Короче некто сказал: «Во всяком каноне песней бывает числом девять, и это число есть последнее из главных чисел, ибо после девяти чисел следуют десятки, сотни и тысячи, которые все составляются из этих же основных чисел».

Итак, канон есть граница, которая не преступает меры, состоящей из девяти главных чисел. Каждая песнь имеет притом свой смысл. Первая есть песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море, и начинается: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1). Вторая – Моисеева, по переходе иудеев через пустыню, начало ее: Вонми, небо, и возглаголю (Втор. 32, 1). Третья – благодарственная молитва Анны, матери Самуила пророка, когда она разрешилась от неплодства священным плодом, сыном своим Самуилом. Сия песнь прообразовала Церковь, сначала неплодствующую, но потом, по обетованию, возделавшую и родившую иереев, подобно Самуилу, через иереев царей, как, например, Давида, и от него апостолов и иерархов, а через них и христианских Царей; песнь сия начинается: Утвердися сердце мое в Господе (1 Цар. 2, 1). Четвертая – пророка Аввакума, который из Фоман видел Бога, грядущего из горы приосененной, т. е. видел грядущее от востока незаходящее Солнце, Христа, рождшегося от Девы; начало сей песни: Господи, услышах слух Твой и убояхся (Авв. 3, 1). Пятая – Исаии, который предвозвестил чудо, яко се Дева во чреве приимет и родит Еммануила (см. Ис. 7, 14). Этот пророк предсказал и много другого утешительного, – например, восстание из мертвых. Начало сей песни: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже (Там же, 26, 9). Шестая – песнь Ионы, который тридневным своим пребыванием в ките прообразовал тридневно Погребенного и Восставшего. Начало ее: Возопих в скорби моей ко Господу Богу (Ион. 2, 3). Седьмая – песнь трех отроков, не опаленных в печи, что было образом божественного воплощения; песнь сия начинается: Благословен еси, Господи, Боже отец наших (Дан. 3, 26). Восьмую песнь составляет славословие трех отроков, к которому призывали они всякое создание всей вселенной, ясно показывая, что они знали снисшедшего Бога и оросившего их в печи, по образу священнейшего Крещения; начало сей песни: Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки (Там же, 57). Девятая песнь заключает в себе пророчество Захарии, произнесенное им по рождении сына своего Крестителя, который по званию своему был предшественником и предтечею благодати; начало песни: Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим (Лк. 1, 68). Сии девять песней, как тройственный образ Пребожественной Троицы, Церковь поет всякий день в канонах, как песни победительные и выражающие благодать Божию.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует


     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник