ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ГОРОД РУССКИХ СВЯТЫХ СЕМЕЙ

 


Преображенский собор и Покровский храм
Спасо-Преображенского монастыря

 

Муром находится примерно в трехстах километрах от Москвы. Это один из старейших русских городов – первые летописные упоминания о нем относятся к 862 году. А самой древней сохранившейся его обителью (как и старейшей обителью во всей России) считается Спасо-Преображенский монастырь. Деревянный храм Всемилостивого Спаса воздвиг здесь около 1010 года святой благоверный князь Глеб, сын святого равноапостольного великого князя Владимира. В 1239 году монголо-татары приступом взяли Муром, уничтожив его жителей и сравняв обитель с землей. Но она восстала из руин, духовная жизнь возродилась. В 1552 году, во время третьего похода на Казань, благочестивый Царь Иоанн Васильевич Грозный посетил город и дал обет в случае успеха военной кампании возвести во всех его монастырях каменные церкви. И во исполнение этого обещания в 1554 году был построен соборный Спасо-Преображенский храм, снабженный всем необходимым из царской казны.

Многие испытания перенесла святая обитель зимой 1609 года: тогда в Муроме безчинствовали польско-литовские оккупанты ротмистра А. Крупки, союзника Лжедмитрия II. В марте того же года народное восстание и поддержавшее его нижегородское ополчение, возглавляемое А.С. Алябьевым, освободили город от захватчиков. Но уже в 1615 году на него напал польский пан А. Лисовский, который разрушил несколько церквей, погубил множество посадских людей, а в Спасо-Преображенском монастыре разбойники содрали с чудотворных икон драгоценные ризы. После большевистского переворота 1917 года в стенах обители был концлагерь, затем – военная часть. Только в 1996 году монастырь возвратили Русской Православной Церкви, чему предшествовали необычные события: расквартированные здесь военнослужащие в страхе выбегали из казарм, видя в помещениях неизвестно откуда появлявшихся схимников.

Наиболее знаменитый подвижник монастыря – святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, о которым мы расскажем чуть позже. В настоящее время в ней находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная в 1878 году с Афона архимандритом Антонием (Ильеновым); с этим образом связано быстрое восстановление бедного и приходившего в запустение монастыря в XIX веке и его вторичное возрождение после возвращения образа в 1997 году.

Другая святыня обители – частица кисти и нетленный перст преподобного Илии Муромца, вставленные в серебряный ковчег в форме ладони. Для мощей была сооружена и резная деревянная рака со скульптурным изображением богатыря, с ликом, выполненным по объемной пластической реконструкции С. Никитина, произведенной в конце 80-х годов прошлого века в Киеве при научном исследовании мощей специалистами кафедры судебной медицины Киевского медицинского университета. Еще в раке положен настоящий богатырский меч, которым священнослужители благословляют паломников-воинов на ратные подвиги.

Преподобный Илия родился в конце XI века в селе Карачарове близ Мурома, в благочестивой крестьянской семье Ивана Тимофеевича и Евфросинии Яковлевны Гущиных. До 30 лет он лежал парализованный, не мог самостоятельно ходить, но смиренно терпел свой недуг, принимая это как волю Божию. Выводы современных ученых, исследовавших мощи святого, поразительно точно совпали с былинными сведениями о нем. Судмедэксперты установили болезнь, которой страдал богатырь с детства, – акромегалитический синдром: сильно развитые дополнительные отростки на поясничных позвонках серьезно затрудняли передвижение. При этом для своего времени святой Илия действительно отличался богатырским телосложением: рост 177 см (что на голову выше человека среднего роста в Древней Руси), хорошо развитая грудная клетка, крупная голова, мощные руки и ноги. Преподобного чудесным образом исцелили нищие странники, «калики перехожие», предрекшие ему: «Быть тебе, Илия, воином. Смерть тебе в бою не писана».

Ратную службу святой нес при дворе Киевского великого князя Владимира Мономаха (1053–1125): возглавляя его дружину, воевал с половцами. Русские летописи рассказывают, как витязи Мономаха вытеснили половцев вглубь степей и загнали силы хана Отрока Шарукановича в Кавказские горы, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Богатыри преподобного Илии дошли до Азовского моря, штурмом овладевая половецкими городами, находившимися по Северному Донцу, и принудили недругов отступить в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Сражения эти проходили как раз там, где в настоящее время народное ополчение Новороссии воюет против карателей киевской фашистской хунты.

Былина о битве Илии Муромца со Збут-королевичем, родственником «короля Задонского», позволяет прочувствовать дух русского богатыря. Збут первым выпустил в Илию стрелу, которая попала ему в грудь, но не причинила вреда. Святой в свою очередь не стал стрелять в противника, но схватил его «за белы рученьки» и, положив на землю, стал спрашивать «дядину-вотчину». Збут подивился великодушию Илии, ведь если бы он сидел у русского богатыря на груди, то вспорол бы ее. Прощался с врагом святой такими словами: «Поезжай, Збут Борис-королевич, млад ты, ко своей сударыне-матушке…»

Благородство всегда отличало русских воинов. И сегодня православные, сражающиеся в Новороссии, милосердны к пленным – они отпускают из «котлов» окруженные войска противников, щадя мальчишек-срочников, принуждаемых фашистской властью к войне с единокровными и единоверными братьями. «Спокойная величавая мощь Илии где-то над удалью и суетой. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его изумляет нас гораздо сильнее телесных подвигов», – писал о богатыре один из современных нам исследователей (ЖМП. 1988. № 8).

Святой Илия Муромец почил около 1188 года, перед кончиной приняв постриг в Киево-Печерской лавре, и ныне российское воинство молится ему как своему духовному покровителю.

 


Памятник святым Петру и Февронии
на фоне Благовещенского монастыря

 

Поклонившись святыням Спасо-Преображенской мужской обители, мы направились к расположенному неподалеку Свято-Троицкому женскому монастырю.

История о преподобных Петре и Февронии, мощи которых пребывают в главном монастырском соборе, не менее поучительна. Повесть о святых была написана известным древнерусским агиографом Ермолаем-Еразмом в середине XVI века и зафиксировала как исторические факты из их жизни, так и различные местные предания.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и жил в конце XII – начале XIII века. Жену его родного брата, князя Павла, злой дух искушал на прелюбодеяние. Окружающим бес представлялся в виде самого князя, а княгиня видела демона в истинном его обличье. Верная супруга ничего не утаила от мужа, и он, выслушав ее, посоветовал ей выспросить у змия, от чего тому суждена смерть. Княгиня, последовав совету, узнала, что смерть змия будет «от Петрова плеча и Агрикова меча». Разгадывая, что же это означает, князь рассказал все младшему брату. Петр, внявший его словам, уверился в том, что враг погибнет именно от его руки, и потому стал размышлять, как же ему добыть указанное оружие. Для уединенной молитвы благоверный князь часто посещал различные церкви. И вот в одной из них к нему подошел отрок с предложением показать Агриков меч, лежавший в алтарной стене между плитами. Помня о предначертанном ему подвиге, святой забрал меч и действительно вскоре поразил им змия. Но несколько капель зловредной вражией крови коснулись князя, и его тело покрылось струпьями и язвами, которые не мог исцелить ни один лекарь. Лишь девица Феврония из рязанского села Ласкова, обладавшая даром чудотворения, вернула Петру здравие, прежде взяв с него обещание, что она станет ему супругой. Однако исцелившийся князь жениться на простолюдинке не пожелал. Тогда его вновь поразил тот же недуг, Феврония опять его излечила, и тогда он уже сдержал свое слово.

Но бояре и особенно их жены весьма досадовали, что им, славящимся родовитостью, приходится подчиняться княгине-крестьянке. И они стали уговаривать князя отпустить Февронию. Убедившийся в мудрости и святости своей супруги Петр предпочел вместе с ней удалиться из Мурома, оставив княжение. И тогда в городе началось кровопролитие: каждый из бояр хотел занять место правителя, и многие из них погибли. Оставшиеся же в живых вместе с народом послали за Петром и Февронией, умоляя их вернуться в Муром и господствовать над ними, как прежде.

Жизнь свою святые провели в подвигах милосердия и молитвы, а незадолго перед кончиной они постриглись в монашество, святой Петр – в Спасо-Преображенском монастыре, а святая Феврония – в Крестовоздвиженском. Князь был наречен Давидом, а его супруга получила имя Евфросиния. Скончались преподобные 25 июня (8 июля по гражданскому календарю) 1228 года, в один день, что в народе было воспринято как небесный знак высоты их добродетелей – супружеской любви, единомыслия и верности. Благоверные Петр и Феврония почитаются как покровители православной семьи.

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник