ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА IV:
ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ

 

§ 16

НА КАНОНЕ ТРИ ЕКТЕНИИ

 

Во время канона Церковь положила три ектении, образуя этим, в честь Троицы, три статьи в каноне. Те же мысли и то же содержание, какое заключается в сих девяти песнях, находятся и у преподобного Иоанна Дамаскина и изображаются во всех его ирмосах и в канонах всех гласов, помещенных в Ирмологии.

Узнав содержание всякой песни, мы легко можем понять, почему Церковь опускает вторую песнь: «Вонми, небо, и возглаголю…» в течение всего года. В ней заключается не пение какое-нибудь к Богу, но обличение и угрозы развратным и непокорным иудеям. Посему Церковь и повелевает петь сию песнь в одно только время Четыредесятницы, в которое угрозами и печальными предсказаниями старается устрашить грешников, дабы через то возбудить их к покаянию. Причину сию полагает и Зонара: «Опускается же вторая песнь потому, что она не есть песнь Богу, но воззвание и угроза иудеям, изобличение их нечестия и предсказание казней, имеющих их постигнуть».

Посему, хотя и во всяком каноне, сообразно с девятеричным числом, заключается, кажется, и песней девять, но второй песни в числе их, кроме Четыредесятницы, нигде не находится. И это опущение не должно считать погрешностью, но сделано оно по вышеприведенной причине. Почему и в Ирмологии над сею второю песнию показано: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогда же стихословится, токмо во единой Четыредесятнице».

 

НА ВОСЬМОЙ ПЕСНИ

ВМЕСТО «СЛАВА…» ГОВОРИТСЯ

«БЛАГОСЛОВИМ ОТЦА…» И ПРОЧ.

 

На конце всякой песни последний тропарь есть Богородичен, который полагается из особенного усердия к Пресвятой Богородице Деве и составляется соответственно содержанию, заключающемуся в тропарях.

На всякой песни, при втором от конца тропаре, полагается «Слава…», а при последнем, Богородичне – «И ныне...». Но на восьмой песни «Слава…» отлагается, а вместо того читается «Благословим Отца и Сына…» и проч. и в катавасии прибавляется «Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви...». Этим показывается, что три еврейских отрока первыми словами теми изобразили некогда Троицу, а вторыми прославили воплощение Христа Господа. Потом, после восьмой и перед девятой песнию, воспеваем Виновницу и Посредницу воплощения Христова, восклицая: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Святитель Симеон Солунский (в гл. 349) пишет: «Сладкопесненно и громогласно поется вся песнь святых трех отроков с „благословите“ (седьмая и восьмая), через которую они словами „Благословим Отца и Сына и Святаго Духа…“ в пещи прославили Троицу, а словами „Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви…“ – воплощение Христово. Поелику все благое получили мы от Единого Бога Всесвятой Троицы и Слова, Единого от Троицы, Им мы воззваны от великого падения, восстали, озарены истинным Его светом и вознесены на Небеса: то тотчас, в девятой песни, воспеваем и Виновницу воплощения Слова, говоря: „Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим“».

Наконец, так как самое воплощение последовало в Новом Завете, то оно и возвещается не словами Ветхого, но словами Нового Завета и собственными словами Богоматери: «Величит душа Моя Господа…» и проч. Святитель Симеон (в гл. 310) пишет: «И в девятой песни, и пред нею, поется песнь Честнейшая всех, единой Всенепорочной, Пресвятой и Чистой Богородице и Преславной Марии, песнь пророческая и богословская, священная и святейшая из всех песней, ибо она изречена о неискусомужном Рождестве Ее, через которое Воплотившийся восприял нас по обещанию, данному Аврааму, как Нового Израиля».

 

ИРМОС

 

Ирмос происходит от глагола «ειρω» – «связываю», «соединяю», и есть тропарь, соединяющий собою все прочие тропари той же песни.

Во время пения греки редко смотрят в нотные книги, даже мало их имеют; а потому для пения они твердо помнят только некоторые общие тропари, по примеру которых поют и прочие тропари, заключающие в себе равное число слогов. Поэтому над каждою песнию надписывают они или все, или только первоначальные слова тех общих тропарей, дабы означить, что по примеру их надобно петь и следующие за ними тропари. Такие тропари, надписываемые или всеми или одними только первоначальными словами, в канонах называются ирмосы, а в стихирах – подобны.

Это самое и утверждают писатели. Некто написал: «Ирмосом называется такой тропарь, который составлен известным образом и назначен для пения, и который, чтобы не было излишества, соединяется и соглашается, в числе речений, с прочими тропарями», т. е. чтобы ирмос был настоящим образцом и примером для прочих тропарей, которые должны составляться по образцу его. Святитель Марк Ефесский говорит: «Ирмосы называются так потому, что к ним приплетаются прочие тропари, так что из них образуется как бы одна цепь». Зонара в объяснении на воскресные каноны святого Дамаскина пишет: «Ирмос называется так потому, что показывает, в каком порядке и связи должны следовать другие тропари, и каким образом и напевом их должно петь».

Итак, название ирмос происходит от того, что он соединяет и привязывает к себе в пении последующие тропари, которые поются по образцу его: так как и всякий тропарь есть та самая песнь, которая обращается по образцу ирмоса или подобна, как сказано выше (о тропаре, в § 9). Посему нигде в канонах ирмос, а в стихирах подобен, не бывает обширнее тропарей своих, ни тропари обширнее ирмоса или подобна; но, как в поэтических стихах, последующие строфы всегда бывают сходны в числе стоп или слогов с первыми, так и тропари должны иметь столько же стоп или слогов, сколько их имеет ирмос или подобен. Ирмос и подобен тем различаются, что первый поется перед тропарями, а другой не поется никогда, но только указывает, как нужно петь тропари.

Что сказано об ирмосе и подобнах, то надо разуметь и о том, когда канонарх перед стихирами возглашает глас октоиха или минеи, говорит прокимен или поет «Да исправится…»; или когда один из стоящих на клиросе поет «Во Царствии Твоем…»; «Непорочнии в путь…», «Аллилуиа»; «Заповеди Твоя…»; «Помилуй раба Твоего…»; «Имя Твое…», «Аллилуиа» и проч., всем этим дается знать, что и следующие за сими словами стихи должно петь по тому же образцу. Посему эти речения, которые один говорит или поет, похожи отчасти на ирмосы или подобны. Об этом будет сказано отдельно в своем месте.

 

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
«Грехи твоя милостынями искупи»

    


   1. Знаете ли Вы, что добродетели милосердия и сострадания к ближним особенно уподобляют нас Богу?
    да – 96%; нет – 4%

 

    2. Известно ли Вам, что, по учению Церкви, польза милостыни столь велика, что она может искупать грехи (Грехи твоя милостынями искупи (Дан. 4, 24))?
    да – 89%; нет – 11%

 

    3. Подаете ли Вы милостыню нищим?
    да – 98%; нет – 2%

 

    4. Согласны ли Вы, что христианин и в достатке, и в бедности должен благодарить Творца?
    да – 100%



 


     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник