АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА IV:
ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ
§ 16
НА КАНОНЕ ТРИ ЕКТЕНИИ
Во время канона Церковь положила три ектении, образуя этим, в честь Троицы, три статьи в каноне. Те же мысли и то же содержание, какое заключается в сих девяти песнях, находятся и у преподобного Иоанна Дамаскина и изображаются во всех его ирмосах и в канонах всех гласов, помещенных в Ирмологии.
Узнав содержание всякой песни, мы легко можем понять, почему Церковь опускает вторую песнь: «Вонми, небо, и возглаголю…» в течение всего года. В ней заключается не пение какое-нибудь к Богу, но обличение и угрозы развратным и непокорным иудеям. Посему Церковь и повелевает петь сию песнь в одно только время Четыредесятницы, в которое угрозами и печальными предсказаниями старается устрашить грешников, дабы через то возбудить их к покаянию. Причину сию полагает и Зонара: «Опускается же вторая песнь потому, что она не есть песнь Богу, но воззвание и угроза иудеям, изобличение их нечестия и предсказание казней, имеющих их постигнуть».
Посему, хотя и во всяком каноне, сообразно с девятеричным числом, заключается, кажется, и песней девять, но второй песни в числе их, кроме Четыредесятницы, нигде не находится. И это опущение не должно считать погрешностью, но сделано оно по вышеприведенной причине. Почему и в Ирмологии над сею второю песнию показано: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогда же стихословится, токмо во единой Четыредесятнице».
НА ВОСЬМОЙ ПЕСНИ
ВМЕСТО «СЛАВА…» ГОВОРИТСЯ
«БЛАГОСЛОВИМ ОТЦА…» И ПРОЧ.
На конце всякой песни последний тропарь есть Богородичен, который полагается из особенного усердия к Пресвятой Богородице Деве и составляется соответственно содержанию, заключающемуся в тропарях.
На всякой песни, при втором от конца тропаре, полагается «Слава…», а при последнем, Богородичне – «И ныне...». Но на восьмой песни «Слава…» отлагается, а вместо того читается «Благословим Отца и Сына…» и проч. и в катавасии прибавляется «Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви...». Этим показывается, что три еврейских отрока первыми словами теми изобразили некогда Троицу, а вторыми прославили воплощение Христа Господа. Потом, после восьмой и перед девятой песнию, воспеваем Виновницу и Посредницу воплощения Христова, восклицая: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Святитель Симеон Солунский (в гл. 349) пишет: «Сладкопесненно и громогласно поется вся песнь святых трех отроков с „благословите“ (седьмая и восьмая), через которую они словами „Благословим Отца и Сына и Святаго Духа…“ в пещи прославили Троицу, а словами „Хвалим, благословим, поем, покланяемся Господеви…“ – воплощение Христово. Поелику все благое получили мы от Единого Бога Всесвятой Троицы и Слова, Единого от Троицы, Им мы воззваны от великого падения, восстали, озарены истинным Его светом и вознесены на Небеса: то тотчас, в девятой песни, воспеваем и Виновницу воплощения Слова, говоря: „Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим“».
Наконец, так как самое воплощение последовало в Новом Завете, то оно и возвещается не словами Ветхого, но словами Нового Завета и собственными словами Богоматери: «Величит душа Моя Господа…» и проч. Святитель Симеон (в гл. 310) пишет: «И в девятой песни, и пред нею, поется песнь Честнейшая всех, единой Всенепорочной, Пресвятой и Чистой Богородице и Преславной Марии, песнь пророческая и богословская, священная и святейшая из всех песней, ибо она изречена о неискусомужном Рождестве Ее, через которое Воплотившийся восприял нас по обещанию, данному Аврааму, как Нового Израиля».
ИРМОС
Ирмос происходит от глагола «ειρω» – «связываю», «соединяю», и есть тропарь, соединяющий собою все прочие тропари той же песни.
Во время пения греки редко смотрят в нотные книги, даже мало их имеют; а потому для пения они твердо помнят только некоторые общие тропари, по примеру которых поют и прочие тропари, заключающие в себе равное число слогов. Поэтому над каждою песнию надписывают они или все, или только первоначальные слова тех общих тропарей, дабы означить, что по примеру их надобно петь и следующие за ними тропари. Такие тропари, надписываемые или всеми или одними только первоначальными словами, в канонах называются ирмосы, а в стихирах – подобны.
Это самое и утверждают писатели. Некто написал: «Ирмосом называется такой тропарь, который составлен известным образом и назначен для пения, и который, чтобы не было излишества, соединяется и соглашается, в числе речений, с прочими тропарями», т. е. чтобы ирмос был настоящим образцом и примером для прочих тропарей, которые должны составляться по образцу его. Святитель Марк Ефесский говорит: «Ирмосы называются так потому, что к ним приплетаются прочие тропари, так что из них образуется как бы одна цепь». Зонара в объяснении на воскресные каноны святого Дамаскина пишет: «Ирмос называется так потому, что показывает, в каком порядке и связи должны следовать другие тропари, и каким образом и напевом их должно петь».
Итак, название ирмос происходит от того, что он соединяет и привязывает к себе в пении последующие тропари, которые поются по образцу его: так как и всякий тропарь есть та самая песнь, которая обращается по образцу ирмоса или подобна, как сказано выше (о тропаре, в § 9). Посему нигде в канонах ирмос, а в стихирах подобен, не бывает обширнее тропарей своих, ни тропари обширнее ирмоса или подобна; но, как в поэтических стихах, последующие строфы всегда бывают сходны в числе стоп или слогов с первыми, так и тропари должны иметь столько же стоп или слогов, сколько их имеет ирмос или подобен. Ирмос и подобен тем различаются, что первый поется перед тропарями, а другой не поется никогда, но только указывает, как нужно петь тропари.
Что сказано об ирмосе и подобнах, то надо разуметь и о том, когда канонарх перед стихирами возглашает глас октоиха или минеи, говорит прокимен или поет «Да исправится…»; или когда один из стоящих на клиросе поет «Во Царствии Твоем…»; «Непорочнии в путь…», «Аллилуиа»; «Заповеди Твоя…»; «Помилуй раба Твоего…»; «Имя Твое…», «Аллилуиа» и проч., всем этим дается знать, что и следующие за сими словами стихи должно петь по тому же образцу. Посему эти речения, которые один говорит или поет, похожи отчасти на ирмосы или подобны. Об этом будет сказано отдельно в своем месте.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Грехи твоя милостынями искупи» |
1. Знаете ли Вы, что добродетели милосердия и сострадания к ближним особенно уподобляют нас Богу?
2. Известно ли Вам, что, по учению Церкви, польза милостыни столь велика, что она может искупать грехи (Грехи твоя милостынями искупи (Дан. 4, 24))?
3. Подаете ли Вы милостыню нищим?
4. Согласны ли Вы, что христианин и в достатке, и в бедности должен благодарить Творца?
|