ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Нужно готовить паству
к грядущим испытаниям в вере»

 

 

 

 

Окончание. Начало см. в № 21 (117)

 

О православном священстве, трудностях пастырского служения и семейной жизни, а также о проблемах стояния в истине рассуждает наш постоянный автор протоиерей Владислав Озеров.

 

– Отец Владислав, что Вы думаете о жизненном кресте супруги священника? Какие душевные качества необходимы матушкам, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются и как преодолевают их?

– Матушка должна быть поддержкой и опорой для мужа, соучастницей в его трудном и ответственном служении Богу и ближним. Но, к сожалению, нередко бывает так, что она требует особого внимания к себе и вместо помощи, напротив, создает такие ситуации, которые отнимают у батюшки дополнительные физические и душевные силы. Никто не спорит, крест матушек – очень тяжелый, но если они пронесут его достойно, их ожидает великая награда в Царствии Небесном. Равно как и наказание будет суровым для тех из них, кто полагает препятствия в служении супруга.

Терпение, пожалуй, самое главное качество, необходимое женам священников. Им приходится терпеть невнимание мужей, порой отсутствие необходимой помощи, много трудиться самим, особенно если семья многодетная…

 

– Хочется услышать Ваше мнение о таких проблемах современного пастырства, как епископский произвол, материальные трудности священнических семей, зависимость от спонсоров, помогающих в восстановлении храма...

– Отчасти я сталкивался с такими трудностями, хотя в полной мере мне и не приходилось испытывать те беды и скорби, которые выпадают на долю других отцов. Нам повезло с Владыкой: он не перемещает священнослужителей с прихода на приход; я, например, многие годы настоятельствую в одном храме. Но что касается его восстановления – были определенные сложности. Когда я был назначен на этот приход, он еще строился, от прежнего настоятеля остались огромные долги, арестованный счет... Пришлось решать массу проблем, это отнимало много энергии, отвлекало от основных пастырских обязанностей. Конечно, я понимал, что так быть не должно, но что оставалось делать? Искал и находил спонсоров, налаживал контакты с властями… Однако при этом, милостью Божией, удалось избежать какой-либо зависимости, сохранить дистанцию.

Считаю, что при общении с высокопоставленными лицами священнику необходимо держаться четкой позиции: есть вопросы, допускающие уступки, но существуют и границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя переступать. Недопустимо нарушать церковные правила, каноны, потому что если пастырь в угоду властьимущим сделает это хотя бы единожды, потом ему уже сложно будет остановиться. Могу сказать, что власти и спонсоры, видя в батюшке принципиальность, твердую приверженность не каким-то своим личным прихотям, а именно церковным нормам, сначала выражают недовольство, но потом, со временем, начинают его уважать и уже опасаются различных нарушений, считаются с его мнением.

 

– Как Вы относитесь к остро стоящей в наши дни проблеме реформации церковных устоев и уставов: экуменическим контактам, сокращению и искажению богослужебных чинов и т. п.? Как быть, если взгляды правящего архиерея и священника по этим вопросам не совпадают?

– У меня отношение ко всем таким новшествам отрицательное. По возможности в своих проповедях и личных беседах стараюсь затрагивать данные темы, высказываю свою позицию, основанную на традиционном святоотеческом церковном учении. Т. е. подготавливаю паству к неизбежным искушениям, объясняю опасность модернизма как для нашей Церкви в целом, так и для души каждого отдельно взятого ее члена, погибельность отступлений от истины. Распространяю православно-патриотическую литературу, например, книги «Плоды экуменического древа», «Старый стиль лучше новых двух», распечатываю и раздаю апологетические антиобновленческие статьи из православных изданий и интернет-сайтов…

А что касается архиерея – это как раз тот случай, когда нужно во что бы то ни стало говорить правду, не идти на компромиссы. С одной стороны – необходимо избегать неразумной горячности, не провоцировать конфликт резкими высказываниями и бурными эмоциями. И в то же время – спокойно, кротко, смиренно, но твердо стоять на своем и свидетельствовать об истине. Потому что дело касается спасения души, верности учению нашей Святой Православной Церкви.

 

– Не менее актуальна тема глобализации и цифровой идентификации. Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями на этот счет. Не испытываете ли Вы каких-либо гонений, притеснений в связи с имеющимися убеждениями? Есть ли у Вас единомышленники среди клира?

– Думаю, что каждый человек, желающий разобраться в подобных вопросах, если не отмахнется и постарается вникнуть в суть происходящего, придет к выводу, что проблема глобализации, цифровой идентификации и внедрения электронных документов прежде всего духовная. Принятие глобалистских новшеств на духовном уровне равнозначно согласию на вступление в царство антихриста. И я убежден, что священник должен говорить об этом как об опасности для спасения души, должен предупреждать, что принимать идентификаторы нельзя.

Каких-либо явных гонений пока не было, но до меня доходили нелесные отзывы со стороны собратьев-пастырей и слухи о возможных канонических прещениях от архиерея. Наш приход территориально удален от центра епархии, может быть поэтому меня особо не трогают. В то же время некоторые отцы открыто выказывали недовольство тем, что прихожане их храмов ездят для духовных бесед и исповеди к нам, желая окормляться у единомысленного батюшки. Вот на таком, если можно так сказать, личном уроне, есть определенные столкновения и недоразумения. Сочувствующие и имеющие те же взгляды, слава Богу, встречаются. Но все же большинство предпочитает просто устраняться от этой проблемы, делая вид, что ее не существует. А по свидетельству моих прихожан, в нашей епархии служат и такие священники, которые не разрешают верующим, отказавшимся от смущавших их совесть документов, приступать ко Святой Чаше, что, конечно же, неоправданно и недопустимо.

 

– Как нужно, на Ваш взгляд, вести себя пастырю в случае принуждения со стороны священноначалия к принятию каких-либо противоправославных новшеств? Как самому не отступить от истины и не склонить духовных чад на путь погибели?

– Надо стоять на православных позициях и ничего противоречащего церковному учению и канонам не принимать. А дальше – как Бог даст. Если за это предстоят гонения – пусть так, на все воля Божия. Но я для себя лично решил, что с помощью Господа нашего Иисуса Христа ни в чем богопротивном участвовать не буду. И в раскол, в какие-то параллельные структуры уходить не намерен. Мы должны в нашей святой Церкви стоять и бороться. Ну, а паству нужно готовить к грядущим испытаниям в вере, предупреждать о наступлении нелегкого времени. Потому что, если произойдут какие-то серьезные отступления, которые были предсказаны Святыми Отцами, на уровне учения Церкви или богослужения (например, изменение Символа веры, соединение с католиками) – в такие храмы ходить будет уже нельзя. Придется спасаться небольшими группами, собираться общинками вокруг стоящих в истине священников, как это уже бывало в периоды гонений. В то же время необходимо призывать верующих до конца держаться нашей Русской Православной Церкви, ходить в храмы, исповедоваться, причащаться, осознавать, что это милость Божия, что мы можем участвовать в соборной молитве и вкушать Плоть и Кровь Христовы. Т. е. побуждать благодарить Бога за все – за наше богослужение и даже за современное немощное священство, через которое, несмотря ни на что, Господь в Таинствах подает верным Свою спасительную благодать.

 

– Что бы Вы хотели пожелать собратьям-отцам, читающим нашу газету, и их подопечным?

– Во-первых, конечно, всем желаю спасения души. Священникам – веры в Бога, внутреннего огня и стремления ревностно потрудиться на ниве Господней. Огня любви к Богу, который поможет не уклониться с правильного пути и преодолеть все трудности. А пастве – побольше молиться о своих духовниках, чтобы Господь даровал им мудрость, духовную крепость и стремление быть истинными наставниками, готовыми душу свою положить за овцы своя. А кроме того – всем взаимного уважения и любви друг к другу, понимания того, что сегодня мы все немощные и маловерные и, с одной стороны, нам нужно держаться православной истины, хранить свою веру и в этом быть безкомпромиссными, но в то же время проявлять снисхождение и терпение по отношению к ближним, как сказано в Священном Писании: Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник