АКТУАЛЬНО | КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА | СТРАНИЦА 4 |
В преддверии конца 2014 года множество граждан просит «Союз православных юристов» и редакцию «Православного Креста» помочь им в правильной форме, юридически грамотно отказаться от универсальной электронной карты. В публикуемом ниже материале, составленном председателем «Союза» известным адвокатом Ольгой Алексеевной Яковлевой, доступно разъясняются регламентирующие выпуск УЭК положения законодательства, а также механизм отказа от этих новшеств.
1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ НЕ УСПЕВАЮТ
ВЫПОЛНЯТЬ ВОЗЛОЖЕННЫЕ
НА НИХ ЗАКОНОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
В соответствии со статьей 26 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с 1 января 2015 года универсальные электронные карты должны выдаваться гражданам, ранее не обратившимся с заявлением на получение или об отказе от УЭК. Эта же статья гарантирует право гражданина отказаться от карты. У людей возникает вопрос: когда и куда подавать заявление? К сожалению, однозначно и точно ответить на него сейчас невозможно. Причина заключается в том, что органы власти субъектов РФ сами не выполняют требования статьи 26 ФЗ-№210.
В соответствии с п. 4, субъект РФ не позднее 1 ноября 2014 года должен опубликовать в общероссийском или региональном издании, выходящем не реже раза в неделю, а также в сети Интернет на своем официальном сайте извещение о начале выпуска карт для указанной категории граждан. П. 5 предусматривает, что в течение срока (не менее 60 дней), установленного нормативным актом конкретного субъекта РФ, гражданин вправе обратиться в организацию, определенную субъектом РФ, с заявлением об отказе от получения УЭК.
Т. е., в соответствии с требованиями ФЗ-№210, все субъекты РФ до 1 ноября с. г. уже должны были разместить такие извещения и принять нормативные акты, регулирующие сроки и порядок подачи заявлений об отказе от карт. Однако, ознакомившись с материалами некоторых официальных сайтов, порталов исполнительных органов субъектов РФ, мы обнаружили следующую картину. На ресурсах многих субъектов информация устарела, отсутствуют даже сообщения о начале выпуска УЭК по заявлениям граждан. На других сайтах (таких большинство) содержатся общие сведения по данной теме, однако о способах отказа ничего не говорится. На некоторых же порталах опубликованы извещения о начале выдачи карт гражданам, ранее не получившим их и не отказавшимся от них, однако данных о нормативных актах со сроками для оформления отказов также нет. Таким образом, неготовность многих регионов выпускать УЭК для «отказников» очевидна; к числу «отстающих» субъектов относится даже Москва.
А «Российская газета» пишет, что по заявлениям, т. е. добровольно, УЭК получило более полумиллиона человек (численность населения нашей страны – более 140 миллионов). Т. е. понятно, что с 1 января 2015 года массового выпуска карт для граждан, не изъявивших желания их получать, не будет.
Наше заключение подтверждает и Приказ Минэкономразвития России от 17. 08. 2012 года № 517, которым утвержден документ об аннулировании УЭК, – «О порядке аннулирования универсальной электронной карты в случае отказа гражданина от ее использования». В п. 9 Приказа говорится: «В случае отказа гражданина от получения выпущенной на его имя УЭК или неявки гражданина за получением УЭК она возвращается для хранения в УОС (уполномоченную организацию субъекта РФ, – примеч. ред.) и подлежит аннулированию по истечении одного года со дня принятия в УОС».
Итак, к настоящему времени, несмотря на активную рекламу, добровольно карты получило мизерное число людей. Это свидетельствует о нежелании большинства граждан России использовать этот электронный «документ» в своей повседневной жизни. А поскольку цена авантюры весьма высока (в конце 2011 г. общие затраты на УЭК до 2016 г. оценивались в 101,3 млрд. руб., а Минэкономразвития еще ранее называло сумму в 135–170 (!) млрд. рублей (ссылка); в 2013 году проект внедрения УЭК и массовый выпуск карт были приостановлены именно по финансовым причинам), изготовление миллионов электронных карт для заведомого уничтожения видится инициаторам данного проекта неоправданным.
Но возможно, что операция по уничтожению невостребованных УЭК будет использована для списания миллиардов бюджетных денег. Ведь карты можно «выпускать и уничтожать» только на бумаге. Не вызывает сомнения, что тысячи граждан направят отказы от получения УЭК, однако большинство населения просто проигнорирует факт их выпуска. Между тем, «заботливые модернизаторы» могут сначала «выпустить» для этих людей миллионы дорогостоящих «документов», а затем вынужденно их «уничтожить», причем деньги будут считаться израсходованными. Такое предположение не лишено оснований, поскольку есть сведения, что отдельные государственные и негосударственные структуры уже «поживились» за счет так называемой модернизации. (В августе 2011 г. на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация о том, что Генпрокуратура направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»(ссылка).
2. В СЛУЧАЕ ВВЕДЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ «ПАСПОРТОВ»
ПОЛУЧЕНИЕ УЭК МОЖЕТ
СТАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ
Время показало, что процесс внедрения УЭК продвигается с большим затруднением. Кроме прочего, причина этого заключается и в том, что параллельно в Российской Федерации идет подготовка к введению электронных удостоверений личности. Такие «документы» должны стать едиными ключами доступа ко всем социальным и другим услугам. Их наличие будет условием получения медицинской помощи, пенсий, пособий, совершения банковских операций и иных юридически значимых действий. Если данные «документы» будут внедрены, необходимость в УЭК отпадет, поскольку функции этих электронных карт одинаковы. Такой прогноз подтверждается и официальными документами: в ответе помощника Президента РФ, начальника Правового управления Л. Брычевой от 4 июня 2014 года на Обращение депутатов Государственной Думы говорится: «В настоящее время прорабатываются предложения о внесении изменений в ФЗ-№210 в части исключения обязательности выдачи универсальных электронных карт (одновременно с рассмотрением проекта Федерального закона „Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ“, учитывающим право граждан использовать традиционные документы)» (ссылка).
Однако не следует надеяться, что УЭК окончательно исчезнет из нашей жизни. Несмотря на то, что их получило минимальное количество граждан, строители информационного общества уже позаботились о законодательном закреплении этого не воспринимаемого большинством населения страны «документа». Положения об использовании УЭК внесены во многие социально значимые законы, и на их основании карты будут навязываться людям «не мытьем, так катаньем» – при получении пенсий, заработной платы, оплате коммунальных услуг и т. д.
3. ПОКА ИЗМЕНЕНИЯ
ОБ ОТМЕНЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
УЭК В ФЗ-№210 НЕ ВНЕСЕНЫ,
НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОЛУЧАТЬ
ЭЛЕКТРОННУЮ КАРТУ ГРАЖДАНЕ ДОЛЖНЫ ОТ НЕЕ ОТКАЗАТЬСЯ
Несмотря на отсутствие в различных субъектах РФ извещений и установленных сроков отказа от УЭК, гражданам нужно ориентироваться на Федеральный закон и подать заявление об отказе до 1 января 2015 года. Если на сайтах исполнительных органов власти и в печати нет данных об организации, куда подаются такие документы, их необходимо направить в сам орган исполнительной власти – правительство конкретного субъекта РФ. Кроме того при отказе от УЭК обязательно надо внимательно изучить бланки отказных заявлений, предлагаемые уполномоченными организациями.
Регионы-«передовики», своевременно опубликовавшие извещения о выпуске карт для граждан, не отказавшихся от них и не получивших их в добровольном порядке, обнародовали и бланки заявлений об отказе от УЭК. На официальных сайтах некоторых субъектов размещены вполне адекватные образцы, не содержащие требований о согласии на обработку персональных данных и предоставлении дополнительной информации (кроме паспортных данных, используемых для удостоверения личности подающего заявление гражданина). Если в вашем регионе предлагается такой бланк, его можно заполнить и подать – лично или по почте.
Однако многие регионы разместили бланки заявлений об отказе от УЭК, противоречащие ФЗ-№210 и Конституции РФ – с перечнем конфиденциальной информации, которую якобы обязан предоставить гражданин, а также с требованием дать согласие на обработку персональных данных. Но в соответствии со статьей 9 ФЗ-№152 «О персональных данных»: «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
Окончание см. на стр. 5