ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАМЯТНАЯ ДАТА ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Преподобный Сергий и современность

 

 

 

 

В нынешнем году мы отмечали 700-летний юбилей со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В честь данного события совершались церковные празднества, устраивались многочисленные общественные мероприятия. Все это свидетельствует о значительном влиянии преподобного на историю Российской державы и на жизнь наших современников. Попробуем выявить и осознать причины подобного позитивного воздействия личности святого на целую историческую эпоху народного бытия.

 

Преподобный Сергий Радонежский – одна их ключевых фигур золотого духовного века России. Именно вокруг него сплотились, взросли и воспитались многочисленные столпы духовной жизни земли Русской. Ученики преподобного создали множество монастырей по всей территории нашей Родины. Основой их жизни были чистый православный аскетизм, глубокое внутреннее молитвенное делание и нескончаемая жертвенная любовь к ближним. То, что было заложено преподобным Сергием и его учениками, во многом предопределило моральные устои наших предков и канву ряда исторических событий. Благотворное влияние этого святого на Россию ощущается до сих пор. Его мощи в Троице-Сергиевой лавре под Москвой стали своего рода духовным сердцем нашей Родины, к которому стекаются миллионы людей со своими скорбями, нуждами и чаяниями.

В современном обществе слово «духовность» зачастую употребляется в совершенно чуждом христианству значении. Из-за этого оно утрачивает свою смысловую сущность и растворяется в спектре современных секулярных представлений о душевной жизни человека. Постараемся вернуться к тому его пониманию, которое веками было свойственно всему христианскому миру России и преподобному Сергию.

«Духовность» происходит от слова «Дух», в христианской аскетике означающего Третье Лицо Святой Троицы, Бога Духа Святаго, о Котором в молитве «Царю Небесный» сказано: «Иже везде сый и вся исполняяй». Т. е. Который животворит, дает жизнь всему сущему, энергией Которого содержится весь мир. В Евангелии сказано: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). Что же это означало в понимании преподобного Сергия?

Человек был создан Богом в последний день творения по Своему образу. Его созданию, в отличие от сотворения всей другой твари, предшествовал совет Пресвятой Троицы: Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Величию человека как образа Божия соответствовало и его Божественное предназначение: И да владычествует они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями] и над скотом, и над всею землею (Там же). Человек был создан как венец всей тварной природы и наделен Божественным духом, приобщающим его естество к духовному, невидимому миру: Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Там же. 2, 7). «Дыхание жизни», согласно толкованию Святых Отцов, означает, что Бог дал Своему созданию дух свободный, разумный, живой и безсмертный, по образу Своему. Именно дух, подобие Божественного Духа, определяет Богоподобие человека, – его наличием он отличается от всех остальных живых тварей.

Слова сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему имеют глубокое символическое значение, о котором писали многие Святые Отцы и которое, по их мнению, означает «подобие» как предназначение, цель человеческой жизни. В частности, святитель Григорий Нисский учил: «Первое (гр. „икона“ – образ) мы имеем по сотворению, а последнее (гр. „омиосин“ – подобие) мы совершаем по произволению» (Цит. по: Лопухин А.П. Толковая Библия. Петербург, 1904–1907. Т. 1. С. 121). Анализируя библейское повествование о сотворении человека, святитель Василий Великий писал: «При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему» (Свт. Василий Великий. Беседа первая о сотворении человека «по образу...» // ЖМП, 1972. № 1. С. 36).

Многие Отцы также соотносили образ Божий со Второй Ипостасью Святой Троицы, Богом Словом, Господом нашим Иисусом Христом. Ведь Богочеловек Иисус Христос – это совершенный Бог и совершенный Человек. Т. е. Человек, в котором полностью реализовано подобие Божие. Поэтому для нас это и есть безупречный Образец, к Которому мы должны стремиться. У человека, стяжавшего подобие Божие, должны быть такие же чувства, мысли, направленность воли, как у Господа Иисуса Христа. Он должен весь светиться любовью, ибо Бог есть Любовь.

К стяжанию Богоподобия, к соединению с Божеством Святаго Духа путем очищения души покаянием и развитию в себе необходимых добродетелей и призывал преподобный Сергий. И не только призывал, но и подавал в этом пример. Неслучайно он прославлен в лике преподобных, т. е. уподобившихся Богу. Это был человек, ставший инструментом Святаго Духа, через которого Бог являл Свою волю и силы. А поскольку Бог есть Творец и Созидатель, то и святые Его созидают и творят добро в этом мире. Отсюда – такая созидательная роль преподобного Сергия в русской истории. Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Святой, вошедший в Царство Небесное и имеющий дерзновенную молитву к Богу, там, на небесах, продолжает ходатайствовать за свой народ.

На протяжении практически тысячи лет Русское государство формировалось под воздействием православных идеалов, христианских морально-нравственных ценностей. Вся культурно-историческая судьба нашего народа неразрывно связана с Православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение в области литературы, архитектуры, живописи, педагогики, в народном быту и даже в форме политического управления страной. Православная Церковь веками служила для Руси основой ее единства. И здесь мы можем говорить об огромном вкладе преподобного Сергия и его учеников в дело христианизации нашей Родины. По свидетельству иностранных гостей, в частности, из записок греческого архидиакона Павла (Алеппского), мы узнаем, что Россия ХV–ХVII веков представляла собой подобие большого монастыря. Русский человек старался все делать во славу Божию, ради Христа, руководствуясь Священным Писанием и Святоотеческим Преданием. Примечательно, что великие писатели, поэты, художники, философы, ученые нашей Родины разных эпох, как правило, были верующими. Вера не только не препятствовала их творчеству, но, напротив, служила постоянным источником вдохновения (достаточно вспомнить такие имена, как Гоголь, Пушкин, Достоевский, Васнецов, Ломоносов, Менделеев, Павлов и многие другие). Однако в результате Октябрьского переворота 1917 года произошла коренная ломка всех духовно-нравственных ценностей христианской Руси. На смену им пришла лжедуховная идеология марксизма-ленинизма, прервавшая тысячелетнюю культурно-историческую традицию и отторгнувшая народ от живительных истоков Православной веры. Ныне же, после краха коммунистической идеологии, большая часть нашего народа отошла от ложных идеалов, но и не вернулась к своим прежним историческим духовным ориентирам.

В современном обществе мы наблюдаем мощную атаку на исконно христианские ценности. С момента появления человека на свет западноевропейское общество при помощи различных социальных институтов и средств массовой информации пытается сформировать его личность по заданной матрице либеральных приоритетов, имеющих гедонистическое, а по сути сатанинское начало. Например, т. н. программа секспросвета, внедряемая в обществе западной цивилизации, подразумевает развращение детей. Продуманно и поэтапно уничтожается целомудрие, во многом определяющее духовное развитие людей. Даже если обработанный подобным образом ребенок впоследствии не станет содомитом-извращенцем, то блуд и прелюбодеяние почти гарантированно приобретут для него статус жизненной нормы. Кроме того, современная массовая культура при помощи новейших психотехник в области манипуляции сознанием буквально зомбирует наших современников. Индивидуализм, агрессия, безответственность, плоскость мышления, погруженность в виртуальный мир становятся характерными чертами молодежи. Результаты хорошо организованной идеологической обработки населения видны на примере событий на Украине: наш братский славянский народ видит в России врага, бездумно кричит: «Москалей на ножи!» и мечтает о сладкой жизни после вступления в Евросоюз. Все такие мечты безплодны и безосновательны, но сила зомбирования столь велика, что люди втянуты в гражданскую войну и идут умирать за ложные идеалы.

То же самое может случиться и с народом России – если мы будем внимать вражеской пропаганде и примем массовую культуру и гедонистические ценности как новый закон бытия; если прервем нашу культурно-религиозную историческую традицию, связь с духовным наследием предков и, в частности, с преподобным Сергием. Наша национальная самоидентификация и существование русского народа напрямую зависят от верности духовным заветам святых и неуклонного следования собственным историческим путем.

700-летний юбилей преподобного Сергия должен стать не просто данью славной истории Руси, но и своего рода предвестником воскресения. Он должен быть ознаменован возвращением к той духовной традиции, которая была присуща святому Сергию Радонежскому и его ученикам. Жизнь во имя духовных идеалов, хранение своей совести, поиск и исполнение воли Божией помогут нам вновь обрести государственную мощь и станут залогом счастливого будущего нашего народа.

 

Священник Алексий МОРОЗ,
профессор богословия, кандидат педагогических наук,
член правления Санкт-Петербургского отделения Союза
писателей России, духовник и председатель Собора
православной интеллигенции

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник