ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

КНИЖНАЯ ДИВЕРСИЯ
ВРАГОВ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

 

 

ВРЕМЯ ПОДМЕН

 

Именно так можно охарактеризовать современность. И это утверждение касается, к сожалению, даже церковной жизни. Черное тут представляется белым, а белое – черным; зло именуется добром, добро – злом; еретики чествуются как великие богословы, а подлинные сосуды Духа Святаго порицаются за «узость» мировоззрения. Нет, к несчастью, и недостатка в лицах, облеченных священным саном и занимающих высокое положение в Церкви, которые эту ложь поддерживают, подпитывают, поощряют и лично распространяют.

Такие рассуждения родились в связи соследующим событием: 2 сентября с. г. на 28й Московской международной книжной ярмарке состоялась презентация первого тома собрания сочинений протоиерея Александра Меня. Участники мероприятия – священники, ученые и журналисты – поделились своими размышлениями об отце Александре как проповеднике, библеисте и апологете, а также о его самой известной книге – «Сын Человеческий», опубликованной в первом томе.

Однако и само решение Издательства Московской Патриархии выпустить 15 томное собрание трудов клирика-модерниста, и прозвучавшие на презентации оценки его личности и литературной деятельности при ознакомлении с биографией и мировоззрением этого автора, мягко говоря, смущают.

 


Священникмодернист А. Мень

 

 

КТО ТАКОЙ ПРОТОИЕРЕЙ
АЛЕКСАНДР МЕНЬ?

 

Приведем для наших читателей основные вехи жизненного пути отца Александра. Родился он в семье супругов Меней – инженера текстильной фабрики Вольфа Гершлейбовича и чертежницы Елены Соломоновны (в девичестве Цуперфейн) – в 1935 году. Выкрест из иудаизма. Закончив школу, поступил на заочное отделение охотоведческого факультета Московского пушно-мехового института, после расформирования которого учился в Иркутском сельхозинституте; был отчислен с последнего курса. Увлекшись, как и многие молодые люди, запрещенной в те годы религией, Александр выделялся среди прочих своими «необычными», модернистскими взглядами на Православие. Вероятно, именно благодаря этой уже тогда заметной его склонности к обновленческим идеям, в 1958 году по протекции разделявшего экуменические заблуждения инспектора Московской духовной академии А.В. Ведерникова он поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1960 году.

В 1958 году Ведерниковым А. Мень был представлен митрополиту Николаю (Ярушевичу) и вскоре, получив рукоположение в диаконы, начал служить на приходе села Акулова (Одинцовский р-н Московской обл.). Затем, став священником, он проходил служение в подмосковных храмах сел Алабино, Тарасовка и Новая Деревня. К середине 80-х годов отец Александр приобрел необычайную популярность в среде советской интеллигенции, видевшей в нем посредника между безрелигиозной светской культурой и «модным» в тогдашней либеральной среде Православием. В 1990 году священник А. Мень был зарублен топором неизвестным убийцей и почти сразу же объявлен своими почитателями к мучеником.

 

ДРЕВНИЕ И НОВЫЕ ЕРЕСИ
В СОЧИНЕНИЯХ А. МЕНЯ

 

Рассмотрим теперь мировоззрение и литературное творчество протоиерея Александра. Уже со студенческой скамьи они определялись экуменическими мотивами, на почве чего он сблизился с историком Церкви и «богословом» модернисткого направления Н.Е. Пестовым, познакомившим его с западным «христианством». По личному признанию А. Меня, большое влияние на него оказал писатель В.С. Соловьев – еретик, изобретший осужденное впоследствии Церковью лжеучение о некой Софии, Премудрости Божией. Во многом «богословские» взгляды отца Александра сформировались на основании трудов и таких авторов, как «пророк» оккультного движения «Нью-Эйдж» Н.А. Бердяев, а также развивший лжеучение Соловьева о Софии до ереси о существовании четвертой ипостаси Святой Троицы протоиерей С. Булгаков. Кроме того, Мень увлекался сочинениями западных «богословов» – протестанта Гарнака, папистов Честертона, Любака и советника по литургической реформе второго Ватиканского собора Л. Буйе. «Очень дорожу духом второго Ватиканского собора», – признался он в одном из своих последних интервью.

С подачи ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии» вышеупомянутого Ведерникова с 1959 года в этом издании начали публиковаться статьи протоиерея Александра. Помимо них он писал и книги, наиболее известные из которых – «Сын Человеческий» (Брюссель, 1969), «Как читать Библию» (Брюссель, 1981), «Магизм и единобожие» (Брюссель, 1971), «Вестники Царства Божия. Библейские пророки (VIII–IV вв. до Р.Х.)» (Брюссель, 1972).

Анализируя литературные труды священника Меня, необходимо отметить, что его взглядам была присуща еретическая эклектика. Так, в своих сочинениях он проповедовал идеи арианства. В частности, в книге «Магизм и единобожие» Мень пишет о некоем тварном боге-посреднике в создании мира, являвшемся в Ветхом Завете (с. 335). В том же издании (с. 594), а также в книге «Как читать Библию» (с. 30–31) он говорит, что мир был сотворен в результате борьбы добра и зла, что по сути есть манихейская ересь. Разделял отец Александр и высказанные в труде «Магизм и единобожие» (с. 548–549) воззрения пелагиан, состоящие в том, что грехопадение якобы не изменило природы человека. Наконец, в «Сыне Человеческом» он соглашается с несторианской хулой, утверждая, что Христос был подвержен греху (с. 70) и страдал на Кресте как простой человек (с. 294).

 

О КНИГЕ
«СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

 

Остановимся подробнее на отдельных местах указанной работы, презентованной на книжной ярмарке.

В этом сочинении достаточно образно и детально изображены исторические события, на фоне которых проходила земная жизнь Спасителя, а также личности современников того периода. Между тем речь о Господе отличается не просто вялостью или сухостью, но какой-то непробиваемой схематичностью, формализмом. Описание Его земного пути и деяний лишено дорогих нам деталей, все важные моменты смазаны, повествование плоско. Силы автора были затрачены не на создание образа, а на то, чтобы загнать ум читателя в искусственные конструкции и абстракции. Он использовал прием средневековой европейской литературы, подменяющей конкретные понятия туманом всяческих «сверхидей» и «общечеловечностей». Или, проще говоря, последовал принципу: хочешь обойти трудный (для тебя) вопрос – либо лиши его четких границ, раствори в абстракциях, либо приземли его, сделай банальным и вульгарным. Так, будучи не в силах поверить в буквальное сотворение людей из праха земного, протоиерей Мень заявляет, что праотец Адам – это не конкретная историческая личность, а некий собирательный образ, символ «всечеловечества». И, напротив, Боговоплощение, столь же невместимое для автора, представляется в книге чем-то весьма обыденным, не выходящим за рамки будничных реалий. Соответственно, и евангельским чудесам дается максимально упрощенное, приземленное объяснение.

Например, о тьме, объявшей землю во время распятия Господня, святитель Иоанн Златоуст писал: «Дивно то, что знамение, которого они [иудеи] искали, было и с неба, и явилось по всей вселенной, чего прежде никогда не случалось, разве только в Египте, когда надлежало совершать пасху <…>. Заметь и то, когда это происходит: в полдень <…>. Этого достаточно было, чтобы обратить их [иудеев] к истине, не только ввиду величия чуда, но и в силу его благовременности». А вот как «просто» причину этого мрака объясняет отец А. Мень: «Подул ветер, и хмурые тучи заволокли небо» (с. 286). В примечаниях, ссылаясь на Златоуста, он указывает, что «тьма, описанная в Евангелии, не могла быть солнечным затмением», хотя сам Вселенский Учитель не отрицал чудесного ее происхождения. В итоге автор приходит к следующему рационалистическому выводу: «По-видимому, над Иерусалимом скопились тучи или воздух потемнел, как бывает, когда поднимается ветер хасмин» (с. 435). Это характерный пример его искаженного понимания и толкования Священного Писания и творений святых мужей.

А. Мень отвергает и неизбежность разделения на Страшном Суде Божием праведников и грешников и реальность геенны огненной для последних (с. 128, 419). По его мнению, повествование об этом в Евангелии – всего лишь притча, которую нельзя понимать буквально (с. 129). «Может ли Бог любви, возвещенный Христом, безконечно карать за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико, что оно будет существовать всегда, даже тогда, когда „во всем“ воцарится Господь?», – недоумевает автор (с. 128). Но сложно представить, что священник-модернист имел больше любви, чем Господь наш Иисус Христос, возвестивший людям о Страшном Суде и о вечных мучениях. Нельзя допустить и то, что отец Александр был милостивее святых, разумевших слова Господни о наказании грешников в прямом смысле, без каких-либо аллегорий. Например, блаженный Феофилакт Болгарский так комментирует этот евангельский текст: «И пойдут такие люди в муку вечную и никогда нескончаемую, а праведники – в Жизнь Вечную. Как святые имеют непрестающую радость, так грешники – непрестающее мучение; хотя Ориген (еретик, осужденный Пятым Вселенским Собором, – примеч. ред.) и пустословит, говоря, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что наступит время, когда, очистившись через мучение, они перейдут в то место, где находятся праведные, но эта басня ясно обличается здесь, в словах Господа». Вопреки сказанному, отец А. Мень превзошел даже анафематствованного Святыми Отцами Оригена: он не просто перенял его лжеучение, но и настаивал на нереальности Страшного Суда в принципе!

Поражает и небрежное, неблагоговейное отношение автора к словам Священного Писания.

В житии святителя Спиридона Тримифунтского приводится следующий случай. Однажды ученик святого, святитель Трифиллий, говоря в церкви поучение к народу, допустил небольшую неточность. Повеление Господне, обращенное к расслабленному: Восстани и возьми одр твой (Лк. 5, 24), он пересказал как: «Восстани и возьми ложе твое». «Услышав это, – сообщается в житии, – святой Спиридон встал с места и, не вынося изменения слов Христовых, сказал Трифиллию: „Неужели ты лучше сказавшего ‘одр’, что стыдишься употребленного Им слова?!“ Сказав это, он при всех вышел из церкви».

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник