ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Священное Коронование

 


Большая императорская корона,
изготовленная к Коронации Екатерины II

 

Обряд священного Коронования был совершен 22 сентября. Из внутренних покоев Императрица вышла в аудиенц-камеру, где находились заранее приготовленные регалии. После обычного окропления святой водой царского пути началось шествие с Красного крыльца к Успенскому собору. Императрица шла под балдахином, в ордене Андрея Первозванного, в парчовом платье, украшенном золотым позументом и вышитыми двуглавыми орлами. Восемь камергеров несли ее шлейф.

Во время священнодействия Екатерина Алексеевна, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону; после Миропомазания она через Царские врата прошла к престолу и там приобщилась Святых Таин по чину царскому.

Милости объявлены были в аудиенц-зале преимущественно лицам, выказавшим преданность Императрице при восшествии ее на престол, а также тем, которые отличились храбростью во время бывшей незадолго Прусской войны.

После торжественного обеда в Грановитой палате, данного в честь священного Коронования Императрицы, вечером Кремлевский дворец, колокольня Иоанна Великого и весь город были роскошно иллюминированы. Чтобы посмотреть на иллюминацию, Царица выходила инкогнито на Красное крыльцо, но была узнана народом и радостно им приветствована. <...>

В этот же день обнародованы были два Всемилостивейших манифеста. По первому из них повелено было освободить всех каторжных, исключая убийц и сосланных в безсрочную каторгу, и возвратить их на родину, отменена смертная казнь присужденным к ней, а равно и вечная ссылка с публичным наказанием для приговоренных к ней. Вместо этого повелено у осужденных дворян отнять чины и ни к каким делам их не допускать, а безчиновных сослать на поселение в отдаленные места. Освобождены также содержавшиеся под караулом по раскольничьим, соляным, корчемным делам и прощены вины неисправно исполнявшим свои должности.

Вторым манифестом подтверждались права и преимущества, дарованные Императрицей Елизаветой Петровной русскому войску, и учреждалась комиссия для разбора дел о лицах, несправедливо обойденных чинами и наградами и исключенных со службы. Заслуженным унтер-офицерам и нижним чинам, участвовавшим в Пальцигском и Франкфуртском сражениях, повелено было внепланово выдать полугодовое жалование.

 

Россия державная. М., 2007.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и у современных авторов.

 

 

10. НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБВИНЕНИЯ В ТОМ, ЧТО МЫ ОСТАВИЛИ
БЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛ КОРОНАЦИИ И НЕПРАВИЛЬНО
ПОНИМАЕМ СМЫСЛ СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ

 

Скажем сначала несколько слов о смысле Коронации. Очевидно, автор критики не имеет правильного представления о смысле этого священнодействия. Смысл его заключается в совершении над Государем Таинства святого Миропомазания, через которое на него изливаются дары Святаго Духа, столь нужные для его царского правления. Весь смысл, вся сущность Коронации с ее молитвами, которые произносятся Царем и коронующим архипастырем, и с торжественным исповеданием Царем Символа Православной веры перед лицом всего народа состоит именно в Таинстве Помазания Государя святым миром, а точнее, в получении через это Помазание особой благодати Святаго Духа – сугубой, сравнительно с прочими православными людьми, над которыми только один раз в жизни совершается это Таинство. Об этом-то смысле Коронации мы и говорим в своей книге, излагая учение о Царе как Помазаннике Божием.

Вот что нами по этому поводу было сказано, когда мы говорили, откуда ведет свое начало совершение Таинства святого Миропомазания над Царями Византии и России (см.: 1 Цар. 9, 16; 16, 1, 12, 13, 16): «Это Помазание является многозначительным фактом, одинаково как для Царя, так и для его подданных, ибо оно увеличивает его авторитет и достоинство. Через Таинство Миропомазания Царь делается священною особою. С этого момента его власть окружается Божественным ореолом.

Впрочем, не один только священный авторитет дает Царю его Помазание. В последнем сообщаются ему дары Святаго Духа <...> для царского правления, имеющего целью не только заботу о земном благоденствии подданных, но, преимущественно с момента Помазания, и заботу об их вечном спасении. С этого времени Царь своею самодержавною властью обязывается быть покровителем Православной Церкви, заботиться о водворении мира в святых Божиих Церквах, наблюдать за точным исполнением церковных постановлений в жизни подданных <...>, в особенности касательно чистоты Православной веры, и даже иметь попечение о распространении веры среди язычников» (Русская Идеология. С. 92–93).

 


Фрагмент картины «Миропомазание
Императора Николая Александровича»
Худ. В. СЕРОВ

 

О великом значении наших Царей как Помазанников Божиих не только для православных русских людей и для всей России, но и для всего мира, мы говорим и в дальнейших строках изложенного нами учения. А также, в целях его раскрытия, мы приводим и свидетельство митрополита Филарета о величайшем значении царского Помазания для подданных и всей вселенной (Там же. С. 94–96).

Если бы у автора критического отзыва было правильное представление о сущности и значении Коронации, то он не стал бы говорить, что мы оставили без исследования ее смысл. Но, не имея этого представления, он не понял и места из нашей книги, где приводится учение о царском Помазании, что то же – истинном смысле Коронации.

Автор критики заявляет, что симфония Церкви и государства, о которой мы говорим в своей книге, может быть именно понята в акте Коронации, и тогда будет ясно отличие симфонии от конкордата. Но т. к. мы, по его словам, оставили без исследования смысл Коронации, то отличие изложенной нами симфонии властей от конкордата становится, таким образом, будто неясным.

С этим нельзя согласиться, ибо после прочтения в нашей книге главы о симфонии, отличие ее от конкордата становится совершенно ясным даже и в том случае, если бы мы в действительности оставили без исследования смысл Коронации.

Конкордат есть вынужденная юридическая сделка между папою и светскими главами государств. А симфония властей представляет собою явление совсем другой природы. Она есть плод православного миросозерцания и представляет собою акт, в котором власть православного Царя и власть Православной Церкви свободною волею естественно стремятся к взаимному единению, оставаясь самостоятельными каждая в сфере своей деятельности.

 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см в след. номере.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник