АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Богослужебное Евангелие
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 22
«ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ» – ПЕРЕД НАДПИСАНИЕМ
ЕВАНГЕЛИЯ
И «ВОНМЕМ» –
ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ
Для выслушания святого Евангелия произносится не только «Премудрость», но и «прости». Святитель Герман говорит: «„Премудрость“ – Слово Божие – „прости, услышим святаго Евангелия“, т. е. да возносим сердца наши вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ».
Перед чтением же самого Евангелия говорится и «Вонмем». Чтение Евангелия показывает, что Премудрость – Христос, предсказанный пророками, что видно было из прокимна, и проповеданный апостолами, на что указывало чтение Посланий Апостольских, – теперь через чтение Евангелия везде и всеми видится, и всеми узнан как Сам Христос и является миру как бы лицом к лицу, да елицы приимут Его и уверуют во имя Его, приимут область чада Божия быти (см.: Ин. 1, 12).
Святитель Симеон Солунский (в гл. 67, о храме) пишет: «Самое же чтение Евангелия означает бывшую от учеников по Вознесении Господнем проповедь Евангелия во всем мире. Посему прежде читается Апостол, потом Евангелие; ибо сначала ученики были посланы, а потом обошли всю вселенную, проповедуя Евангелие».
Святитель Герман поясняет также: «Евангелие знаменует пришествие Сына Божия, когда Он видим был нам, уже не через облако и гадательно говоря с нами, как некогда с Моисеем, не звуками громов, не одним только гласом, среди мрака и огня на горе, и не в видениях, как с древними пророками, но открыто явился, истинно как человек, и видим был нами как кроткий и миротворный Царь, как дождь, без шума сошедший на руно; „и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины“ (Ин. 1, 14). Через Него беседовал с нами Бог и Отец устами к устам, а не в гаданиях; о Нем Отец с Неба свидетельствует, говоря: „Сей есть Сын Мой возлюбленный“ (Мф. 3, 17)».
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ БЫВАЕТ
ОТ ДИАКОНА НА АМВОНЕ
Святое Евангелие, содержащее в себе учение Самого Христа Спасителя, читается или диаконом, который тогда означает апостолов, или священником, который образует Самого Христа. А почему на Литургии диакон читает Евангелие не внутри алтаря, но на амвоне, причину этого святой Симеон (в гл. 98) объясняет так: «Священное Евангелие, после „Аллилуиа“, читается на амвоне потому, что апостолы проповедовали Евангелие, вышедши из Иерусалима».
ОСЕНЕНИЕ ПО ЕВАНГЕЛИИ
По прочтении Евангелия архиерей сходит с сопрестолия и из алтаря к народу и осеняет всех. Этим показывается: 1) что Христос по Вознесении победил мир; 2) что Христос, восшед на Небеса, не разлучается с нами, но по обетованию всегда пребывает с нами, и 3) что Он опять придет судить живых и умерших.
Святитель Симеон (в гл. 48) пишет: «Тотчас, нисходя с сопрестолия, архиерей показывает, что Христос через проповедь победил мир»; и (в гл. 98): «Архиерей, сходя с кафедры, находящейся на горнем месте, показывает промышление и попечение о нас Спасителево с Небес, потому что и по Вознесении Он не разлучился, но обещался всегда пребывать с нами. И то притом означается, что Он опять придет к нам во Втором Своем Пришествии».
§ 23
МИР
Намеревающимся читать Апостол и Евангелие сначала подается благословение, дабы они имели силу благовествовать, а по окончании чтения подается им мир – в возмездие за труд благовествования.
§ 24
ПОСЛЕ ЕВАНГЕЛИЯ –
ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ
Доселе архиерей или иерей представляли Христа и Его славу; теперь же они являются молитвенниками. Симеон Солунский (в гл. 72, о храме) говорит: «Пришед к престолу, архиерей начинает молитвы, показывая в своем лице служителя Таинству». А потому диакон, став на обычном месте, в настоящей ектении возглашает различные моления: во-первых, – о всех вообще, потом о Государе и всяком начальстве. Такое прилежное моление или сугубая ектения всегда читается непосредственно после Евангелия. Причину этого некто объясняет так: «Какое, если не сугубое, моление наиболее прилично после Евангелия о тех, кои защищают Евангелие и кои подражают благости и человеколюбию Христа, изображаемого в Евангелии?»
§ 25
ОГЛАШЕННЫЕ
С МОЛИТВОЮ ИЗВОДЯТСЯ
С сего времени начинается важнейшая часть Литургии, т. е. совершение Таинства и сошествие Всесвятаго Духа на Божественные Дары. В начале сего Тайнодействия Святые Отцы предполагают не духовное что-нибудь и совершенное, но как бы вещественное и несовершенное. Посему священник, готовящийся приступить к сему священнодействию, начинает изводить от лика верных несовершенных, т. е. оглашенных, которым при сем Таинстве нельзя оставаться, но теперь в церкви могут быть только одни верные. Впрочем, оглашенные из церкви выводятся не насильственно, но с молитвою; ибо прежде выведения из церкви им повелевается помолиться Богу за себя.
КАЮЩИЕСЯ ИЗВОДИЛИСЬ
С оглашенными некогда изводились и кающиеся, т. е. находящиеся под запрещением. Святой Герман кающихся ясно причисляет к оглашенным: «„Помолитеся, оглашеннии, Господеви“ – т. е. непосвященные, ненаученные, некрещеные, исповедавшие грех и еще состоящие под епитимиею. К ним-то взывает диакон, чтобы они молились, да получат отпущение и да удостоены будут Животворящей Жертвы после Крещения».
Изводить из церкви кающихся вместе с оглашенными повелевает и 19-е правило Собора Лаодикийского. А толкование на сие правило говорит, что неизвестно, когда прекратилось это обыкновение. О сем смотри в «Кормчей». Но и верные приглашаются помолиться об оглашенных, ибо все мы должны желать спасения ближнему, по слову апостольскому: Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити (Рим. 15, 1).
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Храни ум и сердце от учения лжи…» |
1. Знаете ли Вы, что Святые Отцы заповедовали православным христианам уклоняться от чтения еретических книг?
2. Согласны ли Вы, что с точки зрения спасения души труды авторов, позиционирующих себя православными, но проповедующих ереси, гораздо опаснее книг явных еретиков?
3. Приходилось ли вам читать сочинения священника-модерниста Александра Меня?
4. Согласны ли Вы, что переиздание еретических трудов А. Меня на высшем церковном уровне – диверсия врагов Православия? |