ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Богослужебное Евангелие

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 22

«ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ» – ПЕРЕД НАДПИСАНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ
И «ВОНМЕМ» – ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ

 

Для выслушания святого Евангелия произносится не только «Премудрость», но и «прости». Святитель Герман говорит: «„Премудрость“ – Слово Божие – „прости, услышим святаго Евангелия“, т. е. да возносим сердца наши вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем откровение благ».

Перед чтением же самого Евангелия говорится и «Вонмем». Чтение Евангелия показывает, что Премудрость – Христос, предсказанный пророками, что видно было из прокимна, и проповеданный апостолами, на что указывало чтение Посланий Апостольских, – теперь через чтение Евангелия везде и всеми видится, и всеми узнан как Сам Христос и является миру как бы лицом к лицу, да елицы приимут Его и уверуют во имя Его, приимут область чада Божия быти (см.: Ин. 1, 12).

Святитель Симеон Солунский (в гл. 67, о храме) пишет: «Самое же чтение Евангелия означает бывшую от учеников по Вознесении Господнем проповедь Евангелия во всем мире. Посему прежде читается Апостол, потом Евангелие; ибо сначала ученики были посланы, а потом обошли всю вселенную, проповедуя Евангелие».

Святитель Герман поясняет также: «Евангелие знаменует пришествие Сына Божия, когда Он видим был нам, уже не через облако и гадательно говоря с нами, как некогда с Моисеем, не звуками громов, не одним только гласом, среди мрака и огня на горе, и не в видениях, как с древними пророками, но открыто явился, истинно как человек, и видим был нами как кроткий и миротворный Царь, как дождь, без шума сошедший на руно; „и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины“ (Ин. 1, 14). Через Него беседовал с нами Бог и Отец устами к устам, а не в гаданиях; о Нем Отец с Неба свидетельствует, говоря: „Сей есть Сын Мой возлюбленный“ (Мф. 3, 17)».

 

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ БЫВАЕТ
ОТ ДИАКОНА НА АМВОНЕ

 

Святое Евангелие, содержащее в себе учение Самого Христа Спасителя, читается или диаконом, который тогда означает апостолов, или священником, который образует Самого Христа. А почему на Литургии диакон читает Евангелие не внутри алтаря, но на амвоне, причину этого святой Симеон (в гл. 98) объясняет так: «Священное Евангелие, после „Аллилуиа“, читается на амвоне потому, что апостолы проповедовали Евангелие, вышедши из Иерусалима».

 

ОСЕНЕНИЕ ПО ЕВАНГЕЛИИ

 

По прочтении Евангелия архиерей сходит с сопрестолия и из алтаря к народу и осеняет всех. Этим показывается: 1) что Христос по Вознесении победил мир; 2) что Христос, восшед на Небеса, не разлучается с нами, но по обетованию всегда пребывает с нами, и 3) что Он опять придет судить живых и умерших.

Святитель Симеон (в гл. 48) пишет: «Тотчас, нисходя с сопрестолия, архиерей показывает, что Христос через проповедь победил мир»; и (в гл. 98): «Архиерей, сходя с кафедры, находящейся на горнем месте, показывает промышление и попечение о нас Спасителево с Небес, потому что и по Вознесении Он не разлучился, но обещался всегда пребывать с нами. И то притом означается, что Он опять придет к нам во Втором Своем Пришествии».

 

§ 23

МИР

 

Намеревающимся читать Апостол и Евангелие сначала подается благословение, дабы они имели силу благовествовать, а по окончании чтения подается им мир – в возмездие за труд благовествования.

 

§ 24

ПОСЛЕ ЕВАНГЕЛИЯ –
ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ

 

Доселе архиерей или иерей представляли Христа и Его славу; теперь же они являются молитвенниками. Симеон Солунский (в гл. 72, о храме) говорит: «Пришед к престолу, архиерей начинает молитвы, показывая в своем лице служителя Таинству». А потому диакон, став на обычном месте, в настоящей ектении возглашает различные моления: во-первых, – о всех вообще, потом о Государе и всяком начальстве. Такое прилежное моление или сугубая ектения всегда читается непосредственно после Евангелия. Причину этого некто объясняет так: «Какое, если не сугубое, моление наиболее прилично после Евангелия о тех, кои защищают Евангелие и кои подражают благости и человеколюбию Христа, изображаемого в Евангелии?»

 

§ 25

ОГЛАШЕННЫЕ
С МОЛИТВОЮ ИЗВОДЯТСЯ

 

С сего времени начинается важнейшая часть Литургии, т. е. совершение Таинства и сошествие Всесвятаго Духа на Божественные Дары. В начале сего Тайнодействия Святые Отцы предполагают не духовное что-нибудь и совершенное, но как бы вещественное и несовершенное. Посему священник, готовящийся приступить к сему священнодействию, начинает изводить от лика верных несовершенных, т. е. оглашенных, которым при сем Таинстве нельзя оставаться, но теперь в церкви могут быть только одни верные. Впрочем, оглашенные из церкви выводятся не насильственно, но с молитвою; ибо прежде выведения из церкви им повелевается помолиться Богу за себя.

 

КАЮЩИЕСЯ ИЗВОДИЛИСЬ

 

С оглашенными некогда изводились и кающиеся, т. е. находящиеся под запрещением. Святой Герман кающихся ясно причисляет к оглашенным: «„Помолитеся, оглашеннии, Господеви“ – т. е. непосвященные, ненаученные, некрещеные, исповедавшие грех и еще состоящие под епитимиею. К ним-то взывает диакон, чтобы они молились, да получат отпущение и да удостоены будут Животворящей Жертвы после Крещения».

Изводить из церкви кающихся вместе с оглашенными повелевает и 19-е правило Собора Лаодикийского. А толкование на сие правило говорит, что неизвестно, когда прекратилось это обыкновение. О сем смотри в «Кормчей». Но и верные приглашаются помолиться об оглашенных, ибо все мы должны желать спасения ближнему, по слову апостольскому: Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити (Рим. 15, 1).

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

     

 

ОПРОС ||
«Храни ум и сердце от учения лжи…»

    


     1. Знаете ли Вы, что Святые Отцы заповедовали православным христианам уклоняться от чтения еретических книг?
     да – 98%; нет – 2%

 

     2. Согласны ли Вы, что с точки зрения спасения души труды авторов, позиционирующих себя православными, но проповедующих ереси, гораздо опаснее книг явных еретиков?
     да – 99%; нет – 1%

 

     3. Приходилось ли вам читать сочинения священника-модерниста Александра Меня?
     да – 12%; нет – 88%

 

     4. Согласны ли Вы, что переиздание еретических трудов А. Меня на высшем церковном уровне – диверсия врагов Православия?
     да – 99%; нет – 1%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник