ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Нет другого подобного Князя!»

 

 

«Ростом он был выше других людей; его голос, как труба <…>. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский Царь поставил вторым [по себе] Царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского Царя Веспасиана, покорившего землю иудейскую», – так описывают Князя Александра Невского современники.

Бог послал нам Великого Князя Александра в то время, когда, по выражению историка Иловайского, «характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям». И нет никаких сомнений, что именно этому святому обязана Русь сохранением своей государственности, святой веры и Церкви, благодаря чему мы вновь объединились и через 140 лет одолели татарское полчище на Куликовом поле.

Победитель шведов и «непобедимых» тевтонских рыцарей, усмиритель литовских и финских племен, Александр Невский понимал, что разоренная Русь пока не в состоянии освободиться от иноземных поработителей. Поэтому, когда народу русскому было особенно тяжело, Князь ездил в ставку хана и всякий раз возвращался с радостными вестями: об избавлении Родины от очередного опустошительного набега, о выкупе пленных, о получении разрешения на устройство в столице Орды – Сарае – православной епархии, об освобождении наших ратников от тяжелой обязанности нести военную службу в татарских полках и др.

«В качестве Великого Князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов, но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней отстранял более тесное сожительство с варварами и удерживал их в отдалении от Руси», – пишет тот же историк.

Следует отметить, что еще в первую поездку в ханскую ставку к Батыю мужественный защитник Православной веры, памятуя о подвиге Князя-мученика Михаила Черниговского, твердо отказался исполнять языческие обряды, объявив: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари». Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: „Правду говорили мне, что нет подобного другого Князя“, – и отпустил в Русь с великой честью».

Западные враги, безсильные перед Александром Невским в открытом бою, пытались возыметь над ним власть, склонив святого к латинству. Однако на все ухищрения римского папы русский Князь дал мудрый и твердый ответ: «То, что совершилось от создания мира до потопа и от потопа до разделения языков, и до Авраама; от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря, и до смерти Давида Царя; от начала царствования Соломона и до римского Императора Августа, при котором родился Спаситель мира Христос, и до Страсти, Воскресения и Вознесения Господа, и до Первого Вселенского Собора и прочих Семи Вселенских Соборов – все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».

О жизни и деяниях святого Александра Ярославича сохранилось множество сказаний, ибо наш народ ценил его великие подвиги во славу Руси. Когда митрополит Кирилл во время Литургии объявил о кончине благоверного Князя: «Чада моя милая, знайте, что закатилось Солнце земли Русской!», – то все люди в один голос воскликнули: «Погибаем!»

Но Русь не погибла, ибо и после отшествия в горний мир ее заступник и защитник святой Александр Невский не оставил своего служения – он молится о нас перед Господом и является на подмогу в самые трудные для Отечества моменты.

Великий Княже Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны!

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

 

     Cделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы главным принципом своей деятельности, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великую и грозную Православную Империю, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

   Все наши нынешние беды и смуты, весь позор сегодняшней разоренной, разворованной и оболганной России есть страшный результат того, что в 20 столетии мы отвергли святыни веры и в безумии своей гордыни свернули с того единственно спасительного пути, который был заповедан нам благоверным Великим Князем Александром Невским.

Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ)
Из Слова в день памяти святого.
Голос вечности. Проповеди и поучения. СПб., 1994.

 

 

 

 

18 ноября / 1 декабря. Вторник.

Мч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Св. Николая исп., пресвитера (1948). Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.

 

19 ноября / 2 декабря. Среда.

Прор. Авдия (из 12-ти) (IX до Р.Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Препп. Варлаама и Иоасафа, Царевича Индийского, и отца его Авенира Царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867). Сщмч. Иоанна пресвитера (1920). Сщмчч. Порфирия, еп. Симферопольского, Иоасафа, еп. Чистопольского, Сергия, Михаила, Александра, Иоанна, Константина, Александра, Игнатия, Иоанна, Симеона, Иоанна, Иакова, Димитрия, Иакова пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Геннадия, Петра, Герасима, Михаила, мчч. Валентина, Петра, Леонида, Тимофея (1937). Мч. Илиодора (ок. 273). Мч. Азы и с ним 150-ти воинов (284–305). Преп. Илариона чудотворца (875) (Груз.). Преп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1625). Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

 

20 ноября / 3 декабря. Четверг.

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преп. Григория Декаполита (816). Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446–447). Сщмчч. Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия, Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров и прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении (1937). Прмц. Татианы (после 1937). Мч. Дасия (284–305). Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Сщмчч. Нирсы еп. и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343). Преп. Диодора Юрьегорского (1633).

 

21 ноября / 4 декабря. Пятница.

ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

 

22 ноября / 5 декабря. Суббота.

Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. Кн. Михаила Тверского (1318). Сщмч. Владимира пресвитера (1932). Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса (1937). Преп. Параскевы исп. (1952). Мц. Киликии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мч. Менигна (250). Мч. Прокопия чтеца (303). Преп. Агаввы исмаильтянина (V). Прав. Михаила воина, болгарина (866). Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, Кн. Владимиро-Волынского (1086).

 

23 ноября / 6 декабря. Неделя 27-я по Пятидесятнице.

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI–VII). Блгв. Вел. Кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп. (1932); сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV).

 

24 ноября / 7 декабря. Понедельник. Седмица 28-я по Пятидесятнице.

Вмц. Екатерины (305–313). Вмч. Меркурия (III). Мч. Меркурия Смоленского (1238). Сщмч. Евграфа пресвитера (1919). Сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров, (1937). Сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Преп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Симона Сойгинского (1562). Преп. Мастридии.

 

25 ноября / 8 декабря. Вторник.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прмц. Магдалины (1931). Сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория, Иоанна, Василия, Космы, Иоанна, Симеона, Илариона, Ярослава, Александра, Иоанна, Виктора, Андрея, Варлаама пресвитеров и мч. Павла (1937). Мч. Николая (1938). Преп. Петра молчальника (ок. 429).

 

26 ноября / 9 декабря. Среда.

Преп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Сщмчч. Николая, Иоанна, Георгия и Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937). Преп. Иакова отшельника (457). Преп. Стилиана Пафлагонского (V–VI).

 

27 ноября / 10 декабря. Четверг.

Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Персянина (421). Преп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. Кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Блж. Андрея Симбирского (1841). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Преп. Романа (V). Икон Божией Матери «Знамение»: Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

 

28 ноября / 11 декабря. Пятница.

Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) (1937). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров (1937), прмч. Рафаила (1937), прмч. Викентия и Анисии (1937). Мц. Параскевы (1938). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Обретение мощей преп. Сергия Сребрянского, исп. (2000). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394).

 

29 ноября / 12 декабря. Суббота.

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Преп. Акакия Синайского (VI). Сщмч. Сергия пресвитера (1941). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.). Преп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII).

 

30 ноября / 13 декабря. Неделя 28-я по Пятидесятнице.

Апостола Андрея Первозванного (62). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).

 

1/14 декабря. Понедельник. Седмица 29-я по Пятидесятнице.

Прор. Наума (VII до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник