ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (137)

 

В нынешнем году исполнилось 20 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) – мудрого и честного иерарха, апологета идеалов Святой Руси, патриота, монархиста, обличителя опасных лжеучений нашего времени. По случаю этой даты мы публикуем избранные главы из курсовой работы Владыки (тогда еще иеромонаха) в Ленинградской духовной академии на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков. Данный труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту архипастырской миссии быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ
ОБЛИК ЕПИСКОПА В СВЕТЕ
УЧЕНИЯ АПОСТОЛОВ И СВЯТИТЕЛЕЙ

 

В. УЧЕНИЕ СВЯТОГО
ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА

 

Посмотрим теперь, в каком духовно-нравственном облике желали видеть епископа мужи апостольские. За разрешением данного вопроса мы обратимся к святому Игнатию Богоносцу. Вот как он изображает этот облик в Послании к Поликарпу, епископу Смирнскому: «Умоляю тебя благодатию, которою облечен ты, – ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спасались. Блюди место свое со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. <...> Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше приобретения. Если любишь только добрых учеников, – еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостию. <...> Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь. Для того ты вместе и телесен, и духовен, чтобы ласково принимал и то, что является тебе наружно. <...> Будь же бдителен, как подвижник Божий. <...> Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. <...> Для Бога мы должны все терпеть. <...> Вникай в обстоятельства времени. <...> Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа ты будь попечителем их. Ничего не должно быть без твоей воли, но и ты ничего не делай без воли Божией. Рабов и рабынь не презирай. <...> Избегай ухищрений. <...> Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа…» (Писание мужей апостольских. Послание к Поликарпу. СПб., 1895. Гл. 3. С. 308–310).

Разберем подробнее данное свидетельство, облекши его в более конкретные формы, чтобы перед нами яснее начертался облик архиерея, представленный святым Игнатием. Заметим, что Святой Отец пишет епископу, а потому его нравственные наставления относятся исключительно к епископу.

Итак, прежде всего святой Игнатий желает, чтобы Поликарп «ускорял свое течение» и умолял всех спасаться. В данном случае мы видим два качества, необходимые епископу: стремление к духовному совершенствованию и учительство. Первое выражается словами «ускорял свое течение» и предполагает не что иное, как внутреннее горение духа в епископе, которое еще более необходимо возгревать. Второе – «умоляй всех, чтобы спасались» и, другими словами, «сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа». Учительство здесь определяется с двух сторон: со стороны характера и со стороны содержания. В первом случае епископ должен учить пасомых с нежностью, начиная с внушения, а затем, если потребуется, переходить к мольбе, к просьбе; причем мольба или просьба в учительстве должны вытекать из глубокой любви епископа к человеку, которого иногда необходимо умолять и просить со слезами о том, чтобы тот спасался. Такое понимание всецело основывается на учительстве апостола Павла, который три года день и ночь со многими слезами учил Ефесских пастырей пути Господню (см.: Деян. 20, 18–21, 31), а также на учительстве апостола Петра и других апостолов. Со стороны содержания – епископ должен учить пасомых спасению, любви к Богу и ближним. Другими словами, он обязан следовать учению Христа Спасителя, Который для того и приходил в мир, чтобы спасти человека.

Далее святой Игнатий наставляет Поликарпа в том, чтобы он соблюдал (в смысле охранял, оберегал) место свое, т. е. епископский сан, со всяким тщанием – плотским и духовным. Соблюдать или оберегать – это значит не допускать ничего, что может унизить епископский сан. А это может сделать только грех. Потому прямой смысл приведенного выражения таков: епископу надлежит заботиться о том, чтобы не допускать в свою душу ничего греховного, или, как говорит апостол Павел, он должен быть непорочным.

Что касается того, как соблюдать себя в непорочности, святой Игнатий указывает далее словами: «Со всяким тщанием – плотским и духовным». Со тщанием – т. е. с ревностью, с усердием и любовью как телесной, так и духовной. Под телесной ревностью, по-видимому, надо понимать участие тела в подвигах благочестия: в воздержании в пище, в умеренном отдыхе, т. е. сне и т. п.; а под духовной – внутреннее бодрствование душевных сил: ума, воли и чувства. На такое бодрствование указывают слова святого: «Бодрствуй, стяжав неусыпный дух». Здесь с особою силою подчеркивается необходимость духовного бодрствования, неутомимость епископа на всякое время и во всех обстоятельствах жизни, чтобы через это сохранить достойным образом высоту сана.

Анализируя далее нравственные наставления святого Игнатия Богоносца, мы видим, что он желает, чтобы епископ был проникнут духом миролюбия и любви, причем любви совершенной, охватывающей как добрых, так и худых; был снисходительным к ближним и терпеливым; пребывал в непрестанной молитве; носил немощи всех, как совершенный подвижник; был бы мудрым и незлобивым; твердо стоял в правой вере вплоть до страдания за имя Божие; учитывал бы обстоятельства времени; заботился о вдовицах и рабах; избегал злоухищрений, хитрости и, наконец, управлял паствою согласно воле Божией.

Все эти качества определяются святым Игнатием со стороны их содержания и характера. С точки зрения последнего, т. е. со стороны их характера, мы и рассмотрим указанные качества.

Итак, святой Игнатий желает, чтобы епископ был проникнут духом миролюбия. Это он выражает такими словами: «Старайся о единении, лучше которого нет ничего». Старайся, т. е. прилагай усилия души и тела к единению, к внутреннему и внешнему согласию, а единение может быть только тогда, когда епископ будет иметь миролюбивый, кроткий нрав, проникнутый отеческой любовию к другим.

Определяя отношение епископа к немощам ближних, или пасомых, святой Игнатий требует от него, чтобы он был снисходительным. «Снисходи ко всем, – говорит он, – как и к тебе Господь». Если принять во внимание, как Господь снисходит к человеку, то будет понятно, каково должно быть снисхождение епископа ко всем пасомым: и кротким, и строптивым. Господь всегда долготерпит нашим грехам и не наказывает так, как бы следовало нас наказывать по нашим делам. Так же и епископ должен снисходить ко всем, т. е. не слишком многого требовать от своих пасомых. Этого он может достигнуть в том случае, если, с одной стороны, будет иметь терпение и любовь, а с другой – будет непрестанно молиться и носить немощи всех.

Замечательно, что святой Игнатий говорит о необходимости растворять терпение любовию. «Ко всем имей терпение в любви», – пишет он. Т. к. апостол Павел говорит, что любовь долготерпит, то терпение в данном случае можно назвать любовью, глубоко укоренившейся в сердце. Эта любовь не только терпит всех, но и носит также немощи других и объемлет не только хороших христиан, но и худых. «Носи немощи всех», – так увещевает святой Игнатий. Это качество – носить немощи всех – характеризует епископа как достигшего духовного совершенства и могущего быть, по апостолу, для иудеев как иудей, для немощных как немощный, чтобы приобрести и спасти некоторых (см.: 1 Кор. 9, 20, 22).

Обстоятельства, в которых находится епископ, часто требуют от него глубокой мудрости, позволяющей правильно оценить ход вещей и в силу этого оградить от падений как самого себя, так и паству. Эту черту, необходимую для епископа, святой Игнатий выражает такими словами: «Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь». И еще: «Вникай в обстоятельства времени».

Как стимул глубокой любви и неуклонного шествования епископа вслед за Христом, от него требуется твердое стояние в вере. «Стой твердо, как наковальня, на которой бьют, – пишет святой Игнатий, – для Бога мы должны все терпеть». Это стояние в вере характеризуется еще и как мужество, как внутренняя несокрушимая духовная сила, глубоко утвердившаяся во всем естестве епископа. Это качество показывает, насколько епископ достиг высоты духовного совершенства, чтобы мог за имя Божие положить свою душу.

На епископе должна лежать особая забота о вдовицах и других людях, которые нуждаются в помощи. «Вдовицы не должны быть пренебрегаемы, – увещевает святой Игнатий. – После Господа ты будь попечителем их. <...> Рабов и рабынь не презирай...» Другими словами, епископ должен внимательно и с глубоким состраданием относиться к нуждам бедствующих, и особенно ко вдовицам, которые остаются безпомощными и всеми обижаемыми после смерти мужа, а равным образом к тем людям, которые считались во времена епископа Игнатия живою вещью.

Епископу, как служителю истины, не должно допускать хитрости или изворотливости человеческой. Она не свойственна его высокому сану. Епископ должен слово свое облекать истиной и правдой.

Наконец, епископ должен управлять паствой так, чтобы управление было согласно с волей Божией: «Ничего не должно быть без твоей воли, но и ты ничего не делай без воли Божией». Пасомые должны поступать согласно воле епископа, но и воля епископа, чтобы она имела правильное действие, должна быть согласна с волей Божией. Другими словами, епископ должен делать только то, что угодно Богу, а не ему лично.

Обобщая все сказанное, мы можем представить себе духовно-нравственный облик епископа в следующем виде. Епископ, глубоко проникаясь архипастырским самосознанием, т. е. сознавая высоту своего сана, со всею ревностью духовною и телесною оберегает свою душу от всего греховного, порочащего. Через духовное бодрствование он приобретает неусыпный дух, внутреннюю духовную неутомимость. Епископ непрестанно пребывает в молитве, всецело вознося свой ум и сердце к Богу. В личном подвиге духовного преуспеяния он является совершенным подвижником. Он так глубоко проникается любовию к Богу, что готов душу свою положить за имя Божие. Он твердо и непоколебимо стоит в вере, ибо имеет во всем естестве своем внутреннюю, несокрушимую духовную силу. Любовь к Богу возжигает в нем и любовь к вверенной ему пастве. Епископ миролюбив и стремится к единению со всеми призывающими во истине имя Божие. Он так полон любви к ближним, что любит всех, как добрых, так и худых; ко всем долготерпит в любви, снисходит к немощам каждого. Научая пасомых истинному спасению во Христе Иисусе, епископ не только учит, но и умоляет, упрашивает каждого со слезами, чтобы они спасались, подражая в данном случае Святым Апостолам. Во имя спасения он носит немощи немощных. Как отец, он с глубоким состраданием относится к вдовицам и униженным миром людям; заботится о них, снабжая их всем необходимым, как материальным, так и духовным. Епископ полон мудрости духовной и человеческой. Он правильно оценивает ход вещей в мире, учитывая все обстоятельства времени, и, как мудрый кормчий, проводит безопасно свой духовный корабль сквозь подводные камни, разбросанные от лукавого. И, наконец, как архипастырь, заботящийся о своей пастве, он все творит согласно с волей Божией.
Таков духовно-нравственный облик архиерея по изображению мужа апостольского святого Игнатия Богоносца.

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник