АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Звездица поднимается с дискоса
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 38
ЗВОН «К ДОСТОЙНУ»
Здесь от слов «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» до пения «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу» – бывает звон в один колокол, называемый «к достойну». Но такого звона в греческих церквах никогда не было, потому что колокола в Греции начали входить в употребление в IX столетии и ныне редко где имеются, как показано будет ниже (в ч. 4, гл. 21, § 3): и ныне такого звона также не бывает во всей Греции нигде, потому что в уставах греческих, как известно, такого звона не положено.
О времени же и поводе ко введению в Российской Церкви такого звона Московский Патриарх Иоаким († 1690) в книге «Щит веры» говорит так: «В прежние времена при отцех наших, паче же и при нашей памяти, не бысть сия мысль в Церкви Великороссийстей Святей нашей, еже словесы Господни („Приимите, ядите…“ и „Пийте от Нея вси…“) претворятись Тайне Святыя Евхаристии, ниже во время возглашения сих словес Христовых покланятись, но просто стояще моляхуся людие и звон в кимпан в то время не бываше. Свидетели сего премножайшии человецы и не вельми состаревшиися. Начася же сие бывати от вины сицевы: юноши нецыи из царствующего града Москвы восхотеша отъити в Польское королевство ради учения латинскаго. Иже отшедше и учащеся в латинских училищах и, яко ученицы, вслед учителей своих ходяще в костелы латинские, видеша тамо в костелех и в церквах христианских тамошних стран, по обыкновению соседства, во время словес Христовых, от иереа чтомых, творимы поклоны от тамошних человеков и звон бывающ. Возмнеся же им, яко юным сущим, благочинно и прилично быти сие, и бывши тамо некое время возвратишася в своя домы в царствующий град Москву, поведаша некиим знаемым своим священноначальникам и благородным мужем, достоинства великая в доме царстем имущим, яко белорусцы и латини в возглашении словес Господних („Приимите, ядите…“ и „Пийте от Нея вси…“) покланяются Телу и Крови Христове. Звон же в то время нача быти от тех же предреченных юношей поведания и от приходящих малороссиян. И исперва глаголашеся благовест к достойну быти по обычаю, яко в Киеве и во всей Малороссии на утрени поемей, на девятой песни – „Величит душа Моя Господа“ и „Честнейшую херувим“, – вседневно во всякой церкви, в кимпан звонят. Потом же, проходящу времени, мало-помалу начаша человецы, от тех же юнош и малороссиян увещаеми, в разглагольствах мнети и глаголати о звоне сущем на Литургии, яко к словесем Христовым и к совершению Тайны звонят. И тогда наипаче людие начаша усерднейше покланятися, мневше Телу и Крови Христове, и кто где-либо в то время бываше, или в церкви, или в дому, или в пути, или на рукоделии, или на торжищи, услышавше звон той, абие вси воставше покланяхуся, мняще и глаголюще Телу Христову при словах Господних покланятися, не ведяще известно, яко в Литургии не в то время, егда глаголются словеса Господня: „Приимите, ядите…“ и „Пийте от Нея вси…“, но при словах: „И сотвори убо хлеб сей“ и проч. (о чем показано будет ниже, § 54) пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Христову».
Книга «Щит веры», в подлиннике рукописная, хранится в патриаршеской библиотеке, копии же с нее имеются и в епархиальных книгохранилищах.
§ 39
ПОБЕДНАЯ ПЕСНЬ
СОСТАВЛЕНА
ИЗ АНГЕЛЬСКИХ
И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЛОВ
По видению Исаии (см.: Ис. 6, 3) Ангельские Духи взывали Господу Богу сил, сидящему на превознесенном престоле славы, как Богу крепкому, всесильному, Воеводе Небесных Сил, Победителю вражиих сонмищ и смерти, песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его». Ему, облекшемуся в плоть человеческую и для попрания врагов израильских грядущему в Иерусалим, как Царю всевышнему, пресвятому, еврейские отроки изъявляли радость, воспевая: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». Церковь, согласно с Ангелами, как бы едиными с ними устами, воспевает в Литургии Триипостасному Богу и воплощенному Божию Слову победную песнь, сложенную из этих ангельских и человеческих слов.
§ 40
ЧЕТЫРЕ СЛОВА:
«ПОЮЩЕ,
ВОПИЮЩЕ,
ВЗЫВАЮЩЕ И ГЛАГОЛЮЩЕ»
Четыре эти слова: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» отнюдь не означают поднебесного мира, из четырех стихий составленного, как некоторые утверждают, или небесного, разделяемого на четыре части, т. е. на восток, запад, юг и север, в которых слава Божия проповедуется словами: «Исполнь небо и земля славы Твоея»; но более знаменуют тех четырех животных, в виде которых, как явствует из Писания, являются Херувимы.
Святой Герман говорит: «„Поюще“ – говорится об орле, „вопиюще“ – о воле, „взывающе“ – о льве, „глаголюще“ – о человеке. Человек, одаренный разумом, образуя собою Херувимские Силы и четверовидных животных, вопиет: „Свят, Свят, Свят“, т. е. трисвятой и единый Бог Сил. Свят Отец, истинно святой и блаженный; Свят Сын, как Слово Божие и образ Ипостаси Его; Свят и Дух Святый, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, и освящающий всяческая. И посему четверовидные животные попеременно, один за другим, восклицают, – первое во образе льва вопиет: „Свят“, другое во образе вола или тельца вопиет: „Свят“, третье во образе орла вопиет: „Свят“, а четвертое во образе человека взывает „Господь Саваоф“».
§ 41
ЗВЕЗДИЦА
ПОДНИМАЕТСЯ С ДИСКОСА
По востании Христове из Гроба и по откровении Святых Даров, наконец, снимается и печать, которую доселе представляла звездица, когда поется победная песнь «Свят, Свят» и проч.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Какой должна быть истинная проповедь? |
1. Знаете ли Вы, что главное призвание монашествующих – молитва о спасении своей души и обо всем мире?
2. Согласны ли Вы, что цель истинного миссионерства – вдохновить людей на самоотверженный подвиг отречения от мира и страстей ради Христа?
3. Уместен ли, на Ваш взгляд, принцип «цель оправдывает средства» в деле проповеди Православия?
4. Согласны ли Вы, что выступление отца Фотия из Боровского монастыря на телешоу «Голос» – печальное свидетельство о секуляризации Церкви?
|