ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«От словес своих осудишься»

Проект документа «Всеправославного собора»
«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром» в свете святоотеческой традиции

 

 

 

 

 

В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21–28 января с. г., на официальном сайте Московского Патриархата был опубликован проект документа «Всеправославного собора» «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези 10–17 октября 2015 года.

В прошлом номере мы рассмотрели его положения, касающиеся методов экуменического диалога (пункты 11–15). Сегодняшняя публикация посвящена сравнению употребления цитат Священного Писания в контексте идей авторов документа со святоотеческими толкованиями.

 

Каждое церковное соборное деяние должно быть основано на Священном Писании и верном его понимании. 19-е правило Пято-Шестого Вселенского Собора, называемого также Трулльским, гласит: «Аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов».

Иной подход у авторов проекта «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», где имеет место случайный характер цитирования Священного Писания, неуместное употребление его учения, ошибочное разумение.

Например, пункт 4-й гласит: «Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением „чтобы все люди спаслись и достигли познания истины“ (1 Тим. 2, 4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан».

Посмотрим, как толкуют приведенные слова из 2-й главы Послания к Тимофею Святые Отцы. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, желай и ты, и подражай Богу; и если желаешь этого, то молись. Но если Он Сам хочет, то какая, спросишь, нужда в молитве с моей стороны? Это приносит им (заблудшим) много пользы, ибо располагает их к любви, тебя не допускает до ожесточения, и их, очень вероятно, снова привлечет к вере. Знай, что спасение от веры. „И достигли познания истины“ – т. е. веры в Него, ибо это – единственная истина».

Святитель Феофан Затворник следующим образом изъясняет эти слова: «Вот, говорит, что хорошо и угодно Спасителю нашему, чтобы все люди спаслись и познали истину. Следовательно, христиане и должны молиться Ему о том, чтобы Он вразумил Царей и правителей и привел их к познанию истины – веры в Него, – веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, и, таким образом, спас их. Ибо это есть единственный путь спасения».

Здесь толкование как будто не противоречит мысли авторов проекта о том, что Господь якобы хочет объединения православных с еретиками. Однако так может показаться лишь при поверхностном взгляде. В другом месте святитель учит: «Самостоятельность – хорошее дело. Но надо найти верную точку для стояния. Христианство основано на истине Божией. Где найти лучшее основание? Бог учит разумных тварей. Долг разумных тварей внимать этому учению, и всякий внимающий несомненно будет знать истину; ибо Бог есть Сам Истина. Бог издревле говорил в пророцех своих, в последок дней говорил нам в Сыне Своем, Сын Божий и Господь передал истину Святым Апостолам, Апостолы – Церкви. В Церкви же что признается истинным несомненно? – То, что всеми всегда и всюду было исповедуемо. Стань на сию точку сам – и будешь самостоятелен самостоятельностью самою верною и незаблудною, хотя она будет отрицанием самостоятельности, как ее обычно понимают».

А, как известно, Церковь Православная неизменно свидетельствует, что спастись можно лишь в ее ограде. «Вселенская Церковь, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью».

Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Все упомянутое нами с начала слова (подвиги и добродетели) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел. И о вере, и делах написали многие из Святых Отцов, я же для напоминания скажу вкратце, что дела мы должны иметь написанными, каждый в своем порядке, веру же Православную, такую, какую мы приняли от прежде упомянутых Святых, чтобы с ними и нам получить вечные блага».

Таким образом, мы видим, что святой апостол Павел вел речь не о беззаконных экуменических контактах, а о миссионерстве, которое фактически воспрещается исследуемым проектом и иными документами модернистской направленности. Вот почему участие «православных» экуменистов в движении за т. н. «восстановление единства христиан» абсолютно чуждо учению нашей Святой Матери-Церкви.

В пункте 7-м авторы проекта пишут: «В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, „дабы не поставить [нам] какой преграды благовествованию Христову“ (1 Кор. 9, 12)».

И опять, если вдуматься в смысл апостольского изречения (в его святоотеческом понимании), то увидим, что оно не подтверждает, а, скорее, опровергает ложные положения проекта. Блаженный Феофилакт поясняет: «Дабы кто не сказал: „Ты не имел нужды, потому и не брал“, говорит: „Хотя мы находимся в большом стеснении, однако все переносим – и голод, и жажду, и наготу, дабы не произошло какой-либо преграды, т. е. какого-либо замедления для Евангелия и проповеди“».

Причем текст проекта выглядит кощунственной насмешкой над словами Апостола. Святой Павел терпел наготу, голод, жажду ради распространения благовестия. А сытые, располневшие на международных фуршетах, пребывающие в тепле, неге и уюте экуменисты, ни в чем себе не отказывающие, слившиеся в богопротивном единстве с теми, кого Апостол заповедал отвращаться, отнесли к себе эту высокоаскетичную речь.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник