ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 66

СВЯТОСТЬ МЫ ИМЕЕМ
НЕ ОТ СЕБЯ, НО ОТ ГОСПОДА

 

«Един Свят, Един Господь». В ответ на слова иерея верные со своей стороны поют: «Един Свят, Един Господь» в том смысле, что ни один из всех нас не имеет святости своей и от себя самого, и сил человеческих к тому недостаточно, но от Христа все святы и через Него приобретают святость.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 91, о храме) говорит: «На слова „Святая святым“ ответ „Един Свят“ возвещает, во-первых, святость Божию и что от Него подается освящение освящаемым, и, во-вторых, – признание нашего смирения; кто будет, говорят, чист из нас или кто свят? Свят только Один Христос, Который по человеколюбию освятит и нас».

 

§ 67

ОМОФОР
ПРИНИМАЕТСЯ АРХИЕРЕЕМ

 

«Диакон опоясуется орарем крестовидно». Об опоясании диакона орарем пред причащением сказано в сей части (в гл. 6, § 8). Но в это же время и архиерей принимает свой омофор, которого при освящении Даров не имел. Святитель Симеон (в гл. 90, о храме) пишет: «Т. к. архиерей совершил священнодействие и готовится причаститься, то снова берет омофор, показывая тем, что перед тем он был служителем и опасался облечься в эту священную одежду. Но когда дело совершено, когда он имеет возвысить Хлеб, разделить его на части, причаститься и преподать другим, то нужно облечься во все священные знаки своего достоинства. Ибо у иерарха важнейшее одеяние есть омофор, и потому прилично взять его и причаститься Божественных Таинств».

 

§ 68

КИНОНИК

 

«И поют лицы киноник». Киноник, т. е. причастен, есть стих, взятый из пророков, который поется во время раздробления Даров и причащения священнодействовавших. Но как через причащение Святых Даров знаменуется явление Христа народу или всему миру, по восстании Его из мертвых, как будет показано ниже (в § 81), то в знак того явления Христова здесь сперва к тому же кинонику прилагается «Аллилуиа», потом та же песнь имеет быть и при следующем затем причащении народном или мирском. Ибо «Аллилуиа» означает пришествие и явление Господне.

 

§ 69

АГНЕЦ СВЯТОЙ
РАЗДРОБЛЯЕТСЯ
НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ

 

«Священник же раздробляя оный на четыре части». Христос на Таинственной Вечери преломил хлеб, под видом которого предложил Тело Свое, в страдании ломимое или раздробляемое, т. е. предаваемое жестоким мукам и мучительной смерти; посему и Церковь, подражая Его действию и воспоминая сие самое страдание Его, установила также преломлять или раздроблять на части освященный Хлеб. Поэтому священник раздробляет Хлеб на четыре части, чтобы эти же четыре части, по разложении их, представляли образ Креста.

Святитель Симеон (в гл. 93, о храме) говорит: «Священник разделяет Хлеб на четыре части и полагает их крестообразно, и в этом видит распятого Иисуса. Ибо не может быть выше зрелища, как зрелище высочайшего Бога в виде такого смирения».

Святитель Герман поясняет: «Хотя и разделяется, но остается нераздельным и нераздробляемым, и весь обретается в каждой отдельно взятой части; ибо хотя через смерть и подпадал Он тлению, но во аде плоть Его не видела истления».

Следовательно, хотя кто причащается малейшей частицы из того Хлеба, то он причащается всего Тела Христова и всей Крови Христовой. В этом смысле и священник при самом раздроблении Святого Агнца произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый, но не разделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающияся освящаяй».

 

§ 70

ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ
ВЕЧЕРИ СОВЕРШАЕТСЯ ЧЕРЕЗ 
РАЗДРОБЛЕНИЕ И РАЗДАЯНИЕ

 

«Раздробляется и разделяется Агнец Божий». Господь предал ученикам Своим воспоминание сей тайны. Ибо сперва благословил Хлеб, потом преломил и, наконец, дал святым ученикам Своим, апостолам. Итак, это действие состоит из трех действий и одно из них без другого быть не может, т. е. благословение без преломления и даяния, преломление без благословения и даяния, равно как и даяние без благословения и преломления не означают совершенного воспоминания. Словом «раздробляется» обозначается преломление, а словом «разделяется» – раздаяние.

 

§ 71

СВЯТЫМ АГНЦЕМ
ТВОРЯТСЯ ТРИ КРЕСТА

 

«Творит с нею крест вверху святого потира». Творит с нею, т. е. с единою частицею, крест; но таковые кресты и прежде творимы были: 1) при возвышении всего Агнца, 2) при расположении его на дискосе на четыре части, 3) при настоящем положении одной частицы в святой Потир.

Святой Герман говорит: «Когда же возвышает иерей Божественный Хлеб и трижды творит с Честным и Животворящим Телом образ Креста на воздухе, то через это означается следующее: один крест, делаемый сверху, освящает горний воздух; другой, делаемый ниже, над дискосом, – землю, в которой погребено было животворное тело Христово; делаемый же над потиром крест означает освящение четвероконечного мира». В другом месте: «А три креста представляют таинство Святой Троицы, т. к. пострадал Сын и Слово Божие благоволением соприсносущного Бога и Отца, содействием же Святаго Духа».

 

§ 72

ТАИНСТВА СОВЕРШАЮТСЯ
НАИТИЕМ СВЯТАГО ДУХА

 

«Исполнение Духа Святаго». Все верные несомненно и согласно признают, что Христос как во чреве Пресвятой Девы зачат содействием Святаго Духа и при содействии Того же Духа предал Себя смерти, так и настоящими Таинствами оживотворил весь мир через Того же Святаго Духа и даровал Самого Святаго Духа Церкви Своей. В том же смысле и здесь священник, влагая в Потир одну частицу Святого Агнца, говорит: «Исполнение Духа Святаго». Ибо кто рассуждает об обстоятельствах Христовых страданий и произнесенных при том словах, сколько они к нам относятся, тот поймет, что цель всего этого не другая, как ниспослание Церкви Святаго Духа.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

   

ОПРОС ||
«Искупил еси ны от клятвы законныя...»

    


    1. Знаете ли Вы, что искупление рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом – основной догмат Христианства?
     да – 73%; нет – 27%

 

     2. Знаете ли Вы, от чего искупил нас Господь Своей крестной смертью?
     да – 87%; нет – 13%

 

     3. Известно ли Вам, что хотя Господь искупил всех людей, но каждый человек усваивает плоды искупления в Таинстве Крещения?
     да – 93%; нет – 7%

 

     4. Знаете ли Вы, что спасение вне ограды Святой Церкви невозможно именно по причине невосприятия искупительного подвига Христа?
     да – 99%; нет – 1%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник