ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПРИСТАНИЩЕ УТЕШЕНИЯ

 

 


У часовни блаженной Ксении

 

 

Окончание. Начало на стр. 14

 

На Смоленском кладбище почивают еще две блаженные старицы. Мы подходим к их могилкам, находящимся метрах в 50­ти за часовней, в глубине кладбища. Это блаженная Анна Ивановна Лашкина (Лукашева) и блаженная Ирина. О второй юродивой, подвизавшейся в XIX веке, сведений практически не сохранилось. А об Анне Ивановне, ее происхождении и благодатных дарованиях некоторые данные имеются.

Она стала преемницей блаженной Ксении в деле молитвенного предстояния за северную столицу. Приблизительное время ее рождения – конец XVIII – начало XIX века. Анна Ивановна родом была из знатной фамилии Лукашевых. Окончила институт благородных девиц. Поражала собеседников знанием французского и немецкого языков. В юности подвижница пережила нашествие Наполеона, была современницей блестящей эпохи Александра Благословенного и Николая I, святителя Филарета Московского и А.С. Пушкина…

К странничеству, а затем и к юродству Христа ради ее подтолкнула несчастная неразделенная любовь. Около 1815–1820 годов Анна полюбила гвардейского офицера, но тот, оставаясь равнодушным к ней, женился на другой. Чтобы пережить эмоциональный стресс и прийти в себя, девушка удалилась из города. К этому времени она уже была глубоко верующей. Душевная боль способствовала еще большему погружению Анны Ивановны в истины Православия и в те утешения, которые Святая Церковь во все времена предлагает своим верным чадам.

Возможно, что именно тогда она посетила те монастыри, где ученики преподобного Паисия (Величковского) уже успели воссоздать благодатное старчество. Видимо, один из старцев и открыл ей волю Божию – принять на себя подвиг юродства Христа ради. Девушка с покорностью последовала предреченному ей пути, возвратилась в Петербург и стала проводить свои дни в странствовании и мнимом безумии. Начало ее подвига относится к 1823 году.

Она носила белый чепец, поверх которого повязывала ситцевый платок. Наготу ее прикрывали грязные лохмотья. За плечами у блаженной был большой мешок, а в руках палочка – необходимая принадлежность почти всех Христа ради юродивых. Излюбленным местом ее обитания стали Сенная площадь и Мещанские улицы.

В это время вся столица, особенно ее высшие круги, были охвачены новомодным лжеучением – мистицизмом, проповедовавшим «новую религию», «новую церковь», необходимость объединения всех вер. Параллельно с этим назревал революционный заговор. Таинница Божия, блаженная Анна Ивановна, подвигом смирения, терпеливого перенесения злостраданий и тягот странничества стяжавшая благодать Святаго Духа и достигшая глубин богопознания, своими молитвами предохраняла Церковь, Петербург и все наше государство от массового уклонения в ересь и падения в бездну революционного хаоса. Для современников она была образцом подлинного православного мистика.

Блаженная грозно и безбоязненно обличала надменных грешников, открывала время их смерти, а также предсказывала урожаи и неурожаи. Добрым людям предрекала время свадеб, крестин, получения нового чина и многое другое.

Так, одному из священнослужителей она предсказала, что тот станет архиереем. Когда пророчество исполнилось, он в благодарность определил юродивую в богадельню на Охте, записав под фамилией Лашкина. Однако блаженной больше нравилось жить на Сенной, где она получала приют у одного домовладельца; а также на квартире священника Василия Чулкова, выходца из крестьянской среды, понимавшего и почитавшего ее подвиг.

Священник же Покровской Коломенской церкви отец Гавриил недолюбливал старицу. Однажды, когда они вместе оказались на чьих­то поминках, он спросил:«Вот ты, Анна Ивановна, много постранствовала в своей жизни, много потрудилась, а приготовилась ли к смерти? Ведь ты, я думаю, скоро умрешь?» Юродивая ответила: «Я, батюшка, всегда готова умереть… Да только вот чего мне жаль: когда я умру, то и ты проживешь после меня не больше недели. А у тебя ведь семья, надо же пожалеть семью…»

 


Могилка блаженной Анны

 

Анна Ивановна подвизалась 30 лет. Господь открыл ей время ее отшествия из земного мира. Незадолго до смерти, скорее всего, в июне, блаженная пришла на Смоленское кладбище и расстелила в выбранном ею месте, рядом с Петербургской дорожкой, погребальный покров. Тут оказался священник, которого она попросила отслужить панихиду за рабу Божию Анну, что тот и исполнил.

Почила Анна Ивановна Лукашева 1 июля 1853 года. А 3 июля, через два дня, внезапно заболел и скоропостижно скончался вышеупомянутый священник Гавриил. Прощание с блаженной продолжалось до 5 июля, когда ее многотрудное тело было предано земле. Погребение собрало множество богомольцев. Похоронили ее на том месте, где она прежде расстилала погребальный покров. В XIX веке православные петербуржцы почитали подвижницу наравне со святой Ксенией.

За могилками блаженных Анны и Ирины находится захоронение 60­ти убиенных – очевидно, безвестных новомучеников, пострадавших от богоборцев в годы советской власти. Поклонившись их праху, мы, завершая паломничество, направляемся к выходу.

Известно, что на Смоленском кладбище также погребены почитаемые народом блаженные Марфа, Матрона, Анна Ивановна Комиссарова и Ольга Ивановна. Но где их могилки, нам, к сожалению, неизвестно.

…Смоленское кладбище необычно. Принято считать (и зачастую так оно и есть), что места захоронений – это юдоли сетования и плача. Но здесь всякую скорбь растворяет радость. Этот кусочек Петербурга – не пристанище смерти, а источник утешения и надежды, где люди черпают силы для дальнейшего несения своих жизненных крестов, для мужественного преодоления всех препятствий на пути ко спасению.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

ОПРОС ||
Труды, испытанные временем

    


     1. Изучали ли Вы катехизис святителя Филарета Московского?
     да – 43%; нет – 57%

 

     2. Согласны ли Вы, что этот гениальный и строго православный труд не устарел?
     да – 99%; нет – 1%

 

     3. Знаете ли Вы, что он создавался в период преодоления оккультного лжеучения XIX века – мистицизма, предтечи современной экуменической ереси?
     да – 11%; нет – 89%

 

    4. Слышали ли Вы о противообновленческом катехизисе митрополита Мануила (Лемешевского)?
     да – 15%; нет – 85%

 

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник