ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ | СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | СТРАНИЦА 8 |
Окончание. Начало см. на стр. 3
Вот что говорит Дух Божий через святого Иоанна Златоуста: «Как скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращенную волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело диавола».
Душа, вкусившая любви Божией, жаждет всех напоить этой любовью, всех до единого человека. Она не испытывает к людям неприязни, а искренне жалеет их, как глупых детей. Миру это непонятно. К сожалению, это непонятно даже многим, именующим себя православными.
Но почему мы должны просить Господа о даровании этой возвышенной любви? Это вновь открывается в словах святого Евангелия: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4, 16–19).
Именно любовь открывает праведникам врата Царствия Небесного. Любовью соединены они с Господом, Которого прославляли на земле своими богоугодными делами и проповедью истины. Учитель любви – Дух Святый, ибо это Дух истины и любви. И в Царствии Небесном все сочетаются в Духе Святом. Там, в обителях света, непрестанно радуются сонмы Ангелов и святых, там – вечный праздник; там – сладчайший Господь наш Иисус Христос, Сама Любовь и Сама Истина; там – Царица Небесная, Пресвятая Богородица и Матерь Света, Которая любовью Своею усыновила все человечество; там – апостолы, которые любовью обнимали весь мир, умирая за проповедь Евангелия; там – все исповедники и мученики, которые за любовь Христову с радостью расставались со своей земной жизнью. Там – истинные пастыри, которые с любовью носили тяготы своих словесных овец; там преподобные и блаженные Христа ради, которые любовью победили мир; там – все святые Божии человеки, которых весь мир не был достоин (Евр. 11, 38), которых мир всегда гнал в своей ненависти, не хотел и не мог понять. Ради любви Христовой терпели они все земные скорби и лютые гонения, посему и вошли в истинное Отечество наше – Град Небесный, горний Иерусалим. Там будут и все, победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его (Откр. 15, 2).
Там – вечное Царство Любви, Правды и Добра! Не зря же восклицает святой апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18) и не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
Ради святой любви ко Христу, ради радости о воскресшем Господе, в течение многих столетий ищущие спасения отрекались от всех земных благ, от почестей и богатства, претерпевали все напасти и притеснения от врага спасения и его подручных, все земные скорби и тяготы, а если было надо – шли с ликованием на лютые мучения за Имя Христово. Иного пути в Небесное наше Отечество нет и не будет. Путь страданий на земле предсказан нам Словом Божиим. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), – поучали святые апостолы своих учеников, помня наставления Самого Спасителя: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Путь к вечной радости лежит только через Крест, о чем говорят многие Святые Отцы: нет Воскресения без Голгофы, нет истинной пасхальной радости без Креста. «Крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе – рай!», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Итак, не может быть истинного Православия без Креста, без стояния в истине даже до смерти. Принявшему Крест и не щадящему души своей ради спасения ближних Господь всегда подаст Свою благодатную помощь во всех скорбях, искушениях, гонениях и даже в мучениях!
«Крест – знак избрания Божия. Все святые признавали за непреложную истину, что тот, кто проводит жизнь безскорбную, – забыт Богом. Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его – оно таинственно хранится в Кресте Христовом!», – возглашает святитель Игнатий.
В ночь перед расстрелом священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, написал удивительное письмо: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открываются возможности терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога.
Трудно переступать этот рубикон, границу и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный и среди страданий внутреннего покоя. Он других влечет на страдания, чтобы и они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли тогда полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, безпокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо...»
Сомолитвенник владыки Вениамина, священномученик епископ Амвросий (Гудко), настоятель Свияжского Успенского монастыря, перед мученической кончиной говорил братии: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают всякие грехи и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять».
А вот что пишет наш современник преподобный Паисий Святогорец: «Если люди не помнят о смерти, то они живут вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные никогда не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью. Полагая пред собой смерть и ежедневно думая о ней, они и готовятся к ней более духовно, и подвизаются с большим дерзновением. Так они побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости. И пусть тот, кто сражается на войне за свои идеалы, за веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Если человек осенит себя крестом и вверит свою жизнь в руки Божии, то Бог и будет потом судить, жить или умереть надо было этому человеку <…>.
Некоторые говорят: „Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным“. Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, – не духовный человек. Духовный человек – весь сплошная боль, т. е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и Божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от Божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость – невыразимая и заливающая сердце <…>.
Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не мог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы и борьбы!
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом. Если вы соединитесь со Христом, то не будете бояться ни бесов, ни мучений. В миру люди отовсюду стеснены и запуганы. Но чего бояться, когда находишься близ Христа? Помните святого Кирика? Он был трех лет от роду, а тирану, который хотел его „просветить“, дал пинка.
Читайте жития святых, они очень помогают душе, потому что, читая их, человек связывается со святыми, в нем разгорается благоговение и расположенность к жертвенности. Эта жизнь не для того, чтобы устроиться потеплее. Умирать так умирать – давайте же, по крайней мере, умрем как должно! Раз мы все равно ничего другого не делаем, то, если Бог удостоит нас мученичества, разве это будет плохо?..»
Земная смерть для верных Богу христиан есть только переход от смерти к жизни. Слово Божие дарит нам несомненную надежду: Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 20–22). Для верных Спасителю христиан смерти больше нет, а то, что кажется нам смертью, есть не более, как «успение», т. е. временный сон, от которого восстанем мы по повелению Божию к новой блаженной и уже нетленной жизни.
Мы прекрасно знаем и веруем, что, несмотря на временное торжество сатанинского зла в мире, окончательная победа принадлежит нашему Господу и Спасителю – Победителю ада и смерти. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть (Там же, 25–26), – учит нас Слово Божие.
Светлое Воскресение Христово еще раз напоминает нам об этом, радует и утешает, дарует силы и мужество к перенесению всех постигающих нас в этой земной жизни искушений и страданий. А тем, кто до конца сохранит верность Спасителю, дано величайшее обетование: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3, 21).
«Нет нам причины унывать, – ибо Христос Воскрес и Он все победил», – так любил говорить батюшка Серафим Саровский всем приходившим к нему с печалью.
А блаженной памяти старец протоиерей Николай Гурьянов завещал: «Никогда не теряйте пасхальной радости!»
В.П. ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф