ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ОБРАЩЕНИЕ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Незаконно рожденное
не есть церковное»

 

 


Народ Божий

 

 

Встреча Патриарха Кирилла с папой римским Франциском и предстоящий практически через месяц т. н. «Всеправославный собор» по-прежнему вызывают тревогу и безпокойство у священнослужителей и мирян нашей Поместной Церкви. Предлагаем к прочтению открытое Обращение к священноначалию клириков и мирян Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Отметим, что один из авторов текста, протоиерей Тимофей Кучук, сопроводил его следующим пояснением: «Прошу опубликовать наше Обращение, единственная цель и задача которого – сохранение единства Русской Православной Церкви. Наши приходы поминают Патриарха, однако, видя поступки и дела, которые смущают народ Божий, мы открыто говорим о них. И призываем к ответственному отношению к догматам и канонам нашей веры».

Православные христиане по заповеди Господней на протяжении всей истории старались быть со всеми дружелюбными (см.: Кол. 3, 15). <…> Однако в своем дружелюбии и открытости православные христиане не поступались догматами и канонами веры, а строго хранили их чистоту, ясно понимая, что только истина может по-настоящему привлечь сердце человека.

Так, Восточные Патриархи в Послании от 1723 года, с одной стороны, уважительно и дружелюбно обращаясь к представителям западного реформированного христианства, пишут им: «Сущим в Великобритании, достославным и возлюбленным во Христе архиепископам и епископам и всему почтеннейшему их клиру желаем всякого блага и спасения от Бога». С другой – они безапелляционно утверждают догматы Православной веры и предают страшному осуждению и проклятию – анафеме – иные убеждения, не чуждые для тех, кому писалось это послание: «Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием <...>. Верить таким образом или мыслить мы не дерзнем никогда, доколе имеем сознание; и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных».

Восточные Патриархи в Послании 1848 года пишут о том, что ответственность за чистоту Православия несут не только иерархи, но и священники, и миряне. Каждый член Церкви обязан хранить и защищать веру. Церковь едина. Она одна и та же на протяжении всей своей истории <…>.

Православное богословие призвано объяснять и раскрывать учение Церкви, но ни в коем случае не изменять его. Преемственность – одно из свойств Cвященного Предания. Всякое новшество, несогласное с предыдущими догматическими образцами, не имеет канонической силы, но всегда имело и будет иметь негативные последствия.

История Православия на Украине во времена введения унии свидетельствует о том, что одной из действующих сил в сохранении чистоты веры являлись приходские братства при храмах и монастырях.

Сегодня Православная Церковь сталкивается с внутренним процессом обмирщения верных (епископата, священства, монашества и мирян). В православном богословии, преподаваемом в академиях и семинариях, икономия заменила акривию, и модернизм готовятся узаконить в новом катехизисе. <…> Церковь втянута как извне, так и изнутри в сотрудничество со «Всемирным советом церквей». Православные недоумевают, но терпят разные «обращения» от своих архипастырей в совместных заявлениях и декларациях с представителями различных сект и расколов. Усилиями не только бесовских сил, но и их помощников в Церкви Божией размыты и нивелированы все границы и отличия веры истинной от ложной.

В этих условиях нас настораживает даже простое дружелюбие без Христа к сектантам любого толка, тем более к тому, кто возглавляет «родителя» многих ересей (папизм, от которого произошли различные протестантские деноминации, – примеч. ред.), – ересиарху папе римскому. Нас настораживает стремление и уже принуждение к совместной работе с сектантами и еретиками на общей ниве социального, экологического или еще какого-либо другого служения. Нам в обязательном порядке предлагаются «добрые дела», но без Бога. Догматические разногласия, за которые христиане ранее умирали, оставаясь верными Христу, задвинуты на задворки жизни как некое «прошлое». Навязывается «новое учение» – о единстве без Христа (экуменизм), о «добрых делах» без Бога (социальное служение без Бога), о вере человеческой (новые богословские изыскания).

Господь нам заповедает в отношении учения: что говорим на ухо – говорить и на крыше (см.: Лк. 12, 3), а наш Святейший Патриарх сам свидетельствует, что он готовил встречу с папой в тайне! Объясняется это угрозой действий противников встречи. Данное оправдание не выдерживает никакой критики, потому и не имеет нужды его опровергать. А вот факт того, что было попрано каноническое право – без согласия прочих епископов ничего не делать (34-е Апостольское правило) – уподобил действия нашего Патриарха деятельности папы римского: им были усвоены полномочия, ему не принадлежащие и на него не возложенные. Подготовка встречи была сокрыта не только от народа Божиего, с которым вообще не посчитались, но и от архиереев на соборе в Москве, и от представителей Священного Синода РПЦ. Можно еще добавить, что об этой договоренности о встрече с еретиком папой римским Франциском знали не только пять человек из многомиллионной Русской Православной Церкви, но еще неведомо сколько лиц из римской курии. Получается, они оказались более достойными доверия, чем верные Православной Церкви?

Обсуждать декларацию, подписанную в ходе диалога между папой римским и Патриархом Московским, когда сам Святейший не может определиться, был ли там разговор о богословии или не был (из видеоинтервью Святейшего), когда в ОВЦС не могут до сих пор ясно сказать: они готовились к этому 20 лет или же это была случайная встреча ввиду пересечения маршрутов, – не представляется возможным. Потому как незаконно рожденное не есть церковное, а есть дело тайное, нечестное и несчастное, не подлежащее суду как относящееся к области темной, нам неведомой. Декларация требует не исследования (которого она не выдержит), а отвержения – как чужеродное и недостойное. Мы будем молиться Богу, чтобы подобного рода произвол папизма, провоцирующий смуты в среде верных, впредь не имел места в поступках нашего Патриарха. Очень скорбно, что нам, простым священникам, мирянам, приходится напоминать своему священноначалию, что никто и никогда не давал такого права Патриарху – самочинно от лица Церкви заключать декларации с ересиархом, пусть даже под самым благовидным предлогом борьбы за мир.

Благодарение Богу, что Он открыл нам уже возможность и необходимость со всею ответственностью просить от своего священноначалия выхода из сомнительных организаций – «Всемирного совета церквей», «Всеукраинского совета церквей» и т. д., от которых все чаще и чаще, приучая нас к недопустимому соседству истины с ложью, выходят «обращения». Пагубность участия в данного рода организациях теперь открыта для верных.

Также хотим выразить свое несогласие с участием Русской Православной Церкви во «Всеправославном соборе» 2016 года, который, еще не начавшись, уже вносит разделение в среду верных. То, что сегодня преподносится как победа – решение о принятии документов посредством консенсуса, – не имеет согласия со Святыми Отцами. В западном христианстве есть консенсус на грех, но нет правды Божией. Для нас неприемлем консенсус, противоречащий догматам и канонам. Это тогда будет не правое решение, а попытка узаконить беззаконие. Главный принцип – это согласие решений с догматами и канонами прошлых Соборов. А это значит, что на «Всеправославном соборе» должны подтвердить решения и анафемы Соборов IX–XIV веков, осудивших папскую ересь. Так что главное «достижение» – принятие документов на основе консенсуса – становится и предпосылкой падения, что неприемлемо.

Удивляет внезапность и поспешность утверждения документов «Всеправославного собора» на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (в течение четырех дней). Как за это малое время можно было должным образом вникнуть в содержание предполагаемых решений? Чтобы отстоять истину, в соборе должны участвовать все епископы Поместных Православных Церквей. И то, что опять же в тайне готовилось на протяжении уже более 50 лет, должно подлежать обсуждению всеми епископами, священством, монашеством и мирянами всей Православной Церкви. Наивно думать, что документы, противоречащие догматам и канонам, будут восприняты православными, – скорее, это вызовет массу волнений и духовных противостояний. Утешает и дает надежду лишь то, что, исходя из «Постановления освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви», не все архиереи поддержали эти документы: если все пункты отмечены общим согласием: «Архиерейский собор призывает <...>, освящает», то уже в пункте № 3 мы видим осторожное «Члены Архиерейского собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого собора не нарушают чистоту Православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». Надо полагать, что некоторые члены Архиерейского собора, наоборот, пришли к выводу, что предложенные документы нарушают догматы и каноны Церкви.

Считаем невозможным принять декларацию папы римского и Патриарха Московского, невозможным принимать участие во «Всеправославном соборе» 2016 года – ввиду их тайного и внезапного рождения, чуждого Православной Церкви, и призываем священноначалие к созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви – для отчета и объяснения действий Святейшего Патриарха Кирилла перед Церковью и оценки всех последних принятых положений («Декларации», «Социальной концепции» и проч.) в свете догматического учения и канонов Православной Церкви.

 

С сыновнею любовью о Господе, смиренные послушники Вашего Боголюбия, клирики и миряне Днепропетровской епархии УПЦ МП:

 

Архимандрит Досифей (САВЕЛОВ), наместник Свято-Никольского Самарского пустынного монастыря г. Новомосковска Днепропетровской области

Протоиерей Тимофей КУЧУК, настоятель возрождающегося Свято-Успенского собора г. Днепропетровска

Протоиерей Виктор ГОЛОВЧЕНКО, настоятель храма в честь святых Царственных Мучеников г. Днепропетровска

Протоиерей Александр КУРОЧКИН, настоятель храма в честь святого преподобного Серафима Саровского г. Днепропетровска

Протоиерей Василий ВЛАСЕНКО, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» с. Королевка Днепропетровской области

Атаман В.С. ГРИГОРЬЕВ

 

Печатается с незначительной
литературной правкой редакции «ПК»

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник