ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Лжица

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 81

ЛЖИЦА ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Стоя на возвышении или на солее, священник для каждого изъемлет из Чаши частицу Святого Тела, напоенную Кровию, и причащает ею. При этом причащении употребление лжицы установил святой Иоанн Златоустый. До него в Церкви мужчинам подавали части Святого Тела Христова в руки, а женщинам в чистые платки; но следующий случай послужил святому Златоусту поводом к отмене этого обычая. Одна женщина, приняв из рук Златоуста часть Тела Христова, отнесла ее в дом свой и смешала с каким­то чарованием для волхвования. Узнав об этом, святой Златоуст по всем церквам заповедал не давать в руки частиц Тела Христова, но давать в уста верных лжицею, вместе с Божественною, под видом вина, Кровию. О сем смотри в книге «Камень веры» (ч. 1, гл. 7).

Святитель Симеон Солунский причащение лжицею объясняет таинственно (в гл. 79): «Диакон восклицает, чтобы все приступили „со страхом Божиим и верою“, дабы пришедшие для причащения причастились не в осуждение себе. Когда архиерей подъемлет лжицу, потому что, по видению Исаии, непристойно всем причащаться непосредственно, люди подходят причащаться Божественных страшных Таин, с надлежащим благоговением и страхом. Ибо, если Херувимы благоговели, то особенно должно благоговеть нам, созерцающим не образы, но самую истину. Поэтому, когда иерарх или иерей подает Божественные Тайны, то хотящий причаститься должен испросить прощение, от всей души до земли поклониться находящемуся в потире живому Хлебу с Кровию, сложить крестообразно руки в знак рабства и исповедания Распятого, и так со страхом и смирением сердца приходить».

Когда приходящие принимают таким образом причащение, тогда лики поют причастный стих: «Тело Христово примите…» и проч, и к нему снова присовокупляется «Аллилуиа»; ибо этою песнью означается видимое пришествие Христа к людям по Воскресении Его. Тогда вне алтаря приходящим причаститься Святые Дары показываются покровенными. Святитель Симеон (в гл. 99, о храме) пишет: «После Святейшие Дары показываются людям покровенными, потому что неприлично всем видеть их без покрова. И приготовленный к причащению, приступив с благоговением и страхом, не непосредственно приобщается, но через лжицу, архиерейскою или иерейскою рукою».

 

 

СВЯТЫЕ ДАРЫ И НЕПРИЧАЩАЮЩИМСЯ ПОКАЗЫВАЮТСЯ
ПОКРЫТЫМИ И ПОКЛОНЕНИЕМ ЧЕСТВУЮТСЯ

 

Те же Святые Дары показываются также покрытыми и для непричащающихся, чтобы все отдавали поклонение принесшему Себя в жертву за нас и заклавшемуся, чтобы через таковое поклонение, благодарение и созерцание освящались верные, получали помилование предстоящие, по важным причинам вышедшие из храма, и верные, находящиеся во всем мире, и чтобы прежде благочестиво скончавшиеся удостоились ослабы. При этом и всякий верный должен молиться о себе самом и о ближних своих, живых и умерших; видя показуемого Примирителя и Владыку, бывшего за всех жертвою и умилостивлением, должен со страхом и любовию, с непокровенною главою зреть на показуемые Божественные Дары и с благоговением и трепетом поклоняться до тех пор, пока иерей, показав, отнесет их в предложение. Пусть никто в это страшное время не будет небрежен; ибо Показуемый есть Сам Христос и в Потире находится самое всесвятое Тело Его и Божественнейшая Кровь. Ибо, если кто помолится тогда о чем с верою, то получит желаемое, как сказал Сам Он.

 

 

СВЯТЫЕ ДАРЫ ОТНОСЯТСЯ
ОБРАТНО В АЛТАРЬ

 

Такое же трепетное поклонение и молитву должны мы совершать и во время входа Преждеосвященных, видя Самого Христа, держимого на главе иерея. И поелику Иисус Христос по Воскресении Своем жил не всегда с учениками Своими так, как обращался с ними до страдания Своего, но в течение 40 дней только являлся им, а иногда скрывался от очей их, потому что тело Его было тогда прославленное, – то священник входит снова со Святыми Дарами в алтарь и тем показывает, что Христос по Воскресении из мертвых не всегда являлся ученикам Своим в мире сем.

 

 

§ 82

«СПАСИ, БОЖЕ, ЛЮДИ ТВОЯ»

 

«Благословляет люди, глаголя: „Cпаси, Боже...“». Приступая к действиям, изображающим Вознесение Христово, при котором Господь благословил учеников Своих, священник благословляет народ и умоляет Бога, чтобы Он удостоил Своего благословения и спасения как предстоящих, так и сущих во всем мире людей; и для того произносит молитву «Спаси, Боже, люди Твоя…» и проч.

 

 

§ 83

ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
НА ЛИТУРГИИ ИЗОБРАЖАЕТСЯ

 

«Вознесыйся на Небеса, Боже…» Т. к. оставалось только изобразить в Литургии Вознесение Христа и познание веры, распространенное во всем мире через апостольскую проповедь о имени Его, то священными словами: «Вознесыйся на Небеса, Боже…» изображается все это. Святитель Симеон Солунский (в гл. 100, о храме) говорит: «Таким образом помолившись о Божием наследии и о людях, архиерей отпускает Дары, возвещая при этом о Вознесении Спасителя и о славе проповеди Его во всей вселенной, как бы беседуя со Спасителем, говорит: Ты снисшел к нам, явился между нами, восшел на Небеса и, вознесшись, славою исполнил всю землю, почему и мы, священнодействуя Твои Тайны, причащаемся Тебе и соединяемся с Тобою».

 

 

§ 84

ДИСКОС ДИАКОНОМ ПЕРЕНОСИТСЯ
С ПРЕСТОЛА НА ЖЕРТВЕННИК

 

«Зря вне к дверем, ничтоже глаголя». Диакон переносит святой дискос, «зря вне к дверем, ничтоже глаголя», и через то, как бы от лица Христа, возносящегося на Небо, делает людям последнее увещание, чтобы они с твердою мыслию и несомненною верою, как ныне, так и в будущее время, всегда взирали и уповали на Него. Сверх того некто написал: «Обращение диакона со святым дискосом к предложению изображает Пришествие Христа на Суд мира». И потому этим воззрением диакон как бы внушает народу слова, слышанные от Ангела при Вознесении Христа на Небо: Сей Иисус, вознесыйся от вас на Небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на Небо (Деян. 1, 11). Сии ангельские слова, означающие Второе Пришествие Христа на землю, когда Он в громах и молниях приидет судить живых и мертвых, были весьма утешительны для Апостолов, которые тогда, видя Учителя своего и Господа разлучающимся с ними, внутренно о том печалились и скорбели. Ибо Ангел знал, что они имели проходить трудный подвиг евангельской проповеди, претерпевать гонение и самую смерть; знал и то, что Христос во Второе Пришествие Свое вознаградит и прославит их и всех верных за подвиги, по собственному Его откровению: И се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его (Откр. 22, 12). Почему диакон теми словами и воззрением при перенесении дискоса, подобно тому, как Ангелы Апостолов, и всех верных в печальном их состоянии утешает будущим воздаянием за благочестивые труды их.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Лепта в возрождение Руси

    

      Братья и сестры! Обращаемся к вам за помощью в строительстве храма в честь святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в поселке Архара Амурской области. История его непроста и типична для возведения церквей в глубинке России. В 1997 году единственный на всю округу храм находился в Бурее, куда ездили из Райчихинска, Талакана, Прогресса и Архары. Православные жители Архары решили создать приход в родном поселке, но идея сначала не находила поддержки у местной администрации, а затем возникли финансовые трудности – прихожане буквально по толике собирали на зарплату рабочим, на брус для стен, на кровлю. Тем не менее, к 2009 году было завершено строительство здания храма «под крышу».
     13 декабря 1997 года состоялось освящение церкви и была совершена первая Божественная Литургия. В 2002 году настоятелем архаринского прихода был назначен священник Сергий Глухов, до того времени являвшийся старостой.
     Сегодня приход продолжает заниматься строительством. По воскресным дням в вечернее время прихожане собираются в новом храме для работы. Стройка не останавливается, но до полного ее завершения еще далеко.
     Братья и сестры! Сооружение церквей на Руси всегда почиталось величайшей добродетелью. Они возводились всем миром. На это святое дело бедные тратили последние сбережения, а богатые щедро жертвовали от своих имений. Давайте же поучаствуем в благом начинании ради возрождения нашей родной Русской земли – построив архаринский храм, оставим по себе добрую память на радость детям и внукам.
     Помочь приходу можно переводом средств на карту Сбербанка 4276 8030 1620 8056, получатель Сергей Владимирович Глухов (отец Сергий) (с пометкой «на новый храм»). Телефон: 8­909­813­76­65.

    

 

   

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник