ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ФАРИСЕЙСТВО ИЛИ СМИРЕНИЕ?

 

 

 

 

Cпаси Христос, уважаемая редакция «Православного Креста»! Регулярно читаю вашу газету, нахожу для себя много интересных материалов, за что вас искренне благодарю. Хотелось бы получить ответ священника на возникший у меня вопрос.

Некоторое время назад в одной книге мне встретилась цитата из дневника протоиерея Александра Шмемана, вызвавшая недоумение: «Давайте будем и дальше не соглашаться, но не будем судить. Что не подходит нам, может подойти потенциальным новообращенным другого типа. Я беру здесь за образец поведение прихожан во время русского православного богослужения, где одни сидят, другие лежат лицом вниз, некоторые стоят или опускаются на колени, или ходят, и никто не обращает никакого внимания на то, что делают другие. Вот пример здравого смысла, хорошего воспитания и хорошего христианства. „Не вмешивайся в чужие дела“ – хорошее правило как в религии, так и во всем другом».

Я задумалась: прав ли автор, что в православном храме все вольны молиться, как им нравится, что не следует «лезть в чужие дела» и что именно такой подход есть проявление «здравого смысла», вежливости и «хорошего христианства»? Допустимо ли в церкви делать замечания ближним и как реагировать, если тебя кто-то в чем-либо поправит? Ведь многие этим смущаются, обижаются на «церковных бабок», и не исключено даже, что такие «мелочи» могут оттолкнуть не очень воцерковленного человека от Церкви…

Валентина

 

 

 

Читательнице отвечает протоиерей Андрей СОКОЛОВ:

 

Поставленные вопросы, казалось бы, чисто формально можно свести к двум – об основных правилах церковного благочиния и о поведении в храме – в частности, как делать замечания и реагировать на них. Однако, учитывая, что вопросы возникли на основании цитаты из дневника А. Шмемана, тема приобретает несколько иное направление и глубину. Проблема благоговения в храме Божием не сводится к одному лишь поведению как таковому. Не менее важен и другой вопрос – почему мы должны вести себя, – а в более широком смысле – поступать, действовать и мыслить, – именно так, а не иначе? Сегодня нашу Церковь захлестнула волна модернизма. И правила, соблюдаемые нами в храме, это  не просто дань традиции, но, наряду с истинами Православной веры, важнейшая составляющая нашей соборности, тот цементирующий материал, который не дает церковному единству разрушиться под натиском обновленческих новаций. Об этом – ниже, но сначала – об общепринятых нормах благочиния.

 

О них замечательно написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в 5-м томе его труда «Приношение современному монашеству», в главе «Правила наружного поведения для новоначальных иноков». Слово святителя обращено к монашествующим, но законы духовной жизни для всех православных христиан едины, поскольку строится она на стремлении исполнять абсолютно одинаковые для каждого верующего в Господа нашего Иисуса Христа заповеди Божии. Посему к мирским людям, ревнующим о благочестии, святоотеческие установления о поведении в храме относятся в той же мере, что и к монашеской братии.

Сразу обращает на себя внимание утверждение, открывающее главу: «Церковный Устав говорит, что по завещанию Святых Отцов во всем должно наблюдать меру и правило». Крайне актуальны и приведенные далее слова преподобного Ефрема Сирина: «Там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила». Таким образом, святитель Игнатий, даже не вступая в полемику с любителями плюрализма, уже в первых строках опровергает модернистские представления об отсутствии каких-либо строгих норм поведения во время православного богослужения – у того же Шмемана названные самостоятельным выбором и невмешательством в свободу действий окружающих. Добавим, что неимение определенных законов для внешней деятельности, в том числе в храме, ведет православного человека к великому духовному бедствию.

Вот лишь некоторые из правил, преподанных святителем:

– «Каждый брат, придя к церкви Божией, должен пред дверьми ее оградиться крестным знамением и положить поясной поклон, воздавая этим честь жилищу Божию, которое – церковь»;

– «По входе в церковь каждый брат обязан встать посреди ее пред царскими вратами и положить три поясных поклона, а в Великой Пост – три земных; потом, поклонившись на обе стороны предстоящему народу, становиться на свое место»;

– «Церковь – земное Небо. Стоящие в ней должны стоять с благоговением, чинно, подобно святым Ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облокачиваться, держать руки опущенными, не складывая их вместе, не отставлять ног, но стоять на обеих ногах равно»;

– «Церковь – судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, иди осужденным, по свидетельству святого Евангелия. И потому должно отправлять чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневав Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему»;

– «На народ, присутствующий при богослужении, не должно оглядываться. Должно всячески хранить зрение, как то отверстие в душу, чрез которое могут войти в нее заразительнейшие страсти».

В правиле 24-м содержится подробное наставление о поклонах, когда и сколько их следует делать. Вообще же на первых порах можно просто ориентироваться на молящихся и повторять за ними. Не нужно подражать тем, кто, к примеру, опускается на колени, когда все прихожане стоят на ногах – Святые Отцы не одобряют показное благочестие. «Благоговение» вопреки принятым обычаям на самом деле есть проявление духовного неведения. Но в то же время не следует осуждать таких ближних.

Важнейший ответ на вопрос о поведении в храме находим также в 18 главе Евангелия от Луки –в притче Господа о мытаре и фарисее.

Придя в церковь, фарисей хвалился своими добродетелями перед Богом и осуждал мытаря. Тот же смиренно стоял у самой двери, потупив взор, и с сердечным сокрушением взывал: «Боже, милостив буди мне, грешному!» И Господь не принял молитву фарисея, а мытаря, напротив, оправдал и поставил в пример Своим ученикам (см.: Лк. 18, 10–14).

Преподобный авва Дорофей так толкует это повествование: «Фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осужден; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом <…>; и не за то он был осужден, что сказал: „Несмь якоже прочии человецы“; но когда он обратился к мытарю и сказал: „Или якоже сей мытарь“ – тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышел оправдан „паче онаго“».

Достойно внимания и пояснение святителя Иоанна Златоуста: «А чтобы тебе убедиться, какое великое благо не мечтать о самом себе ничего великого, представь в уме две колесницы, из которых в одну запряги праведность и высокомерие, а в другую – грех со смиренномудрием; и ты увидишь, что колесница греха опередит праведность – не собственною силою, но силою сопряженного с ним смиренномудрия <…>. А что первая колесница бывает быстрее последней, вспомни о фарисее и мытаре. Фарисей впряг вместе праведность и высокомерие и говорил так: „Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь“ (Лк. 18, 11). О, безумие! Его высокомерие не удовольствовалось сравнением со всем родом человеческим, но с великим неистовством напало и на близ стоявшего мытаря. Что же тот? Он не восстал против поношения, не оскорбился укоризною, но великодушно перенес сказанное, и стрела врага сделалась для него врачевством и исцелением, поношение – похвалою, укоризна – венцом. Так велико благо – смиренномудрие; так полезно не оскорбляться злословиями других и не раздражаться обидами ближних! Можно и от них получить себе великое и важное благо, как и было с мытарем. Претерпев поношение, он очистился от грехов и, сказав: „Милостив буди мне грешнику“ (Там же, 13), сниде оправдан паче оного (см.: Там же, 14)».

Итак, в этой притче нам представлены два примера поведения в храме – правильное и ошибочное. Если хотим спастись – должно подражать мытарю, его самоосуждению и смирению, и избегать фарисейского тщеславия, самохвальства и гордыни.

Кроме того, Господь научает нас, что храм есть место суда: мы можем выйти из него оправданными или осужденными. Когда мы идем в прокуратуру или в суд мирской, то, конечно, прежде советуемся с юристами, адвокатами, изучаем Уголовный кодекс – чтобы не проиграть дело. Почему же собираясь в церковь, место суда Христова, – не проявляем предусмотрительности?! Почему не стремимся предварительно ознакомиться с известными правилами поведения, посоветоваться со священнослужителями или верующими людьми благочестивой жизни, сведущими в канонах?

 

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник