ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ФАРИСЕЙСТВО ИЛИ СМИРЕНИЕ?

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Кстати, в поучении святителя Иоанна Златоуста содержится и ответ на вопрос, как правильно реагировать на замечания в храме. Пусть это даже будет несправедливая придирка, но если человек примет ее со смирением, сокрушением и самоукорением мытаря, то это не принесет ему ни малейшего вреда, – напротив, дарует милость от Господа.

Но в приведенных словах есть и предостережение для воцерковленных людей. Хотя мы и посещаем храм Божий во все положенные дни и уже в течение долгого времени, все же будем помнить, что Христос взирает не на количество «выстоянных» служб, а только на наше духовное стяжание – насколько мы преуспели в добродетели. И сами по себе пресловутые «долгие годы» хождения в церковь – еще не гарантия праведности.

Из сказанного, однако, не следует, что все существующие правила есть только внешние нормы приличия. Как мы уже отметили, эти законы – неотъемлемая часть нашей православной идентификации, гарантия нашего единства и одно из препятствий для стремящихся поколебать Церковь Христову своими разрушительными новациями.

Посмотрите на т. н. «западные церкви» – католиков и протестантов. «Православные» модернисты будто равняются на них, узаконивая удобные для себя послабления и поблажки в вере и ее устоях. Мечтают создать этакое «комфортное православие»: мол, к чему безконечные условности, все эти обряды? Они якобы должны остаться в прошлом, а современность призывает нас самостоятельно избрать норму поведения в храме – ходить, сидеть, участвовать в службе по настроению и желанию и, главное, и другим позволять вести себя так, как они хотят, т. е. быть толерантными!

Но те, с кого наши «новаторы» берут пример – паписты и различные сектанты, – уже не только приняли к руководству собственные удобные правила. Они дошли до того, что теперь, как говорится, и в чужой монастырь стараются проникнуть с личным уставом. Например, «ничтоже сумняшеся», посещают православные храмы, что осуждается 6-м каноном Лаодикийского Собора, предписывающим православным «не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий». Всех иноверцев следует предупреждать, что по церковным законам вход в храм для них воспрещен, и если они желают молиться в наших храмах, то прежде должны оставить свои заблуждения и принять Православие. К сожалению, лишь единицы из них приходят, как мытари, желая обрести истину и покаяться, тогда как большинство, подобно фарисеям, на все замечания гордо отвечают, что якобы «Бог один», и на этом основании они имеют право и в церковь зайти, и к святыне приложиться...

Ну, а сами мы каковы, дорогие братья и сестры? Не подражаем ли этим лжехристианам, не тех же ли ищем в храме послаблений и удобств? Святой апостол Павел говорит: Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор. 11, 4–5). У нас же порой мужчины переступают порог храма в шапках, женщины – без головного убора. Как им не сказать об этом?!

Еще одна, к несчастью, широко распространенная привычка, перенятая у модернистского запада – когда женщины заходят в дом Божий в брюках, шортах или мини-юбках. Господь повелел: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5). Поэтому тех, кто осознанно или по неведению превращает своим непристойным видом дом молитвы в обиталище соблазна и греха, обязательно нужно вразумлять, но мудро, конечно. Должно со смирением объяснять таким «захожанам», что невозможно получить милость от Господа, столь дерзко Его прогневляя.

Кроме того, часто приходится наблюдать и некое небрежение, неблагоговение, связанное с поверхностным отношением к вере. Много ошибок совершается при соприкосновении с освященными предметами, святыми иконами и мощами. Так, некоторые дотрагиваются до мощей и ликов руками или же по невнимательности прикасаются к святыням сумками и краями одежды, задевают их животом или другими частями тела. Иные по незнанию складывают при молитве руки ладошками вместе, как те же паписты, даже присаживаются на надгробия подвижников благочестия или кладут на них свою одежду, вещи…

О важности благоговения, которое есть «страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость», преподобный Паисий Святогорец пишет так: «Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя. В своем уме он постоянно имеет [мысль о том], что его тело есть храм Святаго Духа. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например, на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова „Священный храм Святой Троицы“, он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю».

Но мы еще прямо не ответили на вопрос: так допустимо ли в храме делать замечания ближним, хотя бы в исключительных случаях? Если вышеперечисленные и иные подобные отклонения не замечаются священнослужителями или дежурными по храму, тогда сами прихожане могут поправить согрешающего, но, конечно, не в духе фарисейства, не грубо, не с презрением, а со смирением и любовью. А перед этим нужно еще подумать и оценить – сможет ли человек прислушаться к нашим словам или же, вероятнее всего, отреагирует враждебно? И обязательно – внутренне помолиться, чтобы Господь прежде вразумил и нас, и ближнего, и тот с пользой принял услышанное замечание.

Итак, повторим еще раз: правила поведения в храме – не прихоть священноначалия, не дань традиции и не элемент этикета. Их соблюдение – это выражение нашей веры и верности Христу. Так проявляется послушание Святой Церкви, а значит, открывается путь к приобретению главной христианской добродетели – смирения.

Поэтому упреки в фарисействе, обращенные к ревнующим о церковном благочинии, совершенно безосновательны. Напротив, желание соблюсти каноны – признак именно смирения, сознания своей духовной нищеты и недостоинства прибавить или убавить хоть единую букву в законе Христовом, в отличие от модернисткого фарисейства – почитания себя некими «духовными христианами», стоящими «выше» всех правил.

Не будем забывать: если модернисты не подчиняются церковным законам, то для нас эти святые правила необходимы именно как залог единства в Церкви! Если в храмах будут допущены всяческие нововведения и обновленческие послабления, и каждый начнет делать то, что хочет, то очень скоро они превратятся в вертепы разбойников (см.: Мф. 21, 13).

Завершим наши пояснения замечательным наставлением преподобного Иосифа Волоцкого, касающимся еще одного важнейшего аспекта затронутого вопроса: «Хотя и многое нам необходимо, и много трудов нужно, чтобы устроить нашу жизнь, но у нас есть другое время, чтобы подумать об этом. Если же, стоя в церкви, мы говорим о приобретениях и об имении, о суетном и тленном – гораздо лучше было бы не приходить, чем раздражать Господа. А тот, кто приходит, напрасно труждается, окаянный: мерзок он и нечист пред Богом, потому что храм Божий сделал вертепом разбойников <…>. И какой милости достойны такие люди? Убоимся же и вострепещем, и постараемся отложить все суетные заботы, особенно в этот дивный час нашей молитвы! Ведь хотя мы и стараемся, и стремимся сделать что-то – ничего не сможем, если не захочет Бог. Напрасно мы в таком случае трудимся и изнемогаем без меры, проводя свою жизнь в неполезных и невыполнимых изнурительных делах».

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     "Православный Крест" – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

     Наши реквизиты ИНН: 7717694098, к/c 30101810145250000479, наименование банка: КБ "РИАЛ-КРЕДИТ" (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник