ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

О чтении житий святых

 

 

Преподобный Кириак родился в Карфагене и был сын священника. С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг. От утра и до вечера он сидел за книгами, из которых узнавал о делах Божиих, направленных ко спасению человека. Вот он изучил библейскую историю и приступил к чтению житий святых. Это чтение окончательно утвердило его сердце, он выучил многие жития на память и захотел в своей жизни подражать им. Он удалился в пустыню и провел жизнь в подвигах.

Читайте, братия, жития святых, и вы, подобно Кириаку, найдете для себя много примеров, достойных подражания. Пример святых наставит и ободрит вас на добрые дела. Велика и, можно сказать, неисчислима польза от чтения житий святых.

Уже одно то, что на чтении житий святых мучеников и других подвижников благочестия воспитывались древние христиане, отличавшиеся таким высоким благочестием, что мы даже дивимся их святости жизни, что чтение спасительных житий святых, в которых изображены высокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своею порочной жизнью и обращало их на путь христианской жизни, что чтение житий святых было любимым чтением наших предков, почерпавших из них и страх Божий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность Промыслу Божию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им, – уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествований о жизни святых.

Прекрасно говорит о воспитательном влиянии житий святых один глубокий знаток духовной письменности. «В сих книгах Церковь ежедневно указует нам, – говорит он, – на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы, с одной стороны, предохранить нас от ежедневных грехопадений, с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния.

Ее священные сказания по местам обширны – дабы насыщать душу, в которой раскрылся ненасытимый вкус к духовному; по местам кратки – дабы не обременить души ленивой; по местам – оразноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основу в отвлеченном правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждалась деянием и примером; они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшие сии сказания, обыкновенно поставляли себе правилом изречение: „Не буди ми лгати на святыя“; в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди, в них изображенные, были дети не света, а Царствия Божия, упростившие природу свою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: „Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие“ (см.: Мф. 18, 3); повсюду назидательны и для благочестивого человека приятны, несмотря на простоту формы, на язык безыскусственный, заботящийся не о том, как он рассказывает, а о том, что повествует. Светский вкус, конечно, не найдет в них того огня, той живости и занимательности, какие любит находить в повествованиях мирских; но за то они не учат тому тонкому нечестию и благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света» («Чтения о церковной словесности или гомилетике» ординарного профессора Киевской духовной академии Я. Амфитеатрова). <...>

Нельзя не привести здесь [и] некоторых советов святителя Тихона Задонского касательно чтения вообще книг православно-христианского содержания. «Нет никакой пользы, – говорит он, – книгу читать и не делать того, чему книга учит. Поэтому читающему книгу должно исполнять нижеследующее: 1) должен читать в первую очередь Священное Писание, а по нем – и другие христианские православные книги, – читать не много листов и страниц, ибо много перечитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и вперед поступай (т. е. читай). Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощью Божией, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся и твори доброе: сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные глупцы, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить. „Разум кичит, а любовь созидает“ (см.: 1 Кор. 8, 1). 7) Чему сам с помощью Божией научишься, тому и иных при случаях любовно учи, дабы семя посеянное росло и плод творило, достойный Небесного Царствия».

 

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

Полный годичный круг
кратких поучений. М., 1897.

 

 

 

 

18 сентября / 1 октября. Суббота по Воздвижении.

Преп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление в 1698 г.). Преп. Илариона Оптинского (1873). Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (Груз.). Мч. Кастора. Молченской (1405), именуемой «Целительница» (XVIII), и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

 

19 сентября / 2 октября. Неделя 15-я по Пятидесятнице.

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Преп. Алексия Зосимовского (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938). Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

 

20 сентября / 3 октября. Понедельник.

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад его Агапия и Феописта (ок. 118). Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937). Преп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых.

 

21 сентября / 4 октября. Вторник.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937). Сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1942). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Преп. Даниила Шужгорского (XVI). Преп. Иосифа Заоникиевского (1612). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска.

 

22 сентября / 5 октября. Среда.

Прор. Ионы (VIII в. до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Преп. Ионы пресвитера (IX), отца свв. Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930). Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Сщмч. Феодосия Бразского (1694) (Рум.). Преп. Ионы Яшезерского (1589–1592). Преп. Макария Жабынского, Белевского чудотв. (1623). Собор Тульских святых.

 

23 сентября / 6 октября. Четверг.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Словенской иконы Божией Матери (1635).

 

24 сентября / 7 октября. Пятница.

Первомц. равноап. Феклы (I). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Сщмч. Никандра пресвитера (1939). Преп. Коприя (530). Св. Владислава Сербского (1239). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

25 сентября / 8 октября. Суббота.

Преп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца (1392). Св. Николая исп., пресвитера (1941). Обретение мощей сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1985). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595). Преп. Досифеи, затворницы Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

 

26 сентября / 9 октября. Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (прославление в 1989 г.). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939). Преп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, Судии Израильского (XII в. до Р. Х.).

 

27 сентября / 10 октября. Понедельник.

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила пресвитера (1919); сщмч. Феодора пресвитера (1937). Aпп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Преп. Игнатия (963–975).

 

28 сентября / 11 октября. Вторник.

Преп. Харитона Исповедника (ок. 350). Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937); прмц. Татианы (1942). Прор. Варуха (VI в. до Р.Х.). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преп. Антония) почивающих. Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Преп. Харитона Сянжемского (1509). Преп. Иродиона Илоезерского (1541).

 

29 сентября / 12 октября. Среда.

Преп. Кириака отшельника (556). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преп. Феофана Милостивого.

 

30 сентября / 13 октября. Четверг.

Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Преп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Сщмч. Прокопия, пресв. (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти св. дев (нач. IV в.).

 

1/14 октября. Пятница.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Ап. от 70-ти Анании (I). Преп. Романа Сладкопевца (VI). Преп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Сщмч. Алексия пресв. (1918); сщмч. Михаила пресв. (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937); прмч. Феодора (1940). Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, иг. Зовийского, и с ним 36-ти прмчч. (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой, Барской икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник