ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА III:

ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА

 

 

§ 9

БЛАГОДАТЬ ИМЕЕТ
ТРИ ЗНАЧЕНИЯ

 

«Божественная благодать». Слово «благодать» имеет здесь три значения. Во-первых, оно означает Самого Бога, Подателя благодати, в каком смысле употребляет сие слово и апостол Павел: Но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10). Т. е. апостолу Павлу к добрым подвигам и к большим пред прочими апостолами трудам подавал помощь Сам Бог как первый Виновник всех святых дел. Во-вторых, та же благодать означает избрание Божие, которое призывает и вводит человека на высшую степень. Таковое избрание Божие объясняет тот же апостол Павел: Вемы же, яко любящим Бога вся споспешествуют во благое, сущим по предуведению званным: ихже бо предуведе, тех и предустави (Рим. 8, 28–29) и проч. И в другом месте: Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению и благодати, данней нам о Христе Иисусе (2 Тим. 1, 8–9). И, в-третьих, наконец, благодать – всякий частный дар Божий, приобретаемый посредством Таинств. Например: дар взаимного хранения супружеской верности и тщательного воспитания детей в Таинстве Брака; дар спасения души и освящения ее в Таинстве Причащения и проч.

Узнав, таким образом, эти три значения слова «благодать», предлагающим вопрос: какой смысл содержится в словах:«Божественная благодать проручествует?» – должно отвечать, что под именем благодати при настоящем посвящении разумеется, во-первых, Сам Бог. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский (в гл. 169): «Архиерей возглашает: „Божественная благодать“, свидетельствуя тем присутствие общего дара Святой Троицы и призывая Ее на рукополагаемого». Т. е. дабы Сам Бог был признан верховным совершителем сего Таинства, для сего должно знать, что сей дар (священства) ниспосылается от трех Лиц, Отца и Сына и Святого Духа, производящих всякое внешнее действие нераздельно; почему Святая Троица призывается в сие время трикратным знамением Креста, и для обильнейшего снисшествия благодати Святаго Духа на посвящаемого к Той же Троице Святая Церковь три раза возносит моление: «Кирие, елейсон» и «Господи, помилуй». Посвященный сею божественною благодатию иерей в это самое время приемлет власть и силу совершать все Таинства, как и самое то священнодействие, на котором посвящается.

Для оформления подписки на газету
«Православный Крест» через редакцию
воспользуйтесь бланком почтового пе-
ревода. Для скачивания бланка кликните
по картинке. Перед заполнением  необ-
ходимо позвонить по тел. 8-915-353-69-98

Потом под именем благодати разумеется божественное избрание, призвание Божие в достоинство и должность и самое возведение Богом на высшую степень священства. Святой Дионисий (стр. 100) рассуждает о сем так: «Священноначальник только передает священное возглашение должностей и посвящаемых, тогда как эти слова его устами говорит само Таинство; потому что боголюбивый священносовершитель есть только истолкователь богоначального избрания; не сам он своею благодатию возводит посвящаемых в сан священный; его руководит Сам Бог во всех священноначальнических освящениях. Следовательно, и божественный священноначальник не сам от себя должен возлагать на людей священные чины, но движимый Богом раздавать их священноначальническим и небесным образом».

Подобным образом объясняет сие и Пахимер: «Боголюбивый священносовершитель, епископ, провозглашает одно божественное избрание. Ибо он избрал посвящаемого не по человеческому пристрастно, но был воздвигнут к сему Самим Богом. Сие-то и означает его провозглашение, т. е. это не что иное, как объявление совета Божия».

Судя по сему третьему значению слов «божественная благодать», достойны порицания те служители Церкви, которые, быв избраны не по благодати Божией, но по проискам человеческим, оказываются недостойными воспринятого ими звания. Святой Григорий Назианзин в похвальном слове Василию Великому, описывая его подвиги и добродетели, свидетельствует о нем таким образом: «Прежде всего он старается показать и доказать всем, что сообщенный ему дар не есть дело человеческое, но дар благословения Божия».

Сверх того, под тем же словом «благодать» должно разуметь и власть посвящающего архиерея, восприятую от Бога. Ибо хотя в самом возглашении архиерей по-видимому вовсе скрывает свое служение, но в последующей тайно произносимой молитве он исповедует, что диакон приемлет посвящение и от него: «Егоже благоволил еси проручествоватися от мене…» Из чего, без сомнения, не может быть сказано или выведено ничего другого, как то, что если есть что-либо в архиерее посредствующее в деле посвящения, то – сила той же божественной благодати, которою действует власть архиерейская, как бы по необходимости сообщая рукополагаемому свое действие. Это действие есть существенная благодать, есть священная и божественная сила, воспринятая архиереем в деле посвящения. От сего уже орудия божественной благодати, как от своего первообраза, вполне и совершенно получают силу благодатного освящения новорукополагаемые – диакон, пресвитер или епископ. Впрочем, все совершение Таинства предварительно проистекает от Единого Бога: истину сию исповедует пред Богом и сам архиерей в последней и «возгласно глаголемой» молитве: «Не бо в наложении рук моих, но в посещении богатых Твоих щедрот дается благодать достойным Тебе».

 

§ 10

БЛАГОДАТЬ ПРОИЗВОДИТ
В ПОСВЯЩАЕМОМ ДВА ДЕЙСТВИЯ

 

«Всегда немощная врачующи». В Евангелии читаем, что Христос многократно возлагал на человеков руки. Цель этого действия, более всего употребляемого, двоякая: а) возвратить немощствующим здравие и крепость телесную, и б) даровать благословение отрокам к приобретению и развитию душевных способностей. В доказательство первого действия Евангелие представляет безчисленные примеры; касательно последнего известно из слов евангелистов Луки и Матфея, что приведоша к Нему дети, да руце возложит на них и помолится: <…> и возложь на них руце, отыде оттуду (Мф. 19, 13–15).

Почему и в молитве «Божественная благодать...», как «всегда немощных врачующая», есть и «оскудевающих восполняющая», так и действительно усовершает всякого, каковой бы кто не находил ущерб в теле или недостаток в душе, если только он приемлет благодать с верою.

Относя эту благодать особенно к действию настоящего посвящения, святитель Симеон Солунский (в гл. 169) объясняет таким образом: «И присоединяет архиерей: „Всегда немощная врачующи“: ибо мы убоги и весьма немощны, особенно к таковым делам Божиим, посему и врачевство для нас, немощных, – в источнике этой божественной благодати: она подает силу. И „оскудевающая восполняющи“ – говорит далее, ибо мы не в себе обрели возможность и силы к совершению священнодействий, но благодать Божия укрепляет нас; она подает нам все, что мы имеем; она восполняет и то, чего недостает в нас».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник