ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Принять нельзя отвергнуть

О новой редакции документа «Всеправославного собора»

«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром»

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 14

 

Резюмируем наши рассуждения замечанием отца Владимира (Василика): «Пункты 16–21, посвященные „Всемирному совету церквей“, <…> вызывают ряд недоумений. В них история ВСЦ подается исключительно в триумфально-позитивных тонах. При этом ничего не говорится о таких вопиющих чертах, как присутствие язычников во время Ванкуверской ассамблеи и совершение ими магических обрядов, о членстве в ВСЦ т. н. „церквей“, допускающих „женское священство“ и гомосексуальные „браки“, и т. д. Настораживает, что мнение Грузинской и Болгарской Церквей относительно ВСЦ не представлено и не изложены причины того, почему они покинули эту организацию».

 

О параграфе 21-м следует сказать несколько подробнее, поскольку он не просто представляет участие членов Поместных Православных Церквей в экуменическом движении в позитивном свете, но его формулировки накладывают на них определенные обязательства.

В проекте это положение выглядело так: «Православная Церковь желает поддержать работу комиссии „Вера и церковное устройство“ и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов, как важный этап в процессе сближения христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства».

В Замечаниях Каменец-Подольской епархии УПЦ МП о нем сказано: «21-й пункт содержит положительную оценку документов „Всемирного совета церквей“, созданных советом в течение многих десятилетий, которые уже содержат в себе все экуменические идеи эксплицитно (явно). Таким образом, благодаря пункту 21-му, через практически безусловную „положительную оценку“, имплицитно (неявно) документы ВСЦ приобретают всеправославный авторитет (Регламент собора, 13.2). <…> Благодаря пункту 21-му Всеправославный собор придаст экклезиологический статус документам ВСЦ – таким же образом, каким Вселенские Соборы придали статус Апостольским правилам. <…> И даже если в ходе дискуссий на соборе абсолютно все параграфы документа „Отношения…“ будут исключены, но сохранится только пункт 21-й, то это равносильно тому, что сам документ „Отношения…“ принят полностью в существующем на сегодня виде, т. к. источником большинства параграфов „Отношений…“ являются документы ВСЦ.

<…> А ведь среди этих документов может быть все что угодно – подробно о них речь не идет. Просто сказано: Православная Церковь „положительно оценивает документы“ ВСЦ, а о том, какие это документы, нам неизвестно. И хотя имеется фраза: „Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства“, само одобрение „в целом“ послужит основанием к еще большему самоутверждению еретиков и будет препятствовать их покаянию.

Каким же документам ВСЦ придается экклезиологический статус через пункт 21-й?

– ВСЦ, Торонтская декларация 1950 года. Среди авторов: архиепископ Герман Фиатирский <…>, отец Георгий Флоровский, Г. Алевизатос <…>. [Некоторые положения]: „Церкви-члены Всемирного совета [церквей] признают на основе Нового Завета, что Церковь Христова одна“ (п. 4.2); „Церкви-члены сознают, что их членство в Церкви Христовой более всеобъемлюще, чем членство в их собственных Церквах. Поэтому они стараются вступить в живой контакт с теми, кто вне их, но верят в господство Христа“ (п. 4.3).

ЦК ВСЦ, „Диалог с людьми других религиозных убеждений“, документ „Христианство в плюралистическом мире – дело Духа Святого“, 1971 год. Автор – Георгий (Ходр), епископ Антиохийской Православной Церкви, митрополит Библский и Ботрийский, ипертим и экзарх Гор Ливанских, почетный доктор богословия Свято-Владимирской семинарии. В документе доктор богословия призвал христиан познать „истинную духовную жизнь“ некрещеных и „обогатить“ свой опыт „богатствами“ вселенского религиозного сообщества, т. к. якобы Тот же Самый Христос воспринимается как свет, когда благодать посещает брамина, буддиста или мусульманина при чтении их собственного священного писания.

ВСЦ, „Крещение, Евхаристия и Служение“ (Лимский документ), 1982 год. Авторы: Ниссиотис Николаос, греческий богослов, сотрудник богословского факультета Афинского университета, магистр Католического университета Лувена; а также более ста богословов всех основных исповеданий.

Лимский документ излагает учение о Таинствах, общее для православных и всех 300 членов „Всемирного совета церквей“. Документ написан в духе „экклезиологии общения“, согласно которой Таинства служат средством для достижения большего экуменического единства. Документ послужил основанием для совместного служения Евхаристии различными христианскими конфессиями (Лимская Литургия)».

Итак, проектом 21-го пункта официальный статус в православном мире придавался явно неправославным постановлениям ВСЦ, противоречащим учению и канонам Христовой Церкви. Но посмотрим, как изменился этот коварный параграф после собора:

 

21. Православная Церковь желает поддержать работу комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, изданные Комиссией при значительном участии православных богословов, как важный шаг в экуменическом движении на пути к сближению христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства. Тем не менее Православная Церковь выражает свои опасения по главнейшим вопросам веры и устройства, поскольку неправославные церкви и конфессии отклонились от истинной веры Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

 

Как видим, редакции подверглось второе предложение – авторы более откровенно обозначили свою приверженность идеям экуменизма. Однако тут же, в новом, четвертом предложении последовала попытка доказать свою «православность» с помощью «смелого» утверждения об уклонении еретиков от истины. Вот уж действительно: «Принять нельзя отвергнуть»! 

Но предложение это, к сожалению, никак не отражается на предыдущих словах, которыми фактически легализуются откровенно еретические экуменические постановления. Тут уместно, пожалуй, (в саркастическом тоне) привести поговорку «глаза страшатся, а руки делают», ибо авторы документа, несмотря на «свои опасения», продолжают участвовать в экуменическом движении и «в целом положительно оценивать» его богохульные циркуляры!

А посему справедливо поставить вопрос: подлинно ли Православная Церковь «желает поддержать работу комиссии „Вера и церковное устройство“» и на самом ли деле она «с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня»?

Мы знаем и можем смело утверждать, что Грузинская и Болгарская Поместные Православные Церкви, покинувшие ВСЦ, а также многие епископы, священнослужители, монашествующие и миряне из других Поместных Церквей не одобряют работу ни экуменической комиссии «Вера и устройство», ни еретического ВСЦ в целом. И они отнюдь не с интересом, а с большими опасениями и тревогой рассматривают принимаемые там с участием «православных» представителей документы. А значит, 21-й пункт критского постановления неверно изображает отношение Православной Церкви к ВСЦ и потому церковной полнотой должен быть отвергнут.

 

Священник Михаил НОВИКОВ

 

Окончание следует

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     "Православный Крест" – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

     Наши реквизиты ИНН: 7717694098, к/c 30101810145250000479, наименование банка: КБ "РИАЛ-КРЕДИТ" (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник