ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Дочь отца»

 

Княжна Ольга – сестра милосердия

 

 

Первого ноября 1915 года Императрица писала Государю: «Шлю тебе самые нежные поздравления по случаю двадцатой годовщины рождения нашей милой Ольги. Как время летит! Я помню каждую подробность этого памятного дня так хорошо, что кажется, что будто это произошло только вчера».

Ко дню крестин Великой Княжны Ольги, 14 ноября, Государыня опять говорит о ней: «Да ниспошлются нашим детям милости Бога, я с мучительным страхом думаю об их будущем, оно так неизвестно. Жизнь загадка, будущее скрыто завесой, и когда я смотрю на нашу большую Ольгу, мое сердце полно волнения, и я спрашиваю: какая судьба ей готовится, что ее ожидает?» <...>

Особым образом складывались отношения у Великой Княжны с отцом. «Дочь отца», как ее часто называли, внешне на него очень похожая, она с детских лет горячо полюбила его.

Учительница Ш. передает воспоминание о таком случае: «Когда Ольга впервые, совсем крошкой, приехала в Смольный („Смолен институт“, как они его тогда называли), ее окружили институтки; она была так мала, что не могла увидеть того, что лежало на одном из столов. „Ну, какая же ты Великая Княжна, когда не можешь заглянуть на стол?“ – пристали к ней девочки. Ольга задумалась, затем развела ручками: „Я и сама не знаю! – ответила она. – Спросите папу, он все знает!“ – и побежала к отцу спрашивать его».

<...> Умница, прямая, с волевым характером и в то же время скромница, как бы дичившаяся, ярко русская душой, она при душевном строе Государя была ему близка, необходима тем более, чем старше и самобытнее становилась. Когда они расстались с наступлением войны, она чаще других писала ему длинные, подробные письма.

Безмерная радость была при получении писем от Государя. 7 декабря 1916 года Государыня сообщала: «Ты не можешь себе представить радость Ольги, когда она получила твою телеграмму – она совсем порозовела и не могла ее прочесть вслух, она напишет тебе сама сегодня. Спасибо, мой голубчик, за то, что ты сделал ей этот великолепный сюрприз (в день своих именин Государь помнил о старшей дочери) – она и сестры чувствовали себя так, словно это был день ее рождения. Она сразу послала телеграмму пластунам». <...>

По воспоминаниям, в последние годы Государь частенько приходил на детскую половину по ночам, будил Ольгу и делился с ней новостями и мыслями. В январе 1915 года, когда они жили в Москве, в Кремлевском дворце, свидетелем этого бывал и караул юнкеров Александровского военного училища. Не раз при ожидании важных вестей Царь подолгу ходил один по коридору; когда телеграммы приносили, он заглядывал в соседнюю комнату и вызывал Ольгу. Она появлялась – в спальном белом халатике; Государь прочитывал ей все и затем, прохаживаясь, совещался с ней, как с маленьким близким другом.

«Ольга была настолько умна и ее так выделяли в Царской Семье, что предназначали ее, на случай возможной смерти Алексея, в престолонаследницы, для чего Царь собирался изменить Павловский закон», – свидетельствовали современники. <...>

Кто знает, как при иных исторических обстоятельствах сложилась бы дальнейшая судьба нашей Родины и какую роль могла бы сыграть в ней Великая Княжна Ольга – мудрая, скромная, самая близкая дочерь Государя, всей душой, искренно и горячо любившая Россию...

 

П.В. САВЧЕНКО

Русская девушка. Великая Княжна
Ольга Николаевна Романова.

М., 2015.

 

 

 

Нелицемерный почитатель

 

 

Почитание царской власти было неотъемлемой чертой личности митрополита Платона. Этим благоговением дышит все проповедническое наследие знаменитого витии. Оно же побуждало его спешить из Москвы в Лавру при известии о предстоящем Высочайшем посещении обители, чтобы самому руководить подготовкой поздравления и написанием од...

Однако такое отношение удивительным образом сочеталось у Московского Владыки с детской безкомпромиссностью, когда речь заходила об ущемлении властью интересов Церкви. Именно это свойство вкупе с нелицемерностью побудило его однажды оставить все свои высокие должности и искать покоя в любезной сердцу Лавре, а позднее – в Спасо-Вифанском монастыре...

 

ИЗ СЛОВА МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА О ПОЛЬЗЕ БЛАГОЧЕСТИЯ,
СКАЗАННОГО В ПРИСУТСТВИИИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

 

Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть (1 Тим. 4, 8).

Рассуждающему о приходе Вашего Императорского Величества в обитель сию нетрудно найти движущую причину оного – что, единым побуждаемы благочестием и усердною к Богу и угодникам Его воспаляемы верою, сей труд принять благоволили, в сокровенности души своей поя оный Давидов стих: Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже (Пс. 138, 17).

Признаем мы немалое в предприятии сем Твое снисхождение, но и исповедуем, что снисхождением сим Величество Твое более возносится и прославляется. Подражаешь Ты, Великая Монархиня, в деле сем, как и во всем прочем, высочайшим и благочестивым предкам своим, которые по себе сумнение оставили, благочестием ли более или мужеством, мужеством ли более вне Отечества или мудрым внутри Отечества правлением, – безсмертную себе приобрели память. Их в поле мужество не мешало им дома мудрое и смотрительное иметь правление, а и то, и другое – не препятствовало им и благочестия дело отправлять со всяким благоговением. Все они сие место своими священными стопами освятили.

А мы, слушатели, имея Монархиню нам пример благочестия, краткую беседу предложим. <...>

Благочестие требует, не токмо чтобы истинное о Боге иметь познание, но чтобы и нелицемерное и боголепное воздавать Ему почтение, любя Его всем сердцем – как благоутробнейшего Отца; боясь – как строгого и пороками гнушающегося Судию и всю надежду во всем на Него возлагая – как на попечительного Промыслителя. Почему никакого нет сомнения, что ни благодать Божию получить, ни помощи Его ожидать, ни Царствия Небесного надеяться – без благочестия невозможно: нечестивии бо не узрят славы Господни (см.: Ис. 26, 10), – поет Пророк.

Оставивши убо сие, как само чрез себя очень ясное и всем известное, более к тому речь нашу склоним, что ниже до сея жизни надлежащие дела без благочестия могут люди проходить благополучно и с успехом. <...>

А наипаче благочестие и страх Божий превосходную силу и премногую пользу имеют во многотрудном и великом государственном правлении, где надобно сто очей – к усмотрению всякого дела обстоятельств, сто ушей – к выслушанию просьбы всякого; где тысяча неудоборешимых узлов, тьмы едва преодолимых трудностей. Как же все сие решить? Как все оные труды без отягчения снести без особенной Божией помощи и ежели Он Сам невидимо не подкрепляет и не умудряет? – Никак невозможно. Но сия милостивая Царя царствующих и Верховного Света Правителя помощь благочестием, страхом, любовию и особенным к Нему усердием снискивается. А без того все дела и правительство к своему падению клониться будут, и цвет государства скоро увядает. Соломон, когда с благочестием почитал Бога, все дела его текли по его желанию, но как только совратился с сего святого пути, то тотчас Царство его к падению клониться начало. Понеже, – сказал ему Бог, – не сохранил еси заповедий Моих, яже заповедах тебе, раздирая раздеру Царство твое из руку твоею (3 Цар. 11, 11). И для того некоторый языческий философ написал, что верховному начальнику должно быть богобоящемуся: понеже тогда его подданные боятся, когда видят его самого боящимся Бога.

 

Произнесено в Свято-Троицкой
Сергиевой лавре в 1763 году

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

По книге «Полное собрание
сочинений Платона (ЛЕВШИНА),
митрополита Московского»
(Т. 1. СПб., 1913) и интернет-СМИ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник