ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Размышления о спасении

в современном мире

 

Окончание. Начало см. на стр. 2

 

У мира сего, лежащего во зле, есть своя вера – вера в ложь.

Мир не в состоянии вместить правду о себе, поэтому он гонит всех, желающих идти путем правды Божией к свету Воскресения.

Дух мира сего – дух антихриста, – это дух вечной погибели. Малейший компромисс с духом мира сего – это соглашательство с ложью и злом, ведущее к отступлению от пути спасения. Принятие духа мира влечет за собою отречение от Христа!

Сатана, отец лжи, больше всего боится, когда на свет Божий выходит правда о его лукавых делах и делах его приспешников.

Дух Святый с ложью не дружит.

Гордый подражает падшему Деннице.

Многие рассуждают о спасении, и лишь считанные единицы к нему искренне, всеми силами стремятся.

Уйдет в землю наша тленная плоть; все вещественное, что созидал человек в миру, останется за границей видимого и невидимого; а душа безсмертная в Вечность последует… С каким багажом? Да с тем, что носило сердце во временной земной жизни.

Прославляя Бога устами, частенько отрекаемся от Него делами.

Поем: «Царю Небесный, Утешителю <…>, прииди и вселися в ны…», а сами не готовим себя к встрече Небесного Гостя. Помоги нам, Господи!

Человек зачастую совершенно безсознательно отрекается от Христа своими помышлениями, словами и делами. Причем это отречение совершается абсолютно незаметно для самого человека.

Печально, что люди, именующие себя православными, в большинстве своем не поняли, что Православие – это не внешнее, а внутреннее.

В сердце – рай, и в сердце же – ад. В падениях человека открывается ему вся немощь его, и приходит острое и явственное понимание: «Без благодатной помощи Божией я – ничто!»

Колышется пред очами Божиими море людских сердец, и в каждое сердце смотрит Вездесущий Господь. Малейшее сердечное движение, самый ничтожный греховный помысел не укрываются от Его взора и записываются в Книге Жизни. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои (Пс. 49, 21), – говорит Царь царствующих грешнику, напоминая о неизбежном Суде. Тем не менее безконечны милосердие, человеколюбие и долготерпение Божии – каждому человеку до последнего вздоха в жизни сей дано время на покаяние.

Спасение – дело исключительно милости Божией, а не каких-то наших мнимых добродетелей и добрых дел, которыми только подтверждаем свою веру. Главное же наше дело – умолять Господа о спасении, надеясь на Его неизреченное человеколюбие и милосердие.

Думать о Боге и молиться не мешают никакие земные дела, более того – они лучше устраиваются, если творить их с молитвой и богомыслием.

Труд, соединенный с молитвою и Словом Божиим, уже на земле дает плоды духовные и ведет в Царствие Небесное.

Пребывая в земном теле, нужно быть в духовном единении с Церковью Небесной.

Небо совсем рядом с нами, только нужно открыть ему сердце…

Среди множества людей можно жить, как в пустыне, если не скитаться умом по распутьям мира сего и ограждать себя от пристрастия к мирскому. Тогда Сам Господь поможет хранить то Царство Божие, которое внутрь нас есть.

Благодать Божия может посетить грешную душу в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. Чаще всего так и бывает.

Переносящему тяжкие страдания с терпением и смирением Господь может даровать особую благодать.

Когда в человеке начинает говорить Небесное, умолкает земное.

Есть знания, которые выше всякого земного познания – это те знания, которые Сам Господь Духом Своим Святым дарует любящим Его.

Если Господь даже на мгновение слегка прикоснется к сердцу Своей любовью, то человеку уже не нужно ничего земного. Исчезает оно, как дым от дуновения ветра. Господи! Ты – Сладость наша неизреченная! Если бы люди знали, как с Тобою хорошо, то непрестанно каялись бы и молились. Забыли бы все суетные земные дела, всегда и всем были бы довольны, имея одежду и пропитание.

Душа, вкусившая любви Божией, жаждет всех напоить этой любовью.

Два дивных состояния могут быть у души, стяжавшей, по милости Божией, любовь ко Господу и ближним: первое – она вся погружается в богомыслие, когда мир и все, чем живет мир, становится безконечно мелочным и ничтожным; второе – она любит все создания Божии и жаждет спасения всем до единого человека, умоляя об этом Господа.

Всего на мгновение любовь Божия может посетить сердце грешника, но яркая память об этом дивном посещении сохраняется в нем навсегда. В эти мгновения душа начинает понимать, почему Сам Господь и архидиакон Стефан молились за врагов…

Все обижающие и гонящие нас в такие мгновения видятся несмышлеными детьми – жалкими игрушками в руках злого духа. Душа не испытывает к ним неприязни, а искренне жалеет их, как глупых детей… Неизмеримо велика сила благодати Божией! Как изменяет она человека! Духовные состояния воистину неописуемы – они невещественны и безвидны, а познаются только опытом. Это не плод воображения, а дар милости Божией.

Когда Небо отзывается на молитву, душа это явственно ощущает.

Научиться носить немощи ближних можно только через видение немощей собственных.

Воистину, умеет жалеть ближнего и сострадать ему только тот, кто сам перенес множество скорбей и страданий; поэтому каждое наше страдание так близко нашему Господу Иисусу Христу.

Все, что имеет человек в себе хорошего – это дар Божий, которым наделяет его Господь по неизреченной милости Своей.

Все добрые начинания в человеке – от смирения. И мир Христов приходит в душу через смирение, и Сам Господь заповедует нам: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Смирение возводит человека от земли к Небу, туда, где находится истинное Отечество наше – Царство вечной радости. Туда, где Вечное Солнце наше – Христос, Спаситель наш; где Владычица наша Богородица; где веселятся сонмы праведников в обителях неизреченного Света; где всех соединяет Дух Святый Божий, Вечный, Благий и Животворящий.

Всемилостивый Бог попускает нам скорби для нашего смирения, тем самым приближая к Себе: Научитесь от Меня…

Путь в Царствие Небесное – скорбный и тесный, как и говорит нам Слово Божие, но это – путь к совершенной радости, которая дается даже через скорби, а порой и через мученичество…

Умаляющий себя с искренней готовностью послужить ближним всеми силами души – на самом деле непостижимо велик, ибо он уподобляется Самому Господу нашему Иисусу Христу.

Чем меньше человек думает о своем телесном здравии, тем он лучше себя чувствует.

Чем дальше идет человек по пути спасения, тем меньше у него попутчиков.

Рассуждают о евангельских добродетелях многие, но живут по Евангелию – единицы.

Празднуем дни памяти святых, читаем об их подвигах, но подражаем ли им своей жизнью?

Единение в духе надо нам держать со святыми, а не с миром сим…

Невозможно познать умом то, что даруется Духом Святым.

В премудрость Духа Божия невозможно войти премудростью мира.

Мудрость мира сего и правда его противоположны мудрости духовной и правде евангельской.

Еще на земле Многомилостивый Господь может даровать ощущение грядущего Царствия.

Ощутивший прикосновение Небесного чувствует грубость, тяжесть и тесноту земного мира с его болезнями, печалями и воздыханиями, с его пустыми, глупыми и никчемными страстями, с его непогодами и стихийными бедствиями.

Для того кто, по милости Божией, в сей временной юдоли скорби и плача хоть на мгновение узрел красоту горнего мира – меркнут все земные красоты. Исчезают они, как легкий дым, превращаясь в ничто. Тогда открывается, насколько суетна и примитивна земная жизнь…

Шествуя плотью по земле, святые ум и сердце устремляли к Небесам, где духом по большей части и пребывали.

Бог действует через Свой избранный сосуд словом и делом. Человек даже не задумывается, откуда это приходит. Заповедь о любви к ближним такой избранник Божий исполняет самой жизнью своей. Вера, действующая любовью (Гал. 5, 6), вершит чудеса и составляет суть Христианства.

Временное земное странствование христианина – это путь от земли к Небу, который он должен совершить прежде всего в самом себе, ибо Христос говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Тот, кто находится в послушании у Единого Бога, уже на земле обретает гражданство Небесное.

Осуждающий ближнего присваивает себе право Суда Божиего.

Когда человек помыслит о ком-то лично что-то плохое, может даже не со злом, но с осуждением, Господь от него отходит. Однако не будем путать осуждение личных немощей человека с обличением зла, действующего через него и угрожающего спасению других людей.

Светская литература, не осененная духом Евангелия, а пропитанная духом мира – литература ради литературы, идол, отвлекающий от спасения. Еще хуже, когда душевные пытаются писать о духовном. Как правило, эти писания вводят читателя в прелесть, доходят до богоборчества и богохульства и ведут на путь погибели.

Придет время, когда Праведный и Грозный Судия спросит с каждого, независимо от сана и положения: «А что ты сделал, чтобы отстоять правду Мою?»

Равнодушие и безмятежность – опасные духовные болезни нашего времени. Для теплохладных сказано: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16).

Древний змий искушал в раю праотцов земными благами и обещал им, что они будут подобны богам. Ныне его подручные, действуя со всяким неправедным обольщением (2 Фес. 2, 10), зазывают людей в «электронный рай» и соблазняют теми же обещаниями.

Сегодня главный прием сатаны – умело смешать правду с ложью так, чтобы люди все приняли за чистую монету!

Кратковременные земные радости мира сего могут лишить человека вечной Небесной радости.

Все попытки «бытоулучшителей» построить рай на земле обречены на провал, ибо Сам Господь сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). Ему вторят Святые Апостолы и Святые Отцы, обретшие это нетленное Царство еще при земной своей жизни.

Искренне творящему милостыню Господь может даровать большую благодать.

Не жалеющий тленных земных богатств для ближних может стать обладателем нетленных Небесных сокровищ.

Кому можно верить? Только Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и святым Его. Тогда никогда не ошибешься.

Немало терний и препон на пути человека к Небесным обителям. Очень часто враг спасения обольщает даже весьма опытных подвижников.

Много говорят и пишут о чудотворцах… Слава Богу, что посланы нам эти святые угодники во спасение души и тела… Но знай, что если ты обращаешься с горячей молитвой к любому святому – мученику, исповеднику, праведнику, блаженному, – он станет для тебя чудотворцем…

Невозможно одновременно служить Богу и миру.

Мир все более отходит от своего естественного устроения и погружается в виртуальность, в которой душе очень легко заблудиться и погибнуть.

Земное мудрование по земле и стелется, выбирая то, что ему удобно и приятно, уклоняясь от крестного пути под самыми благовидными предлогами, предпочитая временное вечному.

С духовно слепыми и немощными в вере в прения лучше не вступать, а предоставить все Суду Божию.

В Церкви Христовой главное – не арифметическое большинство, а истина.

Болезнь необыкновенно приближает человека к Богу.

Легко говорить о любви, но тяжело являть ее на деле.

Знания, ведущие ко спасению, неизмеримо важнее, чем какие-то земные научные знания и блага мира сего.

С молитвой читая жития и творения святых, мы соединяемся с ними в духе и получаем великую духовную пользу. Они видят нас, молятся за нас и незримо подают нам советы ко спасению.

Однажды я встретил на улице человека, который вслух негромко читал наизусть псалмы. Спросил его: «А чем вы занимаетесь в этой жизни?» Он ответил: «Молитвой». И в свою очередь спросил меня: «А Вы думаете, этого мало?» Я сказал: «Это непосильный труд». Кажется, мы поняли друг друга…

 

Валерий Павлович ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник