АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Епископ подает епитрахиль рукополагаемому
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ
ГЛАВА III:
ЧИН ХИРОТОНИИ ДИАКОНА
§ 24
ПРИЧАЩАЕТСЯ
ПРЕЖДЕ
ПРОЧИХ ДИАКОНОВ
Новопосвященный диакон на этой Литургии причащается прежде других диаконов. Святитель Симеон Солунский (в гл. 181) говорит: «После причащения иерарха и иереев новопосвященный диакон, приступив с благоговением, прежде всякого иного диакона, принимает Божественный Хлеб от иерарха в руку, как обыкновенно причащаются диаконы, и, из Чаши вкушая устами, причащается прежде других [диаконов]; предпочтения пред другими новопосвященный удостоивается за то, что в нем совершилось обновление божественной благодати».
Непосредственно за тем он семь дней сряду служит Литургию с иереем не только для научения в обязанностях своего служения, но и для другой таинственной цели. Святитель Симеон (в гл. 176) пишет: «Семь дней сряду новопосвященный диакон с иереем литургисует (совершает Литургию) как для того, чтобы почтить дары Святаго Духа, так и для того, чтобы приобрести навык в обязанностях своего служения, равно и для того, чтобы божественное дело не потерпело какого-либо пресечения в продолжение первой седмицы, которая есть образ всей временной, по седмицам проходящей нашей жизни, в продолжении которой мы непрестанно должны творить дела Божия. Ибо в Вечной Жизни будет только один непрестанный и безпреемственный день, и жертва божественного дела единая и непрестанная. Итак, вот каким образом совершается хиротония диакона».
ГЛАВА IV:
ЧИН ХИРОТОНИИ ПРЕСВИТЕРА
§ 1
ДОЛЖНОСТЬ И ЛЕТА
ПРЕСВИТЕРА
Должность и лета пресвитера, равно и значение сего слова святитель Симеон Солунский (в гл. 177) описывает так: «Пресвитер у божественного Дионисия именуется совершителем, – потому что он совершает Таинства, т. е. Причащение, Крещение и молитвы; но не имеет благодати преподавательной и не может посвятить другого в сан иерея, что издревле принадлежит одному только архиерейскому сану. Иерарх испытует как нравственную жизнь, так и лета желающего принять сан иерейский. Он должен быть тридцати лет. Посему он и называется пресвитером, т. е. старейшим, пережившим возраст юношеский и по летам подобным Христу. Ибо как Христос начал учить по принятии Крещения и свидетельства Бога Отца во Святом Духе, так и пресвитер должен быть возрастом муж совершенный, – потому что он поставляется и иереем Христовым, и учителем, и совершителем Божественных Таинств».
§ 2
ПОКРОВ НОСИТ
«По еже исполнитися Херувимской песни». Прежде исполнения Херувимской песни диакон, посвящаемый во пресвитера, должен исполнять диаконское служение; и потому, когда священнодействует иерарх, служит с ним и поставляемый, исполняя обязанности диаконского служения, – и говорит ектении, и, взяв благословение, носит покров, называемый иначе воздухом.
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПОСЛЕ
ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ
По исполнении же Херувимской песни он отдает воздух, отдавая вместе с ним и свое диаконство, и приводится к посвящению во пресвитера. Почему в это именно время диакон посвящается во пресвитера, причину сего смотри ниже (в гл. 6, § 6 и ч. 2, гл. 10, § 14).
§ 3
ПРИВОДИТСЯ ДИАКОНАМИ
И В АЛТАРЕ ПРИЕМЛЕТСЯ
ПРЕСВИТЕРАМИ
«Приводим бывает архидиаконом». К посвящению во пресвитера диакон до алтаря приводится диаконами, а в алтаре приемлется священниками. Святитель Симеон Солунский (в гл. 179) говорит: «Готовящийся к посвящению в сан пресвитера приводится до святых врат алтаря придерживающими его диаконами, как служащими в его первом чине, показуя всем, что он – еще диакон и держится лицами равного с ним чина. Когда же он достигнет царских врат, тогда оставляют его диаконы, потому что он восходит на высшую их степень. Тогда принимают его два избранных пресвитера, к чину которых он приступает».
§ 4
ПРЕКЛОНЯЕТ ОБА КОЛЕНА
«И преклоняет оба колена». Диакон, приемлющий в посвящении меньший и один только дар, преклоняет и колено одно, как показано в его хиротонии (в гл. 3, § 5); но пресвитер, для получения большего и совершеннейшего дара, преклоняет, как и архиерей, оба колена.
Святой Дионисий (стр. 98) говорит: «Чину священников свойственно преклонение обоих колен, чего не имеет посвящение диаконское, – ибо диаконы, как выше сказано, преклоняют только одно колено».
Святитель Симеон Солунский (в той же гл. 179) поясняет: «И хиротонисуемый во пресвитера, в знак покорности и рабства, преклоняет оба колена, потому что посвящается в высший сан, – приняв прежде сего благодать диаконства и бывший уже служителем Божиим, теперь он становится иереем, совершителем святых Таин, молитв, Крещения и других священнодействий».
§ 5
ПРИЕМЛЕТ
СОВЕРШЕННОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
«Во пресвитера». Чрез возложение рук и чрез одно изречение: «Во пресвитера», архиерей преподает посвящаемому двоякую власть, – т. е. власть освящения Таинственных Даров и власть совершения прочих Таинств. Или сказать иначе: и возводится благоговейнейший (имя рек) во пресвитера и посвящается ко исполнению всех священнодействий, пресвитеру свойственных, т. е. не только к приношению безкровной жертвы, но и к примирению кающихся с Богом, и к совершению прочих Таинств.
§ 6
ЕПИТРАХИЛЬ
ПРИ ПОСВЯЩЕНИИ
«Дает архиерей эпитрахилий». Всякому освященному чину присвояются особенные священные одежды, приличные званию. Диакон, быв украшен орарем и имея его то опоясанным, то на обоих раменах, то распущенным на одном левом раме, образует повсеместное и свободное служение ангелов. Но при посвящении во пресвитера он, как бы оставляя эту свободу, быв обложен на вые срединою ораря, опущенного обоими концами в одну сторону, подвергает себя игу Евангелия. Из сложенного таким образом ораря составляется епитрахиль. О епитрахили обширнее смотри выше, во 2 части (гл. 6, § 12).
§ 7
ФЕЛОНЬ
«Такожде творят и на фелони». Объяснение фелони показано во 2 части (гл. 6, § 16).
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Рече безумен в сердце своем...» |
1. Есть ли среди Ваших знакомых люди неверующие или сомневающиеся в бытии Божием?
2. Согласны ли Вы, что неверие – это неестественное, болезненное состояние человеческой души, нравственное уродство?
3. Знаете ли Вы, что главная причина неверия – испорченность и злое направление человеческого сердца, порабощенность грехом?
4. Согласны ли Вы, что истинная и серьезная наука не может приводить к неверию?
|