ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ГРАЧЕВ

ИВАН ПЕТРОВИЧ

Родился в 1915 году в поселке Мамонтовка ныне Пушкинского района Московской области. Несколько лет жил и работал в Москве, откуда и был призван в армию. В 1939 году окончил Качинскую школу пилотов. Служил в Ленинградском военном округе. Участвовал в войне с Финляндией. Во время Великой Отечественной был заместителем командира эскадрильи. Сражался на Ленинградском, Воронежском и Северо-Западном фронтах. Совершил 202 боевых вылета, провел 94 воздушных боя, в которых сбил 18 вражеских самолетов лично и восемь – в групповых схватках. Звания Героя Советского Союза удостоен 16 января 1942 года. 14 января 1944-го погиб в воздушном бою.

Иван Грачев еще в детстве полюбил авиацию. Отдыхая на даче в поселке Мамонтовка под Москвой, он часто ходил на клязьминский аэродром Осоавиахима и часами наблюдал, как взлетали и садились на летное поле самолеты По-2. Тогда он и решил непременно стать пилотом. Мать об этом и слышать не хотела, а отец сказал: «Летчик – профессия смелых. Пусть попробует».

Боевое крещение младший лейтенант Иван Грачев получил в небе над Карельским перешейком в 1939 году, во время вооруженного конфликта с Финляндией. Великая Отечественная застала его в должности командира эскадрильи 191-го истребительного авиационного полка. Опыт и мужество Ивана были таковы, что слава к Герою пришла на фронте в первый же год войны. Тогда же о нем была издана открытка художника А.Н. Яр-Кравченко: на лицевой ее стороне – портрет пилота с подписью «Герой Советского Союза И.П. Грачев», а на обратной значилось, что за один только месяц – с 27 августа по 28 сентября 1941 года – младший лейтенант Грачев провел свыше 30 воздушных боев, сбил восемь немецких самолетов лично и несколько – в групповом сражении.

Ведомым у Грачева был Павел Степанович Большаков. В октябрьские дни 41-го года они часто вылетали на защиту Ленинграда. В одном из воздушных боев против восьмерки «мессершмиттов» Большакова сбили. Сильное повреждение получил и самолет Грачева. Из горящей «чайки» пришлось прыгать с парашютом. В тот же день с обгоревшим лицом он был отправлен в госпиталь.

 

 

После выздоровления Грачев стал летать уже на новом самолете – МиГ-3. В память о своем боевом друге на фюзеляже машины он сделал надпись «Павел Степанович Большаков» и отныне дрался с еще большей энергией. Однажды четверка МиГ-3, в которой был и Иван Петрович, встретилась над Ленинградом с шестеркой «мессершмиттов». Вступив в бой, Герой с первой же атаки сбил фашистский самолет. Через несколько минут вспыхнул второй «мессершмитт», за ним – третий. Оставляя за собой длинный шлейф черного дыма, они устремились к земле. Через некоторое время на горизонте показались две новые группы бомбардировщиков «Юнкерс-88», прикрываемые «мессершмиттами». Грачев с присущим ему юмором, свидетельствовавшим о хладнокровии, сообщил ведомым: «Фашисты на Ленинград летят – смерти хотят. Отрубим „юнкерсу“ хвост, а фашистов – на погост».

«Миги» немедленно ринулись в бой. Уже со второй атаки Иван сбил ведущего группы «юнкерсов». Бомбардировщики, потеряв командира, начали поспешно сбрасывать бомбы с целью лишь поскорее опустошить бомболюки и убраться восвояси, но прикрывавшие их истребители вступили в сражение с летчиками Грачева.

Нападение «мессеров» сорвал младший лейтенант Борис Сосна. Он молниеносно атаковал их ведущего и первой же очередью поджег его. Второй отвернул в сторону и тут же оказался под прицельным огнем пушки и пулеметов Грачева.

А через четверть часа все наши самолеты благополучно возвратились на свой аэродром. На скромный ужин эскадрильи собрались свободные от дежурства и караула. Чокались консервными банками. Поздравляли Грачева с победой. Шутка ли, за один вылет сбить три вражеских «мессершмитта»! Когда Грачев поднялся из-за стола, кто-то из техников крикнул: «Так это ж наш Граченок! Москвич!» Грачев узнал знакомого московского парня, с которым жил по соседству на одной улице. Техник подбежал к нем, и они обнялись.

Так проходили боевые будни – за полетом полет, изо дня в день. И вот наступило 14 января 1944 года. Шестерка краснозвездных истребителей во главе с Героем Советского Союза майором Иваном Грачевым поднялась в небо и взяла курс на Ригу. Удачно преодолев плотную завесу огня зенитной артиллерии противника, самолеты вышли на цель. Гулко застучали пушки, заполыхали вражеские машины и танки. Пламя пожара охватило колонну. Задание было выполнено, настала пора возвращаться на базу. Но неожиданно из-за облаков «свалилось» 27 «хейнкелей» и восемь «мессершмиттов». Завязался воздушный бой.

От двух очередей Грачева рухнул на землю «хейнкель». Несколько коротких и метких выстрелов из пушек младшего лейтенанта Георгия Баранова и лейтенанта Федора Волощенко поразили еще два бомбардировщика. Пилот Борис Сосна свалил в лес «мессершмитт». Вскоре Грачеву удалось подбить второй «хейнкель». И именно в этот момент он почувствовал, как его обдало горячим потоком воздуха. Иван оглянулся. Из центрального бака в кабину хлестал бензин. Огонь быстро распространялся внутри машины. Видимо, поняв, что спастись невозможно, Грачев мужественно и спокойно передал в эфир: «Я Родину заверяю, что честно умираю. Иду на таран...» На этом связь с ним прервалась.

Охваченную пламенем машину гвардии майор Грачев направил на «мессершмитт». Ударом правой плоскости он срубил вражескому истребителю хвостовое оперение, отчего тот камнем полетел на землю. Самолет же Ивана Петровича после удара взорвался на высоте около четырех тысяч метров. Взрывная волна выбросила летчика из кабины. Почти три тысячи метров он падал без парашюта. И лишь когда до земли оставалось не более километра, над ним раскрылся белый купол. Но впереди его ждали новые опасности: попасть в плен к врагу или быть убитым в воздухе.

Неизвестно, о чем думал в те последние минуты жизни Герой. Но наблюдавшие c земли пехотинцы видели, как летчик, стараясь перетянуть через линию фронта, лавировал, управляя стропами парашюта. Это помогло ему приземлиться на своей территории. Как только он оказался на земле, пехотинцы подхватили обожженного, истекавшего кровью воина и бережно опустили на дно окопа, где через несколько минут он скончался.

...Прошли годы. Сегодня в поселке Мамонтовка Пушкинского района Московской области, куда Иван Грачев часто приезжал отдыхать на дачу, одна из улиц названа его именем. В авиационном гарнизоне, где он начинал свой ратный путь, установлен бюст Героя.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам интернет-СМИ


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

СЕЧЬ ЗАПОРОЖСКАЯ (окончание). Описывая казаков, вице-адмирал Крейс наделяет их разными положительными свойствами: «Природные качества их суть добродушие и щедрость, они не копят богатства, имеют много ума, хитрости и особенно искусны в военном деле; весьма храбры и готовы равнодушно переносить голод, жажду и все случающиеся в войне тягости. Жаль только, что они так легкомысленны и непостоянны, хотя в бумагах и называют себя всегда верными». Таковым было военное сословие, населявшее Запорожскую Сечь.

3 августа 1775 года Манифестом Императрицы Екатерины II Сечь была упразднена. Запорожским казакам предоставили для заселения Кубань.

«СКАЗОЧНЫЕ КАЗАКИ» – взятые на учет и ограниченные в правах дети и внуки казаков, участвовавших в восстании К. Булавина (1707—1709 гг.) на руководящих должностях. Правительство приказало распределить их по жилым юртам и ни на какие казачьи службы не назначать. Старшины взяли многих из них в свои хозяйства. Еще в 1764 году некоторые «сказочные казаки» работали у войскового атамана С. Ефремова за малую плату или за одно содержание.
В 1769 году Правительствующий Сенат поручил войсковому атаману пересмотреть в общем собрании со старшинами вопрос о «сказочных казаках» – с тем, чтобы годных определить на службу. Это поручение было выполнено, но и затем у ряда влиятельных старшин они оставались в услужении, свободные от всяких других повинностей.

СКАЛИТЬ – подвывать, повизгивать, плакаться.

СКАЧОК – особый род коллективной рыбной ловли, в которой участвовало все мужское население станицы. Замерзшая река делилась на участки, нумерованные «сотни», и каждая часть станицы получала по жребию свой номер. По сигналу люди во главе со старостами бежали на свои участки, делали проруби и пропускали подо льдом специальные сетки – перетяжки. Попавшую в них рыбу тут же продавали прасолам (скупщикам рыбы, – примеч. ред.), своим местным или приехавшим на это время из городов.

СКАШОВКА – часть казачьего седла; ремень, которым под грудью коня связывались оба стремени. Скашовка укрепляла посадку наездника при действиях шашкой и пикой, а при джигитовке позволяла выполнять головоломные номера.
СКОЛИЗЬ – гололедица.

СКОПЕЦ – ястреб.

СКОРОДИТЬ – бороновать поле.

СЛАВЕНСКАЯ – станица в Таманском отделе на реке Протоке. Ее название часто произносят неправильно, как Славянская. Основана на укрепленном пункте в начале XIX века. К 1920 году станица Славенская расстроилась по типу небольшого уездного городка с населением около 20 тысяч казаков и иногородних.

.

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник