ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«БДИТЕ И МОЛИТЕСЯ, ДА
НЕ ВНИДЕТЕ В НАПАСТЬ»

 

 

Бдите и молитеся,
да не внидете в напасть.
Мф. 26, 41

 

По случаю начала Рождественского поста серию публикаций о насущных проблемах духовной жизни в реалиях современного мира продолжает беседа с нашим постоянным автором иеромонахом Петром (Семеновым) о трезвении.

 

– Батюшка, что такое трезвение, каково святоотеческое учение об этом делании?

– Трезвение – это добродетель сердечной чистоты. Преподобный Исихий Иерусалимский пишет: «Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием осуществляется, с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов и слов, и худых дел <…>. Само же оно есть собственно чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению крайне редка ныне у монахов; между тем как Христос ублажает ее, говоря: „Блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят“ (Мф. 5, 8)».
В то же время трезвение – синоним таких добродетелей, как внимание, хранение сердца и проч. «Это [делание], – свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, – одни Отцы прозвали „сердечным безмолвием“, другие – „вниманием“, иные – „сердечным хранением“, некоторые – „трезвением и противоречием [помыслам]“, остальные – „исследованием помыслов и блюдением ума“, но все они одинаково возделывали землю своего сердца, благодаря чему получили в пищу божественную манну».

 

– Какую роль играет трезвение в жизни христианина? Это понятие многие относят преимущественно к монашескому лексикону. Насколько оно касается мирян?

– Наряду со смирением, трезвение является основой духовной жизни истинного христианина. Преподобный Симеон говорит об этом так: «Святые наши Отцы, услышав слова Господа: „Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека“ (Мф. 15,19–20), и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (см.: Там же. 23, 26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может».

 

– Помню, много лет назад я исповедовалась в одном монастыре и среди прочих грехов упомянула рассеянность. Речь шла о житейском упущении – забыла о чьей-то просьбе, допустила по невниманию какую-то ошибку… Но когда был назван этот грех, принимавший исповедь духовник неожиданно для меня очень глубоко, с какой-то особенной скорбью воздохнул. Тогда я удивилась его реакции: из всех перечисленный прегрешений рассеянность казалась самым незначительным, легким. Но сейчас понимаю, что данное слово имеет и иной, гораздо более серьезный смысл.

Батюшка, почему мы практически всегда пребываем в состоянии духовной рассеянности, неведения своего падения и этого даже не понимаем?

– В Вашем вопросе заключен и ответ. Потому что не трезвимся, не творим молитвы Иисусовой, не читаем святоотеческих писаний; а если и читаем, то не стараемся применять на практике в своей повседневной жизни полученные от Отцов уроки, посильные для нашего исполнения.

 

– Как же человек может прийти к осознанию необходимости внимательной внутренней жизни, возжелать ее, восскорбеть о своем душевном расслаблении и нечувствии? Как приступить к этому деланию, с чего начать?

– Можно взять какую-либо святоотеческую книгу о молитве и трезвении, например, сборник святителя Феофана Затворника «Святые Отцы о молитве и трезвении» или «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», или иную, и начать читать. А к этому занятию добавить молитву ко Господу, Божией Матери и святым о помощи в деле спасения. И если такие упражнения станут ежедневными, неопустительными, то Господь дарует охоту к молитве и трезвению и Сам будет поддерживать ее.

 

– В чем конкретно состоит подвиг трезвения? Какими методами приобретается и хранится внимание в духовной жизни?

– Способов трезвения множество. Преподобный Исихий перечисляет: «Один способ (прием) трезвения есть смотреть неотступно за мечтанием или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все сии делания, возлюбленный, подобно привратникам, возбраняют вход худым помышлениям».

Святитель Феофан Затворник учит, что можно упражняться в трезвении не только Иисусовой молитвой, но и любым другим кратким воззванием. Например, из 24 пунктов молитвы святителя Иоанна Златоуста, входящей в вечернее правило, выбрать один – допустим, «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ». И повторять его постоянно: занимаясь работой, принимая пищу, в дороге, при общении с ближними... «Насытившись» этой молитвой, следует перейти к другой – «Господи, избави мя вечных мук» и т. д.

 

 

Есть еще один способ трезвения – заучивать наизусть тексты Евангелия и Псалтири. В древних египетских монастырях даже не постригали в монашество, пока послушник не выучит Евангелие. Это занятие приносило существенную пользу. Например, когда монахи куда-то шли, они не пустословили и не предавались мечтаниям, а произносили по памяти главы из Священного Писания и так всегда содержали ум свой в Боге. Подобное делание было и у преподобного Серафима Саровского в пустыне. Упражнение в Иисусовой молитве батюшка Серафим чередовал с изучением Нового Завета, ежедневно прочитывая по одному Евангелию. Так он неустанно и плодотворно возделывал ниву своего сердца.

А из «Лествицы» преподобного Иоанна Синаита можно понять, что в монастыре, порядки которого он описал как образцовые, иноки знали наизусть и Псалтирь. Так, святой Иоанн рассказывает следующий случай. Игумен вызвал к себе своего ближайшего помощника и через него преподал братии назидательный урок. Когда ученик пришел и поклонился настоятелю в ноги, тот не дал ему благословения подняться и оставил его в коленопреклоненном положении на час. Потом преподобный Иоанн вопросил послушливого подвижника, что тот делал в то время, когда пребывал в преклонении, и инок ответил, что повторял про себя Псалтирь.

Еще очищению сердца способствует богомыслие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Святые Димитрий Ростовский и Тихон Воронежский занимались богомыслием, т. е. святым размышлением о вочеловечении Бога Слова, о дивном пребывании Его на земле, о страшных и спасительных Его страданиях, о преславном воскресении и вознесении на Небо, также о человеке, о его назначении, о его падении, о его обновлении Искупителем и прочих подобных глубоких тайнах Христианства. <…> Богомыслие, или благочестивые размышления, святителей Димитрия и Тихона служат выражением их духовного преуспеяния. Желающий упражняться в богомыслии пусть читает сочинения святителей. Такое богомыслие будет самым непогрешительным и самым душеполезным. Напротив того, богомыслие соделается самым неправильным и душевредным, если подвижник, прежде очищения покаянием, не имея точного понятия о учении Христианском, позволит себе самовольное размышление, которое не может не быть ошибочным и потому не может не принести душевредных последствий и самообольщения».

 

– Объясните, пожалуйста, почему вообще верующему человеку нужно следить за своими мыслями? Что такое помыслы, откуда они появляются, как различаются, как с ними обращаться и бороться?

– Наблюдать за помыслами крайне необходимо. Современный сербский старец Фаддей Витовницкий говорил: «Добро и зло начинаются с помысла. Наши мысли воплощаются в жизнь. Мы знаем, что весь мир сотворен Божественной мыслью. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Люди мало задумываются об этом, но Господь нам открывает, что мысль – огромная сила».

Приведу такой простой пример – огородные работы. Весной мы распахиваем землю и засеваем ее, потом пропалываем от сорняков, удобряем, поливаем всходы семян – и тогда к осени вырастает плод: картошка, морковка, свекла и т. д. Но если мы хотя бы на год оставим свой огород невозделанным, он зарастет травой. Через два года заросли сорняков станут еще выше и гуще. А через десять лет там уже появятся елки. И чтобы вновь подготовить этот участок к посадке культурных растений, придется их рубить, корчевать пни и опять распахивать землю. Так и наше сердце. Если мы за ним не следим, то враг всевает туда свои помыслы, которые со временем воплощаются в дурных словах и делах. Поэтому, как обрабатываем свой огород, так следует возделывать и свое сердце – не давать прорастать на нем злым помыслам, выпалывать их сразу же.

Неопытный человек думает, что все мысли в его голове принадлежат ему. А Святые Отцы учат, что источника помыслов в нашем уме три: Бог, естество и диавол. Но по своей греховности Божественных вразумлений мы сподобляемся редко. Значит, в основном нам приходится иметь дело с помышлениями от естества и диавола. И искушать на грех враг начинает человека именно через помысел – маленькое семя.

Насчет обращения с мыслями преподобный Исихий поясняет: «Первое есть прилог; второе – сочетание, когда наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются; третье – сосложение, когда обоего рода помыслы сговорятся на зло и порешат между собою, как им быть; четвертое же есть чувственное деяние или грех. Итак, если ум, трезвенствуя, внимает себе и посредством прекословия и призывания Господа Иисуса прогоняет прилог с самого его приражения, то ничего из того, что обычно следует за ним, уже не бывает. Ибо лукавый, будучи духом безтелесным, не иначе может прельщать души, как через мечтание и помыслы».

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник