ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОЧЕСТИЕ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ИСТИНА СВОБОДИТ ВЫ»

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

– Возвращаясь к предрассудкам, касающимся поминовения усопших, – скажите, пожалуйста, о застольях с употреблением спиртного, в которые, к сожалению, часто превращаются поминальные трапезы.

– Да, ныне, увы, многие полагают, что поминки невозможны без крепких напитков. Но мало кто задумывается, что само название этого обычая – поминок – происходит от слова «поминовение», означающего возношение имени на молитве.

Такое заблуждение, уклонение от настоящей цели поминальных трапез возникло, вероятнее всего, из-за искаженного представления о них. Действительно, в христианской традиции принято кормить людей и совершать иные благодеяния в память о почившем, прося помолиться о его душе. Однако алкоголь на таком обеде вряд ли уместен, поскольку выпивший и тем более опьяневший человек не способен к трезвенной молитве. Его поминовение, если он вообще об этом знает и вспомнит, может не умилостивить, а, наоборот, только прогневать Господа.

 

– А как быть с теми, кто убежден в своей «православности», даже иногда ходит в храм, но при этом имеет превратные понятия о христианских обрядах и святынях? Например, я недавно гостила у бабушки и узнала, что во избежание «порчи» она умывается Крещенской водой над помойным ведром, хотя называет себя «верующей» и даже «безгрешной». Чем и как можно помочь в таких случаях?

– До «безгрешных» людей достучаться трудно, ибо Сам Господь говорит: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17). Мнимая праведность, самомнение, происходящее от гордости, ослепляет человека и перекрывает доступ к нему благодати Божией.

Заблудшим можно помочь только любовью – если она у нас есть, осторожно попытаться открыть им глаза на их плачевное духовное состояние, описанное в Апокалипсисе: Ибо ты говоришь: „Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр. 3, 17–18).

 

– И последний, самый главный вопрос. Батюшка, Ваше слово о пути к подлинному, глубокому и всеобщему воцерковлению нашего народа. Как мы можем поспособствовать этому процессу и вложить в него свою убогую, приносимую от кающегося и болезнующего сердца лепту?

– Конечно, возрождение России во всех областях жизни возможно только путем покаяния. Это – первый призыв Спасителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).
К несчастью, как сказал старец Григорий, игумен обители Дохиар на Святой Горе Афон, «покаяние – это нечто забытое современными православными христианами, оно пылится где-то на полке». И это действительно так, ибо многие патриоты, в том числе и считающие себя верующими, готовы «лоб расшибить» себе и другим, пытаясь что-то изменить в окружающем мире. Но они не хотят начать с себя самих, с переустройства собственной души, забывая предупреждение Господне: Как можешь сказать брату твоему: брат! Дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 42). Поэтому и не осуществляются никакие серьезные патриотические проекты, общество топчется на месте или деградирует, и руководители наши слепы, так что на нас сбываются слова: Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

Начинать нужно с себя – приступить к стяжательству Святаго Духа. Только тогда вокруг нас, по слову преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Так всегда и бывало на Руси: Александр Невский прежде всех дел возносил молитву, а уже потом выходил на сражения. Преподобный Сергий сначала взывал к Богу, а уже затем мирил князей и благословлял рать. Священномученик Патриарх Гермоген тоже в первую очередь молился и лишь после этого рассылал свои воззвания. Но современные люди хотят спасти Россию сами, своими силами, без Бога, хотя часто и прикрываются Его именем. А нужно начинать каяться, каяться искренне и нелицемерно. У нас же сегодня жизнь христиан более напоминает протестантскую. Мы живем так, будто думаем, что, приняв Православие и участвуя в Таинствах, автоматически становимся спасенными. Однажды исповедавшись, человек уже не вспоминает о своих тяжких грехах, считая, что Господь теперь просто обязан его спасти. Но во все времена Христианства образ покаяния был иным. Верующие денно и нощно оплакивали свои падения. Они молились – горячо и усердно, – именно молились, а не вычитывали слова в молитвослове. Чаявшие улучить спасение совершали дела милосердия, а ныне даже состоятельные люди охотно пожертвуют на храм и ни копейки не дадут, например, на богадельню. Менее же обезпеченные могут подать нищему, но ни за что не станут участвовать в его дальнейшей судьбе. Так мы и живем: Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5). Придя в храм, мы годами пребываем в состоянии всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (см.: Там же, 7).

Вот и нужно нам покаяться, нужно, на мой взгляд, по ночам, хотя бы полчаса или час молиться молитвой Иисусовой, вспоминая все свои «подвиги» и прося у Бога прощения, прося покаяния, прося вразумления, прося дарования молитвы. А дни проводить, служа Христу и Божией Матери, Которые являются нам в виде наших ближних, причем невзирая на лица. Тогда и жизнь в стране будет позитивно меняться.

И еще, конечно, необходимо всем православным молиться Царственным Мученикам, принесшим себя в жертву за нас и имеющим особую благодать ходатайствовать перед Богом о России.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

ОПРОС ||
Пагуба суеверия

    


     1. Знаете ли Вы, почему суеверность несовместима с Христианством?


     да – 97%; нет – 3%

 

     2. Согласны ли Вы, что причина суеверности – утрата человеком живой связи с Богом и Церковью?


     да – 95%; нет – 5%

 

     3. Известно ли Вам, что поминовение усопших алкоголем противно христианскому благочестию?


     да – 93%; нет – 7%

 

     4. Задумывались ли Вы, что исполнение примет и подтверждение прочих суеверий – результат действия падших духов?


     да – 94%; нет – 6%

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник