ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО «ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ» СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

БОРЬБА С КОЩУНСТВОМ КАК ИСПОВЕДНИЧЕСТВО

 


Преподобный Паисий Святогорец

 

В прошлом номере «ПК» было опубликовано интервью с православным публицистом Игорем Михайловичем Друзем о необходимости противостояния попыткам поругания веры в секулярном обществе. В числе прочих кощунств упоминалась и известная рок-опера современных английских авторов Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, постановки которой, к сожалению, уже более 20 лет демонстрируются в городах России. Тема была затронута в связи с вызвавшим смущение наших читателей выступлением председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды, который раскритиковал верующих, противодействующих показам богохульного спектакля. Увы, иных комментариев официальных церковных лиц по этому поводу пока не последовало и, как передают СМИ, «санкт-петербургский театр „Рок-опера“ продолжит гастроли по другим городам с рок-оперой <…>, ранее отмененной в Омске». «Мы сейчас в Петербурге, у нас 23 декабря будет этот спектакль. Затем у нас гастроли, это будут Сочи, Краснодар, Ростов, Калуга в январе, потом у нас репетиции, а потом опять гастроли. <…> Надо сказать, что этот спектакль в свое время благословленный. У нас исполнитель Иисуса в каждом городе идет в храм обязательно, перед каждой поездкой он просит благословения у своего духовника», – заявила директор театра Тамара Малышева.

Так как же относиться к подобного рода произведениям? Могут ли действительно они стать для кого-то ступенькой к обретению веры? И имеют ли православные нравственный долг и право добиваться запрета кощунств под видом творческой деятельности?

 

Мы живем во времена лукавых подмен и размывания Православия. Отличительной чертой сегодняшних дней является потеря страха Божия и благоговения, а это ведет к утрате большинством людей гласа Божия в душе, иначе говоря – к утрате совести.

Точно так же незаметно уходит из народного сознания понятие греха. В сегодняшнем обществе грех стал чем-то обыденным и не подлежащим осуждению. К этому усиленно приучают людей печатные средства массовой информации и дезинформации, театр, кино и интернет. Все это давно превратилось в оружие массового поражения человеческих душ. <…>
Дух мира сего, тождественный духу антихриста, поработил подавляющее большинство людей, в том числе именующих себя христианами. Грозное предупреждение апостола Иакова: Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4) – помнят только единицы. Еще меньшее число применяет эти слова в собственной жизни.

 


Святитель Игнатий (Брянчанинов

 

«Христианство как дух – неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе – удаляется из среды человеческой, предоставляя его (мир) падению его», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) более 150 лет назад. О чем же тогда можно говорить в нынешние времена?

В среде православных практически утеряны понятия о духовной жизни – тончайшей науке внутреннего делания на пути к христианскому совершенству. «Духовная жизнь требует непрерывного наблюдения за собою и за окружающим миром. Каждый шаг в земном странствовании необходимо совершать с духовным рассуждением. Враг спасения в любой момент может использовать неверный шаг человека. Самый, казалось бы, самый малый. При этом нужно помнить, что в первую очередь все совершается в духе. Любой компромисс с духом мира сего – духом антихриста – это измена Христу, это – поклонение антихристу», – так учат нас Святые Отцы (свт. Игнатий, – здесь и далее примеч. В.П.Ф.). <…>

Неудивительно, когда мы видим разнообразные попытки оправдания богохульных и кощунственных опусов, представляющих собой подделки евангельских текстов.

Так, несоответствие рок-оперы Уэббера Священному Писанию признают даже светские комментаторы, отмечающие, что по содержанию она «является вольным пересказом Библии».

Что значит в данном случае «вольный пересказ»? Это трактовка евангельских текстов и событий с точки зрения плотского человеческого мудрования.

«Тим Райс, написавший либретто к опере, по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории, – сообщается в предисловии к содержанию оперы. – Если совсем коротко, то основная мысль заключается в том, что Иуда Искариот – единственный умный, все остальные – узколобые фанатики, а Сам Иисус – просто добрый человек, мечтатель и тотальный идеалист».

Допустимо ли такое понимание Нового Завета? Вспомним, с каким благоговением и особым вниманием читают и слушают в храмах Божиих святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, когда священнослужитель возглашает: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа». В этот момент даже немощные старушки, сидящие во время службы, встают со своих мест. А что мы видим в театрализованном представлении, которое зрители смотрят сидя?!

«Люди перестали жить духовно. Они истолковывают все посредством мирской логики и изгоняют Божественную благодать», – пишет преподобный отец наш Паисий Святогорец. А преподобный Исаак Сирин обличает любителей и друзей мира сего: «Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии».

Хорошо известно и то, что Святые Отцы крайне отрицательно относились к театру. «Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [см.: 2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет по-видимому и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре – разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц»; «Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр – противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его»; «Театр и Церковь – противоположности. То – храм мира, а это – храм Божий; то – капище диавола, а это – храм Господа», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Точно так же многие другие святые указывали на лицедейство как на проявление самого неизменного в человеке, прямо называя театр изобретением диавола.

Чтобы понять, кто такие Эндрю Уэббер и Тим Райс, достаточно почитать их биографии. Это – еретики-англикане по вероисповеданию, не имеющие благоговения и страха Божия, глядящие на все глазами плоти. Вместе с безстрашными актерами ведут они к этому же и зрителей, сродных им по духу.

Как может тварь играть Бога, Творца всего видимого и невидимого, Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной?! Это – кощунство, верх гордыни и безрассудства!

Отец все творил через Сына в Духе Святом. А людям показывают обычного человека. Увидевшие такой спектакль никогда не поймут величия Божия. Им являют лжехриста, такого, каким его хотят видеть постановщики, каким его преподносит актер-лицедей. Человек не может изображать Бога (страшно сказать – «сыграть»!). Он может показать только такого же страстного человека, каким является сам. Начинание вполне сатанинское: тварь «играет» своего Создателя. Вот так антихрист будет выдавать себя за Христа! Где же благоговение?!

Мы поклоняемся святым образам Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, а здесь Их пытаются изобразить порочные люди. По слову святителя Игнатия, вступивший в общение с ложными образами вступает в общение с падшими духами (бесами). К этому же ведет и рок-музыка, берущая свое начало в глубинах преисподней. Об этом уже немало написано обоснованных с научной точки зрения работ.

Само название этой кощунственной подделки – унизительное для Всемогущего Бога! Творца, Держащего в Своей длани всю Вселенную, приравнивают к эстрадному кумиру. Как мы обращаемся ко Христу? – Господи Вседержителю, Слове Пребезначального Отца, Самосовершенный Боже Иисусе Христе; Всесвятый Царю; Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех; Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя; Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго... «О таинственном – говорить таинственно, и о святом – свято», – учит великий вселенский учитель святитель Григорий Богослов.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник