ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО «ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ» СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

БОРЬБА С КОЩУНСТВОМ КАК ИСПОВЕДНИЧЕСТВО

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Непристойные пляски полуобнаженных женщин на подмостках, безумные вопли и сатанинская рок-музыка – это насмешка над святыней, сущее антихристианство, которым насыщен кощунственный спектакль.

Оперу называют мировым хитом. Уже одно это показывает истинную цену этого опуса. «„Мир любит свое“, – сказал Спаситель. Мир – в прелести и сочувствует одним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит», – пишет святитель Игнатий. Мир – это сообщество находящихся в рабстве у страстей людей – неверующих, ненавидящих Христа, враждебных Ему и Его учению. Кто входит в круг единомышленников и соработников Уэббера? – Элтон Джон, Мадонна и прочие искалеченные падшими духами потерянные люди, в свою очередь духовно калечащие многие миллионы людей.

Иногда утверждают, что опера Уэббера может кого-то привести ко Христу или утвердить в вере. Весьма сомнительно. Вот что пишет обозреватель об одной из новых постановок: «Последняя версия „Суперзвезды“, трогательная в своей ультрасовременной циничности, подтверждает версию о неувядающей актуальности хорошей музыки. И хотя общая эстетика постановки апеллирует не столько к ностальгии по року, сколько пропагандирует рэп-культуру и борьбу с международным терроризмом, тем не менее завораживает своей мощью по-прежнему. Режиссером стала Гейл Эдвардс, с которой Уэббер сотрудничал в мюзикле „Whistle Down the Wind“ («Свистни по ветру»). Роль Иисуса исполнил великолепный Глен Картер. Люди с автоматами в руках, подростки на фоне трагичных граффити, Синедрион в униформе гестапо, обнаженные стриптизерши в храме – и все это под музыку Эндрю Ллойда Уэббера».

А это – заявление Тима Райса, сделанное еще в 70-годы XX века: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека (Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!) произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течет, приближается XXI век, и, думаю, все больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым». Аналогичные взгляды высказывал в своих интервью Эндрю Уэббер. Каково?!

«Какая же это страшная дерзость – человеку, который есть червь пред Богом, произносить хулы на Всевышнее Существо!» – говорится в книге «Нравственное богословие для мирян» (СПб., 1901). Отвержение Божества Сына Божия – это ересь. «Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, ересью он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства <...>. Сущность всякой ереси – богохульство!», – констатирует святитель Игнатий.  

К сожалению, в ряде печатных и электронных изданий появились сообщения о том, что «РПЦ относится к этому [спектаклю] положительно-нейтрально», «РПЦ встала на защиту оперы» и подобные. В то же время в официальном ответе Патриаршего Совета по культуре четко сказано: «Не подлежит сомнению кощунственность рок-оперы <...> с точки зрения православного христианина». Тем не менее журналисты называют православных, которые по зову своей совести выступают против кощунства и богохульства, «отсталыми» и «фанатиками».

В этом нет ничего удивительного. Мир сей, лежащий во зле (см.: 1 Ин. 5, 19), непрестанно подвергает тайным и явным гонениям любящих Господа нашего Иисуса Христа: «Кого мир признал святым? Кого он ублажил и превознес похвалами? Лжепророков, лжеучителей, лицемеров. Как он поступил с истинными святыми Божиими? Он отверг их, осыпал поношениями, клеветами, преследовал их, как врагов человеческого общества, подверг тягчайшим гонениям и скорбям», – свидетельствует святитель Игнатий, опираясь на слова святого апостола Павла: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3, 12–13).

Пока же в Конституции РФ зафиксировано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Таким образом, основной закон нашего государства, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, гарантирует каждому члену общества полную свободу религиозных убеждений. Поэтому с правовой точки зрения религиозные убеждения индивидуальны. Следовательно, любые ссылки на какие-либо высказывания лиц из руководства земной церковной организации, а тем более – светских лиц, не могут считаться отражением позиции всех верующих. Убеждения – личное, внутреннее дело христианина, дело его совести, плод его молитвенной жизни. Это – проявление его богоданной свободы, которую не нарушает и Сам Господь (не говоря уже о том, что каждому православному человеку истина открывается по действию благодати Божией и вере его). <…>

Преподобный Паисий Святогорец († 1994), житие которого – пример для современных православных христиан, призывает нас: «Мы должны с дерзновением исповедывать свою веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, – оставлять на волю Божию и просить Бога о помощи <…>. Если не противостанем, то поднимутся из могил наши предки. Они столько выстрадали за Отечество, а что делаем для него мы? Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше. Если же христиане противостанут, то те еще подумают <…>. Если Церковь молчит, чтобы не вступать в конфликт с государством; если митрополиты молчат, чтобы быть со всеми в хороших отношениях, потому что им помогают с гуманитарными учреждениями, – тогда кто же будет говорить?! Преподаватели богословия тоже сидят тише воды <…>. Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не мог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы и борьбы».

Замечательно и интервью преподобного Паисия, приведенное в книге «Духовное пробуждение»:

« – Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?

– Само присутствие христианина – это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: „Такой-то и такой-то не выразили протеста – следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами“. Если кто-то не начнет воевать против зла – т. е. не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, – то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь – это не их прогулочный катер, она – корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес – иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям <…>. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом.

И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: „Посмотрите, вот каким был Христос! Мессия придет сейчас!“ – и потом явить своего „мессию“. Они ведут дело к тому.

– А люди, Геронда, этому верят и портятся!

– Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные безчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм „Последнее искушение Христа“ оскорбляет веру, а прокуроры говорят: „Ничего страшного!“ О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит – плевелы отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето».

Известно, что снятый Мартином Скорцезе богохульный фильм «Последнее искушение Христа» в 1988 году непродолжительное время демонстрировался в афинских кинотеатрах и вызвал бурю негодований со стороны верных чад Элладской Церкви, которые требовали запретить его показ. Преподобный Паисий, несмотря на боль от грыжи, которую он тогда терпел, приехал вместе с другими святогорцами в Салоники, где принял участие в митинге протеста, воодушевляя верующих своим присутствием.

 

Валерий Павлович ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф, академик
Православного отделения
Петровской академии
наук и искусств

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник