ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Пагуба «поверхностного исповедания»

 

 

 

По случаю приближающегося праздника Всех святых, в земле Русской просиявших, предлагаем к прочтению актуальную статью постоянного автора «ПК» В.П. Филимонова, затрагивающую вопрос об отношении наших святых к т. н. иноверию и инославию в свете современной проблемы экуменического диалога с представителями иных вероисповеданий и религий.

 

Если кто и спасет свою душу,
то только живя в Православной вере.
Преподобный Феодосий Печерский

 

«Сибирская католическая газета» не без радости сообщила: «В Польше подписано соглашение о католическо-православном сотрудничестве между Жешувом и Кемеровом»: «12 мая 2017 года ординарий Жешувской епархии епископ Ян Вонтроба и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх (Смирнов) подписали соглашение о католическо-православном сотрудничестве, сообщает Katolicka Agencja Informacyjna. В нем примут участие Богословско-пастырский институт имени святого Иосифа Себастьяна Пельчара и Кузбасская православная духовная семинария. Речь идет о совместных научно-исследовательских проектах и обмене преподавателями и студентами.

Ректор Высшей духовной семинарии Жешува отец Павел Петрущак обратил внимание в своем приветственном слове на практическое и символическое значение подписания соглашения. „Это событие имеет особое значение в наши дни тревог и разделений, потому что два научных учреждения, связанные с разными христианскими общинами чувствительностью и историей, смогли объединиться в деле обучения и изучения тайны Христианской веры“, – подчеркнул отец Павел.

Митрополит Аристарх в свою очередь рассказал собравшимся, что в России с 1990-х годов постепенно увеличивается число практикующих православных, отчего каждый год вырастают храмы, монастыри и приходы. В отношении сегодняшних конфликтов он с сожалением отметил, что сегодня часто говорят слова о дружбе и мире, но результатов мало.

Епископ Ян Вонтроба, продолжив мысль православного владыки, добавил, что нынешнее событие в Жешуве является как раз специфическим актом сотрудничества и экуменизма».

Подобные печальные для православных события уже не редкость в церковной жизни. Мы живем во времена подмен и размывания истинного Православия. Невольно задумываешься: что бы сказали по поводу подписания этого соглашения в Польше Святые Отцы наши – святой благоверный Великий Князь Александр Невский, преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан, Затворник Вышенский, праведный Иоанн Кронштадтский и другие столпы Русской Церкви?

Достаточно привести лишь слова отца русского монашества – преподобного Феодосия Печерского: «Вере латинской [католической] не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная. <...> Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру – все равно, что свою хулит. <...>

Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, – помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи – то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

Если скажет тебе противящийся: „Ваша вера и наша вера от Бога“, – то ты, чадо, ответь так: „Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: ‘Един Бог, едина вера, едино Крещение’ (Еф. 4, 5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголющего: Аще ангел, пришед с небесе, благовестит вам, не якоже мы благовестихом, да будет проклят (см.: Гал. 1, 8)».

Возникает естественный вопрос: «А чему можно научиться у еретиков-кривоверов, которые не покаялись в своих погибельных заблуждениях и не предали их анафеме?»

Здесь вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от дерева ветви, различные протестантские учения. <...>

Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства. <...>

Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси – богохульство!»

Думается, что о душепагубных еретических заблуждениях латинян хорошо должно быть известно каждому православному. О каком «объединении» в совместном «деле обучения и изучения тайны Христианской веры» (!!!), как говорит польский «отец», можно рассуждать?!
Святитель Игнатий пишет о ереси: «Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих с определенностию Христианства и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание Христианства».

К величайшему сожалению, в наши дни «поверхностное исповедание христианства» стало типичным явлением среди православных. Ересь есть великое зло, а примирение со злом или даже оправдание его, и все разговоры о христианской дружбе и мире – это кривоверие, по слову преподобного отца нашего Феодосия Печерского.

Случившееся событие есть не что иное, как реальный плод последовательно развивающегося отступления, о котором пишет святитель Феофан, Затворник Вышенский: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же – отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не содержащих Христианства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за Бога. Не увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить и их, если возможно. Чтобы этого не случилось, прекратятся дни те злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего».

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (см.: Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия – там нет спасения. <...>

Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их. <...> Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. <...>

Ересь, будучи грехом смертным, врачуется быстро и решительно, как грех ума, искренним, от всего сердца преданием ее анафеме. Святой Иоанн Лествичник сказал (Слово 15-е, гл. 49-я): „Святая Соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренне предадут анафеме свою ересь, и немедленно удостаивает их Святых Тайн, а впавших в блуд повелевает, по Апостольским правилам, на многие годы отлучать от Святых Тайн“ (Лаодикийского Собора правило 6-е). Впечатление, произведенное плотским грехом, остается в человеке и по исповеди греха и по оставлении его; впечатление, произведенное ересью, немедленно уничтожается по отвержении ее. Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престает колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающиеся на разум Христов (см.: 2 Кор. 10, 5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною. Врачевство анафемою всегда признавалось необходимым Святою Церковию от страшного недуга ереси».

Духовного исцеления католиков должны потребовать православные прежде, чем вступать с ними в какое-либо «сотрудничество» и разрабатывать «совместные научно-исследовательские проекты». Но упорствующие в своих заблуждениях еретики-латиняне к этому не стремятся...

Святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский пишет: «Кто бы не желал из православных соединиться с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих?! Но кто из членов этих глаголемых „церквей“, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14–15), – учит нас Слово Божие.

 

Валерий Павлович ФИЛИМОНОВ,
Русский писатель-агиограф и
публицист, академик Православного

богословского отделения Петровской
академии наук и искусств

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник