ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ДА ДЕРЖИМСЯ САМОУКОРЕНИЯ»

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Однажды он готовился служить Божественную Литургию. Встал на ночную молитву, взял четки. Что такое? – не идет молитва. Так хорошо шла – а тут совсем не идет. Пытается начать молиться – как тормоз какой. И Господь вразумил его: он осудил отца Никифора, скитоначальника. Начал приносить покаяние: «Господи, прости! Ты же простил Марию Египетскую, простил апостола Петра…» – Благодать не возвращается. «Неужели мне нет прощения? Господи, прости!» И так два часа он сидел и плакал, пока не пришла благодать.

Видите, что такое грех осуждения? Отец Харлампий осудил простых монахов. А насколько тяжелее – осудить священника! Хотя бы он что-то и не так делал. Уходит сразу благодать.

Мы теряем благодать, когда принимаем плохие помыслы. Принял, например, нечистые блудные помыслы – уходит благодать.

 

ПРИЧАСТИЕ

 

– Как часто причащаться?

– Это должен решить Ваш батюшка. Вообще причащаться надо часто – потому что мы теряем благодать. Через покаяние, Исповедь благодать возвращается. Недостаточно одной только Исповеди. Нужно внутреннее покаяние, сокрушение сердечное в грехах. Покаемся искренне, причащаемся – и опять приходит благодать.

 

ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

 

Мы должны в своей жизни руководствоваться Евангелием. Тем, чему учит Евангелие и как учат Святые Отцы – так и поступать. Христос говорит в Евангелии: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44). Или другая заповедь: Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Там же, 39). Сейчас обычно никто не хочет это исполнять.

Что значит – ударить по щеке? Это не значит буквально ударить. Сказали тебе грубое, оскорбительное слово. Христос учит: не противься злому. Т. е. не отвечать оскорблением за оскорбление или злом за зло. И сказано: не только не противься, но еще и подставь другую щеку. Это значит: не только не оправдывайся, не оскорбляй взаимно, а еще при этом сам себя внутренно начни оскорблять, говоря: «Я этого достоин и еще худшего». Как один подвижник современный говорил: «Меня надо паяльной лампой выжигать, а не только это».

Вот пророк Давид. Он совершил два греха – убийство и прелюбодеяние. И потом, хотя и получил прощение через пророка Нафана вскоре после грехопадения (И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой (2 Цар. 12, 13). – Примеч. ред.), а сколько лет прошло, и он нес епитимию за свои грехи. За смертные грехи недостаточно только одной Исповеди (а ведь это тоже была Исповедь Давида перед пророком!), а нужна и епитимия. Или священник налагает на тебя епитимию, или Сам Бог назначает.

Мы читаем в житиях святых, как грешники, совершившие великие грехи, потом обращались к Богу – и какие они несли подвиги покаяния. Так и Царь Давид. 50-й псалом свидетельствует о его покаянии. Он говорит: Слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). Пророк Давид плакал, вспоминая, как он оскорбил Бога. Представьте: пророк, получивший такие большие дарования от Бога, совершил такие тяжкие преступления против Бога. Когда он опомнился, как он скорбел и плакал! «Что же я себе позволил? Зачем я это сделал?» И за эти грехи Господь попустил ему терпеть многие скорби.

Одна из скорбей была та, что его сын, Авессалом, восстал на своего отца, увел за собой большую часть Израиля и пошел на Иерусалим, чтобы убить Царя и занять его престол (см.: 2 Цар., 15). Царь Давид, застигнутый врасплох, ночью, в чем был, стал убегать от своего сына. Его предали военачальники. И вот, когда он убегал, некий человек Самей из рода Саулова, воспользовавшись тем, что Царь в таком уничижении, стал сильно поносить его всякими словами – унизительными, оскорбительными, стал бросать в него камни и всячески его оскорблять. А один военачальник говорит: «Надо ему за это голову отсечь, он злословит Царя». Что ответил на это пророк Давид? «Не трогайте его, это Бог велел ему так меня оскорблять. Может быть, он призрит на мое смирение и оставит грехи мои» (см.: Там же. 16, 5–12). Златоуст так объясняет это место. Почему, когда кто-то скажет нам злое или оскорбительное слово, – почему мы не говорим себе так же, как и Давид: «Бог велел ему так меня оскорбить»? Когда нас кто-то как бы бьет по щеке грубым словом, а мы молчим, терпим и внутренне наносим сами себе оскорбление: «Я этого достоин, мне еще хуже надо, я вот такой и такой», – этим мы подставляем другую щеку. Как делал пророк Давид, как делали Святые Отцы.

Святой Иоанн Колов как-то произносил поучение монахам, а у них зависть, говорят: «Вот Иоанн такой, такой и такой». А Иоанн был маленького роста, внешне некрасивый. Он отвечает им: «Отцы, вы только по внешнему судите, а если бы знали, что у меня внутри, то в ужас бы пришли». Видите, какое смирение? Так он исполнил заповедь Христову: когда бьют тебя по одной щеке, подставь другую.

 

ЛЮБОВЬ КО ВРАГАМ

 

Вот эта заповедь: Любите враги вашя, <...> добро творите ненавидящым вас (Мф. 5, 44). Вот если бы вы стали исполнять то, что сказано в Евангелии, то понимали бы, как поступать между собой.

 

– А враг – кто это?

– Это тот, кто мне делает зло, мой личный враг. Не враг Отечества, а мой личный враг. Я знал одного монаха, который прочитал у Симеона Нового Богослова в «Добротолюбии» такие слова: если ты имеешь каких-то личных врагов и терпишь от них зло и воздаешь им добрыми делами, усердно за них молишься, исполняя заповедь о любви к врагам, то этим ты приходишь в большое преуспеяние духовное, приходишь в настоящее безстрастие. И великие дарования получаешь от Бога за исполнение этой заповеди. Монах этот говорит: «Какая благодать! А у меня врагов нет». Начал скорбеть, что нет у него врагов. Но Господь попускает, что находятся какие-то враги. Впоследствии он рассказывал, что был в одном месте и пошел к старцу (очень духовный там был старец-протоиерей, имеющий благодатные дарования, старого поколения). Когда монах сказал ему, что скорбит о том, что у него нет врагов, тот улыбнулся и говорит: «Христу, когда Он входил в Иерусалим, кричали: „Осанна!“. А потом те же самые люди в последующие дни кричали: „Распни, распни Его!“. Ты с людьми – все по шерсти. А возьми против шерсти – посмотришь, как будет». Когда он вернулся в то место, где жил, у него появились враги.

Когда Господь хочет даровать нам благодать, какие-то дарования, Он посылает нам людей, которые нас не любят, делают нам зло – для того, чтобы мы исполнили заповедь о любви к врагам. Как написано в Священном Писании: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Если ты прощаешь своих обидчиков, то и тебе простятся твои грехи. Для того чтобы ты исполнил эту заповедь, Господь попускает, чтобы кто-то сделал тебе обиду, причинил тебе что-то неприятное. И ты должен его простить. Как же ты исполнишь эту заповедь, если тебя трогать никто никогда не будет? Значит, нужно, чтобы кто-то трогал, чтобы кто-то обидел, чтобы кто-то сделал какую-то неприятность. И когда ты прощаешь от сердца обидчику, то Бог прощает очень большие твои грехи.

 

– А если вот простил обидчика, а не можешь забыть…

– Это значит – не простил. Вот мы говорили: внешне я могу простить, а внутренне, от сердца, не могу без Божией благодати. Старец Варсонофий Оптинский говорит так: «Такая-то меня пронесла по всяким кочкам, и осуждала, и чего только на меня людям не наговорила. И у меня в сердце такая на нее обида! Хочу простить, а в сердце не получается. Тогда должен так молиться: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя и помоги мне простить!“ Один раз скажи эту молитву, десять, пятнадцать, двадцать – от сердца, – и простишь. Своими силами не смог бы простить, а когда молишься о помощи, тогда простишь». Нужно чтобы благодать пришла и помогла внутренне. И все, что касается внутреннего человека – то ли воздержание от страстей, то ли обретение какой-то добродетели внутри, в сердце – все это возможно только с помощью Божией благодати.

Причина того, что мы не можем простить – наше самолюбие, страсть, которая живет в сердце. Очень помогает прощению обид самоукорение. Да держимся самоукорения – тогда легко всех прощать. Например, кто-то меня обижает, а я помышляю, что Господь мне посылает этого обидчика за мои грехи, надо все терпеть, и так укоряю себя.

Молитва – самое действенное средство от обиды. Святые Отцы говорят, что нужно так молиться за этого человека (если, конечно, он верующий): «Господи, спаси и помилуй раба Твоего и его святыми молитвами прости моя согрешения». Когда просишь: «Спаси и помилуй» – это любовь к нему. А когда говоришь: «Ради его молитв прости моя согрешения» – это смирение. А где смирение и любовь – там страсти и зло не имеют места.

Одному афонскому подвижнику кто-то причинил сильное зло, нанес обиду, досаду. Он рассказывал: «Я становлюсь и начинаю за него молиться с поклонами, по четкам. Первые сто молитв очень болезненны, молитва убегает, ум выскакивает. Я проявляю терпение и продолжаю молиться. Сто молитв, двести молитв. Дальше – на сердце тише, тише, и потом во время молитвы такая любовь открывается к этому человеку – через благодать. Молитва приносит благодать. Когда так молишься, Сам Господь дает тебе помощь и переменяет тебя на любовь». Именно так сказано: не просто перестаньте гневаться, злиться на врагов, а любите враги ваша.

 

ПОМЫСЛЫ

 

Сказано: От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы (Мф. 15, 19). Т. е. все зло исходит из сердца. Чем больше мы очищаем свое сердце, тем меньше у нас помыслов. А избавляются от помыслов с помощью вот этой самой молитвы непрестанной, умной. Старец Силуан говорит: «Откуда у тебя плохие помыслы? – Потому что нет смирения. Смирись – ум станет чистым». Главная причина помыслов – гордость.

 

Подготовила И. Б.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник