АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Восприемник
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 3:
«МОЛИТВА ЖЕНЕ РОДИЛЬНИЦЕ
ПО ЧЕТЫРЕДЕСЯТИХ ДНЕХ»
§ 2
«ВОЦЕРКОВЛЯТИСЯ»
«Во еже воцерковлятися». «Воцерковлять» – значит вводить верных в собрание церковное и причислять их к оному, а «воцерковлятися» – значит быть вводимым к нему. Канонист Матфей Властарь (под буквой «Е», в гл. 17 «Алфавитной синтагмы») говорит: «Епископ есть надзиратель и попечитель всех воцерковляемых душ». Посему кто в первый раз вводится и приемлется в церковь, в которой совершаются моления и священнодействия и производится слушание Слова Божия, тот воцерковляется, как это объясняют помещенные в заглавии над сими молитвами следующие слова: «Начало прияти вводитися в церковь».
§ 3
ВОСПРИЕМНИК
ПРИ КРЕЩЕНИИ
«И хотящему прияти». «Хотящий приятии» есть восприемник, который, сверх того, в правилах церковных именуется «приимец» и «кум», т. е. отец крестный – потому что он приемлет оглашенного от святого Крещения, чтобы научить его благочестию, и тот (т. е. крестник) становится его сыном.
При Требнике в Номоканоне, в правилах 200, 209 и 212, упоминается не только восприемник, но и восприемница. Впрочем, в том же большом Требнике (лист 7, на об.) показано: «Ведати подобает, яко во святом Крещении един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый; аще же женский, токмо восприемница, в нужде же смертней может крещение быти и без восприемника».
§ 4
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ
«Творит иерей воцерковление». Образ совершения сего воцерковления описывает святитель Симеон Солунский (в гл. 60) так: «В сороковой день младенец опять приносится материю в храм, и здесь, как дар, представляется Богу. Иерей, став перед дверьми храма, – ибо нельзя туда войти прежде молитвы, – и запечатлев мать вместе с младенцем, освятив их молитвами и преподав матери очищение от сладострастного и нечистого рождения (т. к. исполнилось уже 40 дней), разрешив ей и вход в церковь, которого до того времени она признавалась недостойною, равно как и причащаться Святых Таин; а сам, взяв младенца на руки, по образу Симеона, приявшего Младенца Господа, – восклицает: „Ныне отпущаеши“, молясь, чтобы младенец очищен был от греха и увидел Свет – Христа, откровение языков и славу Нового Израиля. Если младенец крещен, то иерей вносит его и к престолу, и обносит кругом, совершив как бы поклонение, показывая, что он – приношение Богу, и поклоняется Создателю. Если же младенец еще не крещен, то, став перед входом в алтарь и совершив с младенцем поклонение к жертвеннику и возвратив его матери, отпускает. С этого времени младенец становится оглашенным, и мать, как очистившаяся, получает свободу входить в храм и причащаться Святых Таин, когда чувствует себя готовою и желает».
ГЛАВА 4:
МОЛИТВА ЖЕНЕ,
ЕГДА ИЗВЕРЖЕТ МЛАДЕНЦА
§ 1
МОЛИТВА
БЕЗ ТАИНСТВА
ПОКАЯНИЯ
НЕ РАЗРЕШАЕТ
ОТ ГРЕХОВ, НО УМОЛЯЕТ
МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ
«Егда извержет младенца». По древнему преданию и по обычаю весьма похвальному, Святая Церковь молится и о женах, извергших плод своего чрева. Сими молитвами своими она хотя и не прощает небрежности извергшей матери разрешительною силою Таинства Покаяния и не избавляет ее от наказания за небрежение о младенце, но посредством своего предстательства умоляет милосердие Божие. Ибо что может подать Церковь грешному и требующему Божественной помощи, без совершительного Таинства, кроме одних благочестивых молитв своих? Или кто почтет излишним обряд сей, который и при самом невольном извержении должен быть уважен по 23-му правилу Собора Анкирского и по 8-му правилу Василия Великого, о которых показано в Кормчей книге? Итак, никогда не должна Церковь выводить из употребления молитв о женах, обдержимых страхом греха и извергших плод мертвый, когда внутреннее соболезнование о изверженном чаде никаким другим врачевством не может быть так благовременно облегчаемо, как молением Церкви.
§ 2
ГРЕХИ НЕВОЛЬНЫЕ
«Убийству впадшей волею или неволею». В 91-м правиле Шестого Вселенского Собора показано: «И дающии и приемлющии детогубная зелия убийцы суть». Посему жены извергают плод свой иногда волею и со смертным грехом, а иногда неволею и вовсе безвинно. Когда они извергают плод по своей воле – тогда они осуждаются на продолжительные епитимии, а когда неволею, т. е. по случаю – тогда об этом так рассуждает Матфей Властарь (под буквой «Ф»): «Если это явно случится от навета противника, то родители почитаются невинными в убийстве. Впрочем, хотя этот случай и достоин милости, но все требует некоторых епитимий для успокоения совести извергшей. Ибо есть основание думать, что Господь, хранящий младенцев, попускает быть сему случаю за некоторые тайные и неисповеданные грехи родителей. Ибо сказано: не даждь во смятение ноги твоея, и не воздремлет храняй тя ангел (см.: Пс. 120, 3)».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | «Единое на потребу» |
1. Знаете ли Вы, что, по учению Святых Отцов, цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святаго Духа?
2. Известно ли Вам, что наиболее частой причиной потери благодати бывают грехи гордости и осуждения?
3. Знаете ли Вы, какой плач в Православии называется радостотворным?
4. Знаете ли Вы, что евангельский способ перенесения обид и скорбей – это самоукорение?
|