ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Он сравнил...»

 


Святая Гора Афон

 

Албанский славянин, преподобный Никодим по воле родителей был женат и имел детей. Связи и знакомства с турками затемнили душу его, и он, увлеченный чувственною жизнью магометанства, отрекся от веры Христовой. Увлечение его магометанством до того было сильно, что он, несмотря на слезы домашних, потурчил детей своих, кроме одного, которого тайно отправили на Афонскую Гору. Когда узнал он, где скрывается сын, то, воспламененный фанатизмом, понесся туда, чтобы вырвать у иноков сына и отомстить за него.

Благий Бог, ищущий спасения нашего, устроил по-Своему. Когда Никодим прибыл в Афон и тут искал сына, постнические подвиги, молитва, безмолвие пустынников, кроткое обращение с каждым поразили его до глубины души. Он вспомнил свое минувшее, когда и для его сердца не были чужды надежды на вечность духовного блаженства; он сравнил рай Магометов с раем Христовым и увидел, что сколько первый был грязен и нечист, столько же другой светел и благоуханен; он сравнил жизнь пустынников христианских с жизнью магометан и увидел, что сколько те кротки, добры, ласковы, готовы всем жертвовать для других, столько же другие дики, необузданны, горды и своевольны. Он вспомнил, что одна надежда на спасение для грешников, каковы все люди, – Христос Сын Божий; что же ждет его несчастного, который отрекся от Христа? И он горько заплакал о себе самом, о своем падении. Не сходя с Горы, он возвратился к Христианству, прокляв Магомета, и принял иночество.

Три года оплакивал он свое падение и изнурял себя подвигами. Услышав от некоторых отцов, что тому, кто отрекся от Христа пред людьми, полезно исповедовать Его пред людьми, он решился на подвиг мученичества. Чтобы не обмануться в своем желании, он обратился за советом к блаженному старцу Акакию, жившему в Кавсокаливском скиту. Долго плакал он у ног старца, прося уврачевать его, больного. Старец поднял его с любовию, помолился о нем, потом тихо сказал что-то ему, дал ему свой старческий жезл, со словами: «Иди с Богом! Бог тебе помощь! Подвиг совершишь и венец получишь». Никодим, едва двигаясь от изнурения постного, отправился по благословению старца. Еще на Святой Горе Господь укрепил его на великий подвиг видением – открыл ему и муки, которые вытерпит он, и место, где отсечена будет глава его.

Утешенный благостию Божиею, Никодим твердо пошел на подвиг свой. Он прибыл прямо на родину свою и тут в слух турок исповедал, что он христианин и магометанство признает жалким заблуждением. Турки представили его к паше. И пред пашой он исповедал, что, хотя принимал он магометанство, но убежден, что вера Христианская – вера, не заменимая ничем, а магометанство – жалкое заблуждение, страшное для того, кто дорожит вечностью своею. Взбешенный паша велел сбросить его с террасы своего дома. Он уверен был, что христианин раздроблен будет на части падением. Но Никодим, по благодати Божией, остался невредим – и снова явился к паше. Паша затрепетал, думая, что пред ним привидение. Между тем толпа фанатиков с криком требовала казни для того, кто унизил Магомета. Паша отдал Никодима на волю беснующейся толпы. Неистовые фанатики трое суток терзали страдальца, вынуждая отречься от Христа. Когда, наконец, увидели, что не преодолеть им твердости исповедника Христова, лишили его головы на том самом месте, которое указано было ему в видении.

Подвиг окончился 11 июля 1722 года. Мощи преподобного Никодима, перенесенные на Афон, источают исцеления прикасающимся к ним с верою.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

 

 

 

 

2/15 июля. Суббота.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). Свт. Московского Фотия, всея Руси чудотворца (1431). Свт. Иувеналия, Патриарха Иерусалимского (ок. 458). Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

 

3/16 июля. Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1652). Препп. Анатолия, в Ближних пещерах (XII), и Анатолия затворника, в Дальних пещерах (XIII), Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Свт. Василия, еп. Рязанского (1295). Препп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Преп. Никодима Кожеезерского (1640). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Преп. Александра, обители «Неусыпающих» первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия, патриарха Константинопольского (458). Препп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в воскресенье после 27 июня). Сщмч. Антония, архиеп. Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005). Перенесение мощей преп. Нектария, старца Оптинского в Оптину Пустынь (1989).

 

4/17 июля. Понедельник.

Свт. Андрея, архиеп. Критского (740). Преп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Преп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918). Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей преп. Евфимия Суздальского, чудотворца (1507). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Сщмч. Саввы, еп. Горнокарловацкого (1941) (Серб.). Сщмч. Димитрия Казанского пресвитера (1942). Галатской иконы Божией Матери.

 

5/18 июля. Вторник.

Преп. Афанасия Афонского (1000). Обретение честных мощей преп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Мцц. Анны и Кириллы (304). Преп. Лампада Иринопольского (X). Cщмч. Геннадия Здоровцева пресвитера, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой (1918); преп. Агапита Таубе, исп. (1936). Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».

 

6/19 июля. Среда.

Собор Радонежских святых. Преп. Сисоя Великого (429). Преп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерия и иных многих в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301). Прмч. Евфимия Любовичева (1931); прмч. Феодора Богоявленского (1943). Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (1621).

 

7/20 июля. Четверг.

Преп. Фомы, иже в Малеи (X). Преп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Преп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей преп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III–IV). Мц. Кириакии (IV). Сщмч. Павла Чернышева пресвитера (1918). Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

 

8/21 июля. Пятница.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Александра Попова, Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).

 

9/22 июля. Суббота.

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III–IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361–363). Препп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Сщмч. Константина Лебедева пресвитера (1918). Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

 

10/23 июля. Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Преп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073). Преп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Препп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских. Сщмчч. Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918). Коневской иконы Божией Матери.

 

11/24 июля. Понедельник.

Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во святом Крещении Елены (969). Обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III–IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

 

12/25 июля. Вторник.

Мчч. Прокла и Илария (II). Преп. Михаила Малеина (962). Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Преп. Арсения Новгородского (1570). Преп. Симона Воломского (1641). Св. Голиндухи исп., во святом Крещении Марии (591). Препп. Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.). Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

 

13/26 июля. Среда.

Собор Архангела Гавриила. Пре. Стефана Савваита (794). Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского (I). Мч. Серапиона (II–III). Мч. Маркиана (258).

 

14/27 июля. Четверг.

Ап. от 70-ти Акилы (I). Преп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I). Преп. Еллия монаха (IV). Преп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Преп. Никодима Святогорца (1809). Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).

 

15/28 июля. Пятница.

Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Равноап. вел. князя Владимира, во святом Крещении Василия (1015). Собор Киевских святых. Мч. Авудима (IV). Сщмч. Петра Троицкого диакона (1938).

 

16/29 июля. Суббота.

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936). Cщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

 

17/30 июля. Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Память Святых Отцов шести Вселенских Соборов. Вмц. Марины (Маргариты) (IV). Преп. Иринарха Соловецкого (1628). Преп. Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей преп. Лазаря Галисийского. Святогорской иконы Божией Матери (1569).

 

18/31 июля. Понедельник.

Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Преп. Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах (1160). Преп. Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преп. Памвы пустынника (IV).

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник