ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 


Фреска «Исцеление десяти прокаженных»
Монастырь Дечаны, Сербия, XIV век

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

 

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

ХРИСТИАНСТВО

 

Во-вторых, жизнь Господа Иисуса Христа исполнена была многочисленными чудесами. Чудеса Христовы были не вымышленными фактами или баснями, а действительными событиями. В этом с несомненностью удостоверяют их непосредственные свидетели: святые Апостолы, иудеи и язычники – современники Иисуса Христа, и целый сонм архиереев и фарисеев. Последние, не имея возможности опровергнуть очевидных и всем известных чудес Спасителя, спрашивали себя: Что нам делать? Этот Человек много чудес творит, – и по предложению Каиафы пришли к заключению: Лучше нам, чтобы один человек умер за людей нежели, чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 47, 50).

С другой стороны, знамения, сотворенные Христом, не были и действиями искусства, случая или подлога. Против первого говорит простой и открытый способ совершения чудес и невозможность совершения таких дел естественным образом; против второго – чрезвычайная многочисленность чудес и их удивительная целесообразность; против третьего – святейший характер Иисуса Христа, чуждый какой-либо лжи и обмана, который был бы совершенно невозможным при тех обстоятельствах, среди которых были совершаемы Его чудеса. В последних самым очевидным образом проявилась Божественная сила Иисуса Христа, т. к. действия Спасителя явно выходили из пределов естественных сил и законов природы, например: воскрешение мертвых, укрощение ветров, хождение по воде, мгновенное исцеление больных неизлечимыми болезнями и проч. «Образ, как совершал Иисус Христос чудеса Свои, явно показывал, что Он есть Бог. Ибо как древле Бог „сказал, и они сделались, повелел, и сотворились“ (Пс. 148, 5), так и Иисус Христос говорил – и делалось по слову Его: говорит расслабленному: „Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой“ (Мф. 9, 6) – больной встает, берет и идет; говорит мертвому: „Встань“ (Лк. 7, 14) – и встает; Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43) – и мертвый выходит из гроба. Только Всесильный, содержащий в деснице Своей жизнь и смерть, может таким образом и такие совершать дела!» (Прибавление к изданию творений Святых Отцов. М., 1845. Ч. 3. С. 373.)

В-третьих, жизнь Спасителя ознаменована была многими пророчествами, произнесенными Иисусом Христом. Знание будущего принадлежит только Богу, и пророчество есть проявление одного из свойств Божиих – всеведения. Одни из этих пророчеств уже исполнились (относящиеся к Самому Иисусу Христу, судьбе Апостолов и Иерусалима), другие исполняются и доныне (о распространении евангельской проповеди по всему миру, о пребывании Церкви Христовой на земле до скончания мира, о рассеянии иудеев между народами), третьи несомненно исполнятся в свое время (о последних судьбах мира и человека).

К числу доказательств Божества Иисуса Христа следует присовокупить также все ветхозаветные пророчества о Мессии (о них была речь выше) и свидетельства Самого Бога Отца о Своем Сыне. Первые были весьма многочисленны и касались как лица Иисуса Христа, так и разных обстоятельств Его земной жизни. Сам Иисус Христос и Святые Апостолы ссылались на ветхозаветные пророчества как на доказательство Божественного достоинства Спасителя (см.: Мф. 1, 22; 2, 17; Лк. 24, 44). Бог Отец неоднократно свидетельствовал с Неба о Своем Единородном Сыне, именно: при Крещении (см.: Мф. 3, 16–17), во время Преображения (см.: Там же. 17, 1–5) и после молитвы Иисуса Христа к Богу Отцу в Иерусалиме о прославлении Им Своего Сына (см.: Ин. 12, 28–30). Наконец, во время самых крестных страданий Спасителя Бог Отец заявил о величии Своего Сына поразительными знамениями: повсеместной тьмой, землетрясением и воскресением мертвых (см.: Мф. 27, 45, 51–53). Не слышно было здесь гласа, изрекающего величие Страдальца, но и небо и земля, по воле Всевышнего, без слов громогласно проповедовали о Божественном величии Иисуса. История рода человеческого не представляет примера, чтобы страдания какого-либо человека были ознаменованы подобными явлениями. И язычники, омраченные тьмой неведения, поражались величием знамений и уразумевали истину, как свидетельствует Евангелист: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Там же, 54).

На Божественном достоинстве Основателя Христианства твердо и незыблемо утверждается и высокое значение последнего как религии истинной и совершенной. Учение Христианской веры, как исходящее от Самой Небесной Истины, от Бога, Отца светов, есть самое совершенное, возвышенное и чистое: «Чистое, как свет, возвышенное, как небо, и истинное, как Бог» (Шафф Ф. Иисус Христос – чудо истории. СПб., 1874. С. 36–37). Оно проповедано и предназначено Христом для всего мира, а потому заключает в себе такие свойства, что может находить внимание и привлекать к себе сочувствие других людей без различия их племен и народностей. И действительно, Христос Своим учением и делами располагал к вере в Себя представителей всего человечества. «Он находил учеников и поклонников между иудеями, хотя и не принадлежал ни к одной из иудейских сект и не увлекался иудейскими преданиями; Он находил обожателей между греками, хотя и не проповедовал никакой новой философской системы; между римлянами, хотя Он и не одержал ни одной победы в сражении и никакого Царства не основал; между индийцами, которые презирают всех людей из низких каст; между черными дикарями Африки и краснокожими американцами – также успешно и легко, как и между цивилизованными нациями новейших времен всех стран света» (Там же. С. 43).

Как данное для всякого века и времени, учение Христово до безконечности полно и богато своим содержанием: ум человеческий всегда в нем может находить удовлетворительные ответы на все свои вопросы, сомнения и открытия. Вот уже почти двадцать веков «Церковь склоняется над несколькими страницами, заключающими в себе слово Христово, с пламенным желанием увидеть глубину его, исчерпать смысл его; а оно остается также ново, столь же неисчерпаемо, как и при начале этих веков. Величайшие умы, люди святейшие размышляли над ним и с благоговением замечали, что оно безконечно выше их. Прошли века, прошло множество поколений, прошло вместе с тем множество систем, некогда удивлявших своей глубиной, а это Слово по-прежнему стоит твердо на недосягаемой высоте. Бывали минуты, когда люди думали, что нашли ту или другую истину, радостные восклицания их раздавались повсюду, и вдруг – вглядывались в слово Христово и с изумлением находили, что истина, которую они считали своим обретением, уже высказана давно, уже за несколько веков до них» (Искупление рода человеческого Господом Иисусом Христом. СПб., l863. С. 120). Однако при всей своей глубине и возвышенности учение Христово обладает удивительным свойством простоты и общепонятности. Это – не произведение головоломной и туманной мудрости человеческой, доступное только избранным, а живое и увлекательное слово, для всех понятное и вразумительное.

По всему этому учение Христианской веры, как мы видели выше, в полной мере отвечает потребностям нашего ума и сердца: первый найдет в нем ответы на все вопросы относительно близких ему предметов: Бога, человека, его души, безсмертия и будущей жизни; второе – получит доступ к неиссякаемому источнику радости и утешения во всех потребных случаях человеческой жизни.

Благодаря всем указанным свойствам, Христианское учение весьма быстро и широко распространилось во всем мире. Уже Тертуллиан говорил о свoeм времени (II в.): «Мы существуем, так сказать, со вчерашнего дня, и уже наполняем все: ваши [римские] города, острова, замки, пригороды, советы, лагери, трибы, декурии, двор, сенат, форум; предоставляем вам одни только ваши храмы» (Тертуллиан. Творения. Перев. Карнеева Г.; СПб., 1849. Ч. I. С. 77. Цит. по: Шафф Ф. Указ. соч. С. 27). По словам одного автора, «Иисус из Назарета без денег и оружия завоевал миллионы; завоевал более, чем Александр, Цезарь, Мухаммед и Наполеон. Без научного познания и учености Он распространил свет на человеческие и божественные дела – более, чем все философы и ученые, взятые вместе. Без школьного красноречия Он произносил такие слова жизни, какие никогда – ни прежде, ни позже – не были высказаны и произвели такое действие, которое далеко превышает успех какого бы то ни было оратора или поэта. Не написавши ни одной строки, Он привел в движение перья и дал темы для проповедей, речей, сочинений, ученых книг, произведений искусств и сладких песен хвалы, – сделал больше, чем все множество произведений великих мужей древних и новых времен. Рожденный в яслях, Он двигает теперь судьбами цивилизованного мира и господствует над духовным Царством, которое обнимает третью часть обитателей земного шара» (С. 18–19).

Выше мы подробно говорили о том влиянии, которое имело Христианство на древний языческий мир. Это влияние было повсеместное, глубокое и сильное: оно отразилось самыми благодетельными последствиями на всех сторонах человеческой жизни. «Не обязаны ли пришествию Господа религиозная жизнь – небывалым развитием, мирская мудрость – высшим полетом, искусство – новым вдохновением, семейство – лучшим устройством, государство – в некотором отношении счастливым состоянием в сравнении с прежним? Не открылся ли новый мир духа для всех Его последователей? Не основалось ли высшее общество веры, надежды и любви, о котором иудейский и языческий мир едва ли имели представление? Не находятся ли везде следы благословенных стоп Того, Кто еще и теперь, как некогда, ходит в духе, благодетельствуя на земле?» (Шикопп Ю. Апологетические беседы о Лице Иисуса Христа. СПб., 1870. С. 254).

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник