ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

 

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

ХРИСТИАНСТВО

 

Что же сделал для нас и для нашего спасения Господь Иисус Христос?

Прежде всего – научил людей истине: возвестил нам все, что касается правой веры и доброй жизни. В частности, преподал совершеннейшее учение о Боге Отце – как Высочайшем Духе, Творце и Промыслителе Вселенной; о Себе – как Единородном Сыне Божием, явившемся в мир для его спасения путем добровольных страданий, крестной смерти и славного Воскресения; о Духе Святом, Утешителе верующих во Христа и имевшем содействовать им в добре и благочестии через свои благодатные силы и дарования; о человеке – как лучшем близком к Богу творении, но павшем и поврежденном в своих духовных силах и нуждающемся в обновлении и восстановлении.

Относительно нравственной жизни Своих последователей Господь, в противодействие греховным наклонностям людей, установил две основные заповеди: о самоотвержении и любви. Первая имела своей целью освободить человека от его коренного зла – гордости и самолюбия, и так далеко простиралась в своих требованиях, что внушала борьбу даже с такими естественными привязанностями, как привязанность к своему телу, к семейству, к миру. Взамен личных эгоистических интересов заповедь Христова стремилась внедрить в сердце человека два высоких и достойных предмета привязанности – Бога и ближнего. Служение тому и другому требуется сердечное, полное и совершенное. Как для Бога должны мы жертвовать всеми силами и способностями, так и любить ближнего до готовности положить душу свoю зa друзей своих (см.: Ин. 15, 13).

При этом чтобы побудить и расположить людей к исполнению названных заповедей, Христос указал, с одной стороны, на вечные и неизреченные блага, которые уготованы истинным Его последователям (см.: Мф. 19, 28–29; 25, 34), с другой – на нескончаемые муки и страдания, ожидающие всех не верующих Его учению и грешников (см.: Там же, 41; Лк. 13, 28).
Второе величайшее дело, которое совершил Христос для спасения мира, это – Его искупительный подвиг. Он состоял в том, что Христос как Вечный, Величайший и Святейший Первосвященник, Самого Себя принес в жертву Богу Отцу и тем удовлетворил правосудию Божию за грехи всего человечества. В частности, первосвященническое служение Иисуса Христа имело два вида, или две степени. Во-первых, т. к. люди согрешили гордостью, самолюбием и противлением Богу, то Единородный Сын Божий благоволил вместо их пройти свой жизненный путь в крайнем смирении, величайшем унижении и совершенном послушании воле Отца (см.: Евр. 10, 5–7; Флп. 2, 6–8). Во-вторых, т. к. люди своими грехами навлекли на себя праведный гнев Божий и подверглись проклятию небесному со всеми его тяжелыми последствиями, то Христос сделался ради нас Агнцем Божиим, взявшим грехи мира. Своими крестными страданиями и смертью Он принес очистительную жертву за людей и тем избавил их от греха, проклятия и смерти.

Искупительный подвиг Иисуса Христа имел безконечную цену перед Богом Отцом: вполне вознаградил правосудию Божию за грехи всего человечества. «Немаловажен был Умерший за нас, – говорит святитель Кирилл Иерусалимский, – не чувственный был Агнец, не простой был человек, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько была важна правда Умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою». По словам святителя Иоанна Златоуста, «Христос заплатил за нас гораздо больше, нежели чем мы были должны. Его уплата в сравнении с долгом – то же, что безмерное море в сравнении с малой каплей».

Так, с пришествием Иисуса Христа на землю исполнились все чаяния народов: в лице Его люди нашли своего Искупителя. Теперь нам остается только воспользоваться Его крестными заслугами, усвоить их себе и самым делом освободиться от своих личных и произвольных грехов. Но и это наше участие в своем собственном спасении Христос в высшей степени облегчил Своей благодатной помощью. Для освящения людей Он основал на земле Свою Церковь и даровал ей Святые Таинства – как средства, через которые подается людям все потребное для их спасения.

Поэтому долг каждого человека, к какому бы роду и племени он ни принадлежал, быть членом Церкви Христовой, содержать и исполнять ее учение и пользоваться вверенными ей средствами освящения. Вне Церкви нет спасения. «Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога, – говорит священномученик Киприан Карфагенский. – Если бы кто спасся из находившихся вне Ноева ковчега, то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись». По словам блаженного Августина, «никто не достигнет спасения и Вечной Жизни, кроме того, кто имеет главой Христа, а иметь главой Христа может лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь».

Но, к сожалению, Христианство в мире – не одно: оно имеет разные виды. Собственно под именем Христианства разумеется несколько вер, которые исповедуют Христа Иисуса истинным Сыном Божиим и признают для человека обязательным исполнять Его заповеди. Но во многих случаях эти веры разнятся между собой и понимают учение Христово неодинаково. Хотя Христос Спаситель всем людям говорил и проповедовал одно и то же учение, но во многих странах и у многих народов оно не сохранилось в той чистоте и неповрежденности, с которыми было преподано первоначально. Человек всегда склонен думать и рассуждать по-своему. Поэтому люди не могли удержаться от того, чтобы и в учение Христово не внести своих умствований и толкований. Сначала у всех христианских народов вера была одна. В каких бы странах эти народы ни жили, к каким бы племенам ни принадлежали, – все они одинаково думали о вере и согласно служили Богу. Хотя исказители и лжетолкователи (еретики) святого Евангелия, согласно пророчеству Христову (см.: Мф. 24, 5–14), были в мире всегда, но число их было невелико, и они не в силах были увлечь на свою сторону значительное количество христиан. Но со временем целые общества и государства стали уклоняться от учения Христа, произвольно делать в нем разные изменения и дополнения. А т. к. искажение веры есть дело не пустое, а весьма важное, могущее причинить великий вред душе человека, то естественно, что между теми христианами, которые продолжали верно хранить учение Господа, и теми, которые отступили от него, нарушились взаимная любовь и дружба. <…> Отступивши от заветов Христа Спасителя, инославные христиане стали отступать в другом, третьем и т. д. Со временем у них образовались не только свои догматы (учения), но и свое богослужение, свои обряды и обычаи. Так произошли в мире разные веры, образовались различные христианские церкви.

Из инославных исповеданий в настоящее время особенно широкое распространение (преимущественно в Европе) и близкое соприкосновение с Православием имеют католичество и протестантство. Скажем о них несколько слов.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник