ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЧЕРНОСОТЕНЦЫ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Богатырь рати Господней

 


Священномученик Макарий

 

Священномученик Макарий, епископ Орловский (в миру Михаил Васильевич Гневушев; расстрелян как епископ Вяземский), родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в семье священника. Образование получил в Ардатовском духовном училище и Симбирской духовной семинарии. Затем поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1882 году со степенью кандидата богословия. С 1885 года Михаил Васильевич преподавал в Киевском женском духовном училище. Зарекомендовал себя не только на педагогическом поприще, но и как активный миссионер, и в 1890 году был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии.

М. В. Гневушев принимал деятельное участие в монархическом движении начала ХХ века. В 1906 году состоял членом Совета «Киевской Русской монархической партии», а также членом Киевского отдела «Русского собрания» (РС). 3 июля 1906 года в отделе РС Михаил Васильевич прочел обстоятельный доклад о положении Русского православного населения в западных областях, который «вызвал единодушное сочувствие и одобрение слушателей правдивым, кратким и ясным изображением общественного настроения в пределах обильно населенных евреями западных окраин России».

Осенью того же года М. В. Гневушев участвовал в работе 3-го Всероссийского съезда Русских людей (Всероссийского съезда людей земли Русской) как делегат монархической патриотической организации «Киевский союз Русских рабочих». В 1907 году на 4-м Всероссийском съезде Русских людей (Всероссийском съезде объединенного Русского народа) выступил с речью о необходимости сплочения монархистов. В своем слове он указывал на «язвы нашего времени», особенно на то, что многие Русские сделались предателями родного народа, забыли свои корни и относятся ко всему Русскому хуже врагов. «Русским людям нужно серьезно приняться за объединение всех духовных сил народа для спасения Родины и для устройства ее дальнейшей жизни на исконных патриотических началах», – призывал будущий священномученик.

В том же году Михаил Васильевич был избран председателем только что созданного Киевского губернского отдела «Союза Русского народа» (впоследствии, после переезда в Москву, он оставался почетным председателем). В это же время его назначили на ответственную должность наблюдателя церковных школ Киевской епархии.

После смерти жены, сделав необходимые распоряжения по семейным и имущественным обязательствам, 11 февраля 1908 года будущий святитель принял постриг с именем Макарий и рукоположение в священный сан. Вскоре 50=летний отец Макарий стал настоятелем Московского Высокопетровского монастыря в чине архимандрита. В Москве он продолжил свое общественное служение в качестве активного участника монархического движения и ближайшего сподвижника председателя «Русского монархического союза» протоиерея Иоанна Восторгова (также впоследствии священномученика). А с 1909 года архимандрит Макарий настоятельствовал в одной из крупнейших Русских обителей – Московском Новоспасском монастыре.

11 июля 1914 года в Нижнем Новгороде пастыря хиротонисали во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. За два с половиной года пребывания на Нижегородской кафедре он снискал себе горячую любовь и широкую популярность среди народа. Владыка трудился всегда и везде неутомимо. С особой энергией призывал всех и каждого на служение дорогой Родине. Для оживления приходской жизни он совершал в церквах Нижнего Новгорода по воскресным и праздничным дням торжественные вечерни, Всенощные бдения с чтением акафистов и пением молебнов о даровании «победы православным христианам на сопротивные», произносил прекрасные проповеди.

В мае-июне 1916 года епископ Макарий возглавил Крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь на поклонение преподобному Серафиму. Несмотря на проливные дожди, прошел в полном архиерейском облачении пешком от Арзамаса до Саровской обители и обратно – более 100 км.

В нижегородской прессе по этому поводу писали: «…Народ до такой степени был доволен небывалым паломничеством, что приехавшие в Саров на лошадях обратно уже шли пешком. Шли пешком люди интеллигентные, богатые, привыкшие к жизни, полной комфорта. В каждом попутном селе Преосвященный произносил такие церковно-патриотические речи, которые заставляли всех плакать навзрыд. В этих речах, призывающих к покаянию и исправлению, при богатстве содержания совмещалось и лекторское, и проповедническое, и ораторское искусство Владыки».

28 января 1917 года, буквально за месяц до начала в России революционных безпорядков, повлекших государственный переворот, святитель был назначен на самостоятельную кафедру – епископом Орловским и Севским. Весть о его переводе нижегородцы восприняли «с болью сердечной». Прощаясь с паствой, Владыка убеждал всех не оставлять храма Божия: «Это моя последняя к вам просьба. Помните, что без Церкви Божией нет спасения. Не забывайте, что вы – чада ее».

Прибыв в Орел буквально накануне революции – 25 февраля, в слове при вступлении на кафедру епископ Макарий сказал: «Война против спасительного учения Христова, никогда не перестающая, в известные времена жизни человечества особенно усиливается. <…> Весь христианский мир, увлеченный до самозабвения успехами наук, изобретениями и открытиями, возгордившийся паче всякой меры – наполнился делами этой гордыни, увидел перед собою новых учителей, всемерно стремящихся отвратить взоры человечества от Неба и приковать их исключительно к земле и ее благам. Грозная волна неверия, крайней нравственной распущенности все более и более вздымается в жизни людской, заливает и губит все большее и большее количество душ человеческих…»

После Февральской революции начались преследования архиереев-монархистов, и 26 мая 1917 года святитель был почислен на покой. Местом проживания ему определили Спасо-Авраамиев монастырь в Смоленске, но вскоре он получил назначение настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме Смоленской губернии. При монастыре Владыка организовал братство во имя Рождества Христова, в состав которого входили более 1000 жителей города, создал прекрасный монастырский хор. Своими яркими проповедями опальный архиерей быстро завоевал любовь верующих, и монастырский храм стал наполняться прихожанами не только из Вязьмы, но и из окрестных мест. 12 августа 1918 года постановлением Патриарха и Святейшего Синода в Смоленской епархии была учреждена кафедра викарного епископа с титулом Вяземский, на которую назначили святителя Макария.

22 августа 1918 года Вяземская ЧК выдала ордер «для производства обыска и в случае надобности ареста гражд. Еп. Макария». В ночь с 22 на 23 августа, когда чекисты пришли арестовать Владыку, монастырские колокола ударили в набат, к ним присоединился набатный звон Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви. Но напуганный репрессиями народ не вышел защитить епископа, которому этот звон чекисты позже вменили в вину. Навестивший святителя на следующий день келейник увидел на его лице и теле следы побоев и издевательств; он был острижен, обрит и одет в солдатскую форму. Архипастыря обвинили в создании контрреволюционной организации с целью свержения Советской власти. 4 сентября 1918 года ЧК Западной области постановила: епископа Макария (Гневушева) – расстрелять.
О времени казни священномученика документов не найдено. Сохранилось лишь свидетельство его дочери, которая, одевшись нищенкой, издали наблюдала за расправой. По ее словам, все происходило следующим образом. Обреченные в числе 14 человек были доставлены в пустынное место под Смоленском. Всех построили спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и стрелял прямо в лоб. Святитель, стоя в конце шеренги, с четками горячо молился за каждую жертву, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии и благословлял смертника. Сам он был застрелен последним.

Дошел до нас и рассказ красноармейца, непосредственного убийцы епископа Макария. Простой крестьянин, отбывавший службу в Смоленске и участвовавший в уничтожении «врагов народа», через несколько лет, в предсмертной болезни глубоко раскаиваясь, вспоминал: «...Подъехал автомобиль и привез человек пятнадцать приговоренных. Ничего особенного в них не было, только на одного я обратил внимание. Это был не то священник, не то монах; небольшого роста, седой, тщедушный. Как только я понял, что это духовное лицо, у меня сердце так и захолонуло. Страшно стало. Когда заключенных повели к траншее, то этот старик, проходя мимо меня, остановился, благословил и сказал: „Сын мой, да не смущается сердце твое – твори волю пославшего тебя“. У меня аж пот выступил: откуда ему было знать мое смущение и колебания?

Заключенных выстроили спиной к яме, и мы стали по очереди их расстреливать. Это духовное лицо поставили в конце шеренги; он попросил, чтобы ему не завязывали глаза и расстреляли последним. Он глаз не сводил с расстреливаемых, усердно молился; мы все видели, как он сосредоточенно перебирал небольшие четки. Разные люди попадались – кто-то очень боялся и пытался молить о пощаде, и тогда этот старик выходил из шеренги, подходил к упавшему духом и что-то шептал ему, затем благословлял. Мы этому не препятствовали – нам же спокойнее. Наконец, настала и его очередь. Я подошел к нему, а самому страшно. Он увидел мои колебания и громко, чтобы все слышали, говорит: „Отец мой! Прости им, не ведают бо, что творят. Прими дух мой с миром“. Раздался приказ стрелять, и трагедия кончилась...»

В 2000 году святитель Макарий был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Актуальным заветом современным служителям алтаря звучат слова его проповеди: «Пастыри Церкви Божией, учители и руководители духовной жизни народной, вязатели и решители совести человеческой! Ныне весь христианский мир переживает невиданные в истории человечества испытания. Господь устал миловать людей Своих (см.: Иер. 14–16; Мих. 3) и гнев Своей праведный пролил на беззаконнующих. Господь страшными испытаниями зовет всех людей к Себе. Пойдемте к Нему! Всю силу воли, всю силу ума и сердца, дарами священства обвеянных и непрестанно укрепляемых, направим на то, чтобы твердо, непоколебимо, с пламенным мечом стоять на страже веры, любви, надежды Господних, на страже жизни по вере, на страже правды Божией, хранимой в Церкви Православной. Встаньте у врат Церкви, у души, у сердца народного и с огненною ревностию взывайте к людям, к врученному вам стаду Христову: люди Божии, идите в ограду Церкви – здесь единственно надежная защита от врага-искусителя, здесь источники живые, неиссякаемые мира и любви Христовых! Люди Божии, гнев Господень преложится на милость, если мы покаянием души очистим, смирением сломим гордыню сердца и ума нашего. Покайтесь, покайтесь, – так взывайте, – взывайте, подражая Иоанну Крестителю на берегах Иордана, – Самому Господу, с этими же словами начавшему Свое земное странствование среди людей и Свою проповедь Нового Завета между Богом и людьми. Пастыри Церкви! Вы – испытанная многовековою историею Русского народа дружина Господня. Стойте так же бодро и неустрашимо, как и в былые времена, на страже души и сердцанародного».

 

Подготовил Петр АЛЕКСАНДРОВ

 

Источники:
1. Ангелина (НЕСТЕРОВА), игум. Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский и епископ Вяземский. Ссылка

2. СТЕПАНОВ А. Д. На страже мира и любви. Священномученик епископ Макарий (Гневушев) // Правая Россия. Жизнеописания Русских монархистов начала ХХ века. СПб., 2015.
3. Орловские епархиальные ведомости. Орел, 1917. № 9–10.

 

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник