ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НАША ПОБЕДА – В ЕДИНСТВЕ

 


«Ледяной поход – сквозь времена», 2017 год

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 6

 

– В прошлом году также исполнилось 100 лет с момента начала Гражданской войны в результате крушения Российской Империи. Одна из Ваших последних работ посвящена этой странице нашей истории. Что Вы думаете на дискуссионную сегодня в обществе тему примирения белых и красных?

– Может ли быть великим и героическим убийство собственного брата, отца, сына?

Любая междоусобица – это обнуленный героизм. Это отвага и самоотверженность в войне со своим отражением. Здесь победителем может быть только местечковое остервенелое воронье, выклевывающее глаза мертвым. Ну, и забугорные стервятники в лице наших вечных заклятых «партнеров».

Примирения между красными и белыми здесь и сейчас быть не может на том простом основании, что все они уже предстали пред Судом Божиим, справедливость которого несомненна. Нынешние же поколения должны понимать, что попытки делить народ – от лукавого. Попытки эти, как правило, хорошо оплачиваются мировым ростовщичеством, но рано или поздно беспощадно наказуются самим прозревшим народом и Высшей Правдой. Разделенное, как правило, нежизнеспособно. Устоит ли самая надежная крепость, если ее защитники в дни обороны устроят внутреннюю поножовщину? Сколько лет государству Русскому? А сколько лет государству советскому? Мы хотели бы, чтобы наше Отечество продолжалось 70 лет или тысячи? Мы хотим, чтобы наши потомки стали гонимыми или продолжали жить на земле отцов? Достаточно ответить на все эти вопросы, чтобы осознать – всяким раздорам в семье непременно воспользуется бандит с большой дороги. Позволю себе процитировать одно из любимых стихотворений русского поэта Николая Туроверова:

 

Перегорит костер и перетлеет,

Земле нужна холодная зола.

Уже никто напомнить не посмеет

О страшных днях бессмысленного зла.

Нет, не мученьями, страданьями и кровью

Утратою горчайшей из утрат:

Мы расплатились братскою любовью

С тобой, мой незнакомый брат.

С тобой, мой враг под кличкою «товарищ»,

Встречались мы, наверное, не раз.

Меня Господь спасал среди пожарищ,

Да и тебя Господь не там ли спас?

Обоих нас блюла рука Господня,

Когда, почуяв смертную тоску,

Я, весь в крови, ронял свои поводья,

А ты, в крови, склонялся на луку.

Тогда с тобой мы что-то проглядели,

Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:

Не для того ль мы оба уцелели,

Чтоб вместе за отчизну умереть?

 

– Расскажите, пожалуйста, о своей картине «Ледяной поход – сквозь времена». Можно ли сказать, что она нацелена на реабилитацию в общественном сознании Белого движения?

– «Добровольческая Голгофа», – так еще называют это событие.

Впервые о Ледяном походе я узнал в период обучения в академии, но созрел к воплощению этой темы только сейчас. Долгие годы нам говорили про Белое движение в негативном свете, породив множество мифов и спекуляций, мол, буржуи не хотели отдавать награбленное и т. д. Но вот вы начинаете изучать документы и воспоминания и понимаете, что по факту большинство тех, кто воевал, были из крестьян, многие не имели своей собственности. По сути, они отстаивали тот уклад жизни, что сложился исторически и был естественен для нашего народа. Если проводить современные параллели, то на Украине произошел государственный переворот, который его режиссеры кощунственно назвали «революцией достоинства». Подавляющая часть народа в этом погроме не участвовала, а часть этой «подавляющей» части посчитала возможным и необходимым оказать сопротивление внутренним провокаторам, захватившим власть по сценарию внешних кукловодов. Имею ли я моральное право осуждать тех, кто взял оружие, чтобы не позволить агрессивным самозванцам в чужом дому черные квадраты по намоленным красным углам расставлять? В основной своей массе белое движение – движение не изменивших присяге. Хотя, наверно, по современной логике человека эпохи комфорта вполне могли попытаться тем или иным способом вписаться в новые реалии. Понимали ли они всю безнадежность своего положения? Наверное, да. Поэтому с исторической и с духовной точки зрения их выбор – это поистине личная Голгофа каждого участника. Когда же обвиняют добровольцев в жестокости и начинают приводить те или иные примеры, вспоминается Бунин, писавший: «…революции все прощается – „все это только эксцессы". А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито – родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры – „эксцессов", конечно, быть не должно»(«Окаянные дни»).

 


«Возвращение».
Часть триптиха «Хотят ли Русские войны?»,
2014 год

 

Вы спросили про реабилитацию. Картина эта не «реабилитация». Это – констатация факта. И предложение нам нынешним взглянуть в глаза нас прошлых. Взглянуть и понять. Понять то и так, чтобы не было инстинктивного желания стыдливо отвернуться от очевидности: русские не красные, не белые, не серые в яблоках... Русские – это верные друг другу, Отечеству и Богу. В единстве наша победа. В раздробленности – победа наших врагов. Что и подтверждает в конечном счете сама история. Я категорически не согласен с утверждениями, что благодаря компартии наш народ победил в Великой Отечественной войне. А в 1812 благодаря кому? А еще раньше? Народ побеждает благодаря себе самому, благодаря корням, благодаря преданиям, укладу, благодаря тому, что, как поет в одной из своих песен Сергей Трофимов:

 

Это все мое родное, это где-то в глубине.

Это самое святое, что осталось во мне.

Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать.

Это то, что не купить и не отнять.

 

– В конце прошлого года (6 октября – 12 ноября) в Калуге состоялась Ваша первая персональная выставка. Ее основная тема, согласно афише, – «личностные проявления силы духа во славу Отечества и народа». А как Вы думаете, что делает конкретного человека звеном одной защищающей соборную народную душу Русской кольчуги? Как сегодня мы можем сами удерживаться в ней и латать прорехи – возвращать на место утративших единство наших ближних, чтобы оставаться неуязвимыми в непрекращающейся духовной войне?

– В Русской кольчуге удивительно то, что звенья ее состоят не только из русских этнически и не только из православных религиозно. За Святое наше Отечество проливали кровь разные люди. Я верю, что Бог не оставит без милости и некрещеного солдата, положившего душу свою за други своя. И такое звено крепче и надежней, чем номинально крещеный, но на деле оплевывающий свою собственную Церковь. Что делает человека звеном? Может быть, любовь к Родине? Может быть, терпение и доброе отношение к ближнему в монотонном ритме однообразных негероических будней? А может быть, это что-то, чего он сам не умеет объяснить –только почувствовать. То, что побуждает человека ухаживать за немощными или накрыть собой гранату, защитив тех, кто рядом. Вытаскивать наркоманов из духовной трясины или из года в год тихо и незаметно подметать улицы, пока все спят. Наверное, об этом знает только сам этот человек.

 


«Богатырское поле», 2016 год

 

Как же сегодня мы можем удерживаться в этой кольчуге и латать дыры?

Я думаю, что каждый должен ответить на этот вопрос лично. Пожалуй,при ответе важно учитывать лишь два фактора. Первый – то самое мудрейшее «не навреди». И второй фактор – не так, чтобы сиюминутно лучше мне, а так, чтобы поступательно и аккуратно лучше моему дому, моей улице, моему городу, моей стране, а в конечном счете – моим предкам, современникам, потомкам, Богу.

 

– И в заключение – Ваши творческие планы на будущее и пожелание ко всем, кто прочтет нашу беседу.

– Думаю, что рассуждать о невоплощенном было бы неверно. Человек предполагает, а Господь располагает. Поэтому и себе,и всем читателям могу пожелать, чтобы все задуманное исполнилось в соответствии с Высшей волей и было душеполезно как для окружающих, так и для нас самих.

 

Беседовала Серафима Смолина

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник