ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Забытый создатель Русского Царства

 


«Русские женщины 17-го столетия в церкви».
Худ. А. П. РЯБУШКИН

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 3

 

Теперь о том, как моя вера влияет на мою работу. Думаю, не существует никаких барьеров для верующего человека заниматься наукой, в том числе историей. Основной принцип историка – стремление к истине. Он докапывается до того, что происходило на самом деле, какие события, как было устроено общество, выясняет детали жизни тех или иных исторических персонажей и т. д. Он реконструирует пробелы истории и дарит это читателям – сначала своим коллегам, потом, если получится популярное изложение, – широкому кругу образованных людей. А коли профессиональной этической нормой является выяснение и следование истине – в чем проблема? Истинное по определению ни Богу, ни вере не противоречит. Ни Бог, ни Церковь нигде не говорят нам: солги, пожалуйста…

Еще один важный момент: нужно четко разделять веру и патриотизм. В подавляющем большинстве случаев они совмещаются. Любовь к своей родной земле – это ведь тоже любовь, и она не должна чему-то или кому-то вредить. Другое дело, что на искреннем, чистом патриотизме паразитирует масса неискренних людей – кто-то делает себе имя и карьеру, кто-то не в меру усерден по службе и готов высказать в десять раз больше того, что отражает историческую правду. И после этого историка начинают корить: ну, как же вы отстали от наших патриотических платформ и убеждений?! У нас уже Сталин – святой, а вы до сих пор его не канонизировали. Что же вы так оплошали, батенька?!.. И в данном случае как раз Церковь трезвее и разумнее относится к тому, что зачастую выставляется с вывеской патриотизма в качестве исторической истины.

Сейчас патриотизм, что называется, в тренде. Да, есть немало честных, настоящих патриотов – в основном это православные люди, которые в 90-е годы, когда слово «Русский» было под запретом, а «православный» – под полузапретом, несли патриотизм как крест. Они терпели, страдали, «тянули» свое мировоззрение, не отрекались от него… Но есть и множество тех, кто тогда этих подвижников травил, а теперь сам стал «ультрапатриотом» казенно-охранительного образца. Но для таковых патриотизм – это просто уютная сфера действия в настоящее время, и как только мода на него пройдет, они с ним расстанутся без особых сожалений.

 

– Т. е. это люди, у которых нет православного стержня?

– В большинстве случаев – да, это люди-флюгеры: куда ветер подул, туда и они повернулись. Но честный историк, православный, патриот, профессионал не должен ни в коем случае подстраиваться под текущий момент. Даже если ему десять раз скажут, что «это патриотично» и «нынешняя политика этого требует». Быть историком – это не следовать лозунгам, а хранить истину. Истина историческая – конечно, не богословская, более высокого порядка истина, но это правда о том, как и что происходило в истории человечества и с каждым конкретным человеком. А в жизни всякого человека заложена притча. Он когда-то – 100 лет назад, тысячу, три тысячи – так же, как и мы, решал для себя вечные вопросы жизни, ответы на которые всегда связаны с верой, с Богом. В каком бы состоянии не находился тот или иной человек – в состоянии праведности или «криведности», или в неопределенном – с колебаниями то туда, то сюда, – все равно перед ним эти вечные вопросы возникают. И историк позволяет своим современникам воспользоваться опытом предыдущих поколений – т. е. опытом того, как люди решали различные задачи, поставленные перед ними Господом Богом. И что, неужели он должен привирать и рассказывать нечто «патриотическое», утаивать какие-то сложные, страшные моменты, связанные со страстями человеческими – только ради того, чтобы история нашей страны выглядела конфетно-гладко? Но тогда сотрется истина всех этих судеб, всех этих притч, данных нам Богом!

 

 


«Засечная черта. Южный рубеж».
Худ. М. ПРЕСНЯКОВ

 

– И люди, получается, могут повторить прежние ошибки…

– Совершенно верно. Поэтому подытожу: я – патриот, монархист, Русский православный человек. Но я точно знаю, что ничто из этого не требует от меня лгать, ничто из этого не побуждает преступать историческую истину.

 

– Дмитрий Михайлович, Вы специализируетесь на истории Русского средневековья. Расскажите, пожалуйста, немного об особенностях этой эпохи.

– Мне кажется, это самая Русская эпоха в нашей истории. Я имею в виду эпоху Московского государства от Иоанна Великого до молодого Петра I, т. е. конец XV – конец XVII века, 200 лет. Древнерусская эпоха – это, безусловно, основа всей нашей истории. Мы тогда были христианизированы, слава Богу, получили прививку высокой культуры Восточной Римской Империи. Мы и сами бурно развивались, и заимствовали очень серьезный опыт высокой культуры. Но в XIII–XIV веках государство было разрушено, значительная часть населения оказалась в подчинении у других государей – в частности, у литовского великого князя, у поляков и т. д. На территории северо-восточной Руси политическая раздробленность приняла чудовищные формы. И, кроме того, в тот период чрезвычайно усилились иноверные, иноэтничные, инокультурные влияния.

И вот для того чтобы вырваться из этой ситуации, когда нищая, подчиненная чужим правителям и государствам Русь, редко заселенная, постоянно еще страдала от междоусобных войн, – нужно было объединяться. Объединение совершилось, и в рамках государства единой Руси, России произошла концентрация того, что мы понимаем сейчас как «Русское» в области веры, Церкви, государственного порядка, культуры.

 

– Русской идеи, да?

– Да, можно сказать, что именно к этой эпохе – XV–XVI век – и восходит то, что мы понимаем под выражением «Русская идея». Она предельно простая: крепкая Православная вера, сильная государственная власть, симфония государства и Церкви, и основа – народная, Русская.
И это последнее хочу подчеркнуть. В России народов много, и большинство населения – православные, при этом не только славяне, но и, скажем, осетины. Но Московское государство строилось именно на Русской этнической основе. Каков бы ни был процент других народов, Русские – ядро, каркас. Этот факт невозможно вычеркнуть из истории, потому что было так, и никак иначе. Господь возложил на Русских тяжелый крест, они его вытянули на себе, и Он даровал им шестую часть суши.

 


«Московский кремль при Иване III».
Худ. А. М. ВАСНЕЦОВ

 

Малочисленные пестрые отряды казаков и стрельцов положили к ногам Русского Царя огромный восточный край, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Позднее началось продвижение на запад и на юг и т. д., к Черному морю, в Крым... Вот эта самая Русская этническая основа жила по-спартански на протяжении нескольких столетий, очень тяжело жила, накапливала терпение, неприхотливость, непомерное трудолюбие, огромную храбрость – потому что постоянно приходилось противостоять противнику, держать оборону границ. И когда политическая обстановка разрядилась, то согбенный Русский человек распрямил спину, расправил плечи и оказался настоящим великаном, стоящим над всей Евразией.

Это очень важный момент! Вот она, Русская идея! Вот, еще раз ее составляющие: Православие, Самодержавие, симфония властей и Русская этническая основа – народность, Русскость.

 

– А у Вас выбор эпохи Средневековья в качестве основной темы был сознательным? Или сначала начали изучать, работать, а уже потом поняли, что любите именно то, чем занимаетесь?

– Да, сознательным: еще на первом курсе исторического факультета я избрал для себя XVI век и удерживаю эту хронологическую ориентацию до настоящего времени. Мне бывает интересно иногда взять какой-нибудь сюжет, выходящий за эти пределы. Например, доводилось писать о сражении у Святой Горы Афон в 1807 году; о других, близких к современности событиях – Гражданской войне, Белом деле; о консерваторе Леонтьеве в 2000 году вышла книга... Но, по большому счету, вся моя работа и жизнь проходят, так сказать, в Московском государстве.

 

– Знаю, что одна из Ваших любимых исторических фигур – Государь Иоанн Великий, Иоанн III, «создатель России», «правитель, при котором произошло рождение нашего Государства». Вы даже ратуете за установку ему памятника в Москве. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом Государе и его роли в истории России.

– До Иоанна III России как таковой не существовало – были осколки Древней Руси. В XII веке прежде единая Империя Рюриковичей начала раскалываться. Политическая раздробленность то усугублялась, то ослабевала. В XIV веке она приняла ужасающие формы: князья правили ничтожными уделами, в некоторых не было ни города, ни даже большого села, но владелец все равно считался удельным князем. И все они могли в любой момент затеять свару друг с другом. Конечно, Государь, который из такого крошева создал единую великую Державу, достоин самой благоговейной памяти.

 

Окончание см. на стр. 5


 

Дорогие читатели, напоминаем вам, что продолжается подписка на нашу газету на 2018 год. По старым реквизитам просим более деньги не высылать! Желающим подписаться необходимо позвонить в редакцию по телефону: 8-915-353-69-98.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник