ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Светильник добрых дел

 


Стены Псково-Печерского монастыря

 

Преподобный Корнилий еще в молодых годах оставил мир и начал подвизаться в Печерском монастыре Псковской области; здесь пострижен он в иночество и проводил жизнь строгую, в трудах и молитве. При нем (с 1519 г.) распространили в горе храм Успения Богоматери и устроили его с приделом в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а с 1524 года новая храмовая икона Успения Богоматери начала источать исцеления и другие чудеса. В 1529 году блаженный Корнилий облечен был саном игумена новой Печерской обители. В продолжение 40-летнего управления своего он возвысил обитель по всем отношениям. Жизнь его была образцом строгой иноческой жизни, и он старался одушевить ревностью к подвижничеству подчиненных ему иноков. <...>

С 1558 года открылось новое поле деятельности для блаженного Корнилия. Царь решился возвратить Православию принадлежащее ему в Ливонии и достойно наказать немцев, испепеливших православные храмы и ругавшихся над святынею. В апреле воеводы подступили под Нарву. В страстной пяток «вельможные и гордые немцы, изобретшие себе новое имя евангеликов, еще с утра были пьяны» и, несмотря на перемирие, начали стрелять в Русских. Им задан урок. Не вразумились.

«Найдя икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках в доме, где стояли Русские купцы, они стали ругаться над иконою; потом, взяв ее со стены, бросили в огонь, где варилось пиво... Пламень внезапно, быстрее стрелы, бросился вверх, и верх здания запылал». Начался страшный пожар в Нарве. Русские, воспользовавшись пожаром, завладели городом. «Такова награда хулителям Божественного, тем, которые образ Христа, изображенного по плоти, и образ Матери Его равняют болванам богов языческих! Такова награда иконоборцам». <...>

Нельзя было не содрогнуться при такой каре Божией. Надобно было подумать о себе ученикам новых учителей, тем более что икона Богоматери и другая, святителя Николая, которую также бросили в огонь лютеране, найдены на пожарище целыми. Блаженный Корнилий и Юрьевский архимандрит, по распоряжению митрополита и Царя, освятили Нарву и Ивангород торжественным Крестным ходом с чудодейственными иконами и затем доставили эти иконы в Москву. Вслед за Нарвою взяты были замки Нейгауз, Киремпе и потом Дерпт.

 

Ряд исследователей и церковных историков не разделяют версию об убийстве преподобного Корнилия Царем Иоанном Грозным. Так, по словам митрополита Иоанна (Снычева), на это «нет и намека ни в одном из дошедших до нас письменных свидетельств» («Самодержавие духа»). Также игумен Алексий (Просвирин) считает, что «не существует никаких достоверных свидетельств, подтверждающих, будто Царь лично мучил игумена <...>. Не может рассматриваться в качестве серьезного церковно-канонического аргумента текст службы, составленный насельниками монастыря уже в наши дни, хотя бы и с самыми благими намерениями» («Царь Иван Васильевич Грозный: Кровавый тиран или „Игумен всея Руси“?»).

 

 

Для бедных эстов, пострадавших и теперь, и прежде от войны, блаженный Корнилий щедрою рукою раздавал пособия всякого рода. Он принял на себя построить православный храм в Нейгаузе, тогда как в Нарве и других местах строило храмы правительство. Благотворительность блаженного Корнилия, его кроткие наставления, его безкорыстие и чистая жизнь произвели то, что в приходе Нейгауза все эсты, а в приходах Рауге, Пельве и Гериеля многие – обратились к святому Православию как к благочестию безкорыстному и искреннему. Да, нетрудно понять учение Апостола: надобно быть исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя (см.: Иак. 1, 22). Что пользы, <...> если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет (Там же. 2, 14)? Там, где хотят питать и развивать один разум, где с презрением отвергают способы образования воли, – там невозможно живое, вседушевное благочестие, там только обманывают самих себя. Там, где говорят: каждый думай о вере по своему усмотрению, – ожидайте всего нечестивого, но уже отнюдь не христианского благочестия.

События сами по себе сильно говорили в пользу Православия. В 1560 году блаженный Корнилий был орудием дивного дела Божиего, на радость Православию и в казнь врагам его. В праздник Успения Богоматери он послал просфору и святую воду воеводам, стоявшим под Феллином, и лишь только прибыл туда посланный им, как в Феллине вспыхнул от ядер пожар, истребивший и снаряды, и весь хлеб неприятеля. Немцы вынуждены были сдаться; признательные воеводы прислали в обитель Богоматери феллинский колокол.

В 1565 году блаженный Корнилий окружил монастырь каменною оградою и над вратами обители построил храм в честь святителя Николая, поручив сему дивному защитнику чистой веры оберегать обитель Православия. При положении обители на границе ливонских немцев, заклятых врагов Православия, такое укрепление необходимо было не для одной обители, но и для целой России. Это неопровержимо доказали события 1581 года, когда монастырь счастливо выдержал осаду баториевых войск, и грозные силы неприятеля, без пользы для него, истратились под стенами обители. <...>

Подвижник благочестия скончался на 69-м году жизни своей, 20 февраля. Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря Печерского, а в 1690 году перенесено в Успенскую церковь.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

 

 

16 февраля / 1 марта. Четверг.

Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309). Свт. Московского Макария (1926). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Преп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

 

17 февраля / 2 марта. Пятница.

Сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Преп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867–889). Сщмчч. Михаила Никологорского и Павла Косминкова пресвитеров (1938); мц. Анны Четвериковой (1940).

 

18 февраля / 3 марта. Суббота.

Свт. Льва, папы Римского (461). Преп. Космы Яхромского (1492). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., Патриарха Цареградского (449–450). Преп. Владимира Терентьева исп. (1933). Поминовение усопших.

 

19 февраля / 4 марта. Неделя 2-я Великого Поста.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Преп. Феодора Санаксарского (1791). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305–311). Препп. Евгения и Макария испп., пресвитеров Антиохийских (363). Преп. Досифея (VII), ученика преп. аввы Дорофея. Преп. Равулы (ок. 530). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Мч. Димитрия Волкова (1942).

 

20 февраля / 5 марта. Понедельник. Седмица 3-я Великого Поста.

Преп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Преп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преп. Корнилия Псково-Печерского (1570). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342–344). Преп. Агафона, папы Римского (682). Сщмч. Николая Розова пресвитера (1938).

 

21 февраля / 6 марта. Вторник.

Преп. Тимофея в Символех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802–811). Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939). Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

 

22 февраля / 7 марта. Среда.

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423). Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Препп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Преп. Афанасия исп. (821). Сщмчч. Иосифа Смирнова и Владимира Ильинского пресвитеров, Иоанна Касторского диакона и мч. Иоанна Перебаскина (1918); сщмчч. Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова пресвитеров, прмчч. Сергия Букашкина и Антипы Кириллова, прмц. Параскевы Макаровой, мчч. Стефана Франтова и Николая Некрасова, мцц. Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой и Варвары Лосевой (1938); мч. Андрея Гневышева (1941); прмч. Филарета Пряхина (1942).

 

23 февраля / 8 марта. Четверг.

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Обретение мощей блж. Матроны Московской (1998). Преп. Поликарпа Брянского (1620–1621). Препп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преп. Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430). Сщмчч. Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мч. Сергия Бородавкина (1938).

 

24 февраля / 9 марта. Пятница.

Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Преп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).

 

25 февраля / 10 марта. Суббота.

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806). Сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945). Поминовение усопших.

 

26 февраля / 11 марта. Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная.

Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Преп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66). Сщмч. Михаила Лисицына пресвитера (1918); сщмч. Петра Варламова пресвитера (1930); сщмч. Сергия Воскресенского пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна Дунаева пресвитера, прмц. Анны Благовещенской (1938).

 

27 февраля / 12 марта. Понедельник. Седмица 4-я Великого Поста, Крестопоклонная.

Преп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Преп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Преп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Фалалея Сирийского (ок. 460). Сщмч. Сергия Увицкого пресвитера (1932); сщмч. Петра Успенского пресвитера, мч. Михаила Маркова (1938).

 

28 февраля / 13 марта. Вторник.

Преп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Преп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, Патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Препп. жен Марины и Киры (ок. 450). Преп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля). Девпетерувской иконы Божией Матери (1392) (празднование переносится с 29 февраля).

 

1/14 марта. Среда.

Прмц. Евдокии (ок. 160–170). Преп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины (III–IV). Мчч. Маркелла и Антония. Преп. Домнины Сирийской (ок. 450–460). Сщмчч. Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского пресвитеров, прмч. Антония Коржа, прмцц. Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, мч. Василия Архипова, мц. Надежды Аббакумовой (1938); сщмч. Александра Ильенкова пресвитера (1942); сщмч. Василия Константинова-Гришина пресвитера (1943).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник