ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НОВОМУЧЕНИКИ «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

На Голгофе с народом

21 февраля / 6 марта – память сщмч. Григория Хлебунова

 


Священномученик Григорий

 

 

Священномученик Григорий родился в 1873 году в селе Шуватово Симбирской губернии, в семье крестьян Никиты и Татьяны Хлебуновых. Первоначальное образование получил в сельской школе, а остальное дополнилось самообразованием и церковным воспитанием. По бедности семьи Григорий Никитич переехал работать в Астрахань, где познакомился со своей будущей женой Дарьей Степановной. Но душа его влеклась от светских занятий к служению Господу, и он устроился псаломщиком в храм села Басы Астраханской губернии. В 1917 году, когда произошел Октябрьский переворот, Григорий Никитич принял твердое решение посвятить свою жизнь Церкви и стал целенаправленно готовиться к принятию сана.

В 1921 году он был рукоположен во священника и два года служил в храмах Астрахани. А в 1923 году получил направление в храм в честь Рудненской иконы Божией Матери в селе Началове Астраханской области, где и священнодействовал до своего ареста.

Приехав на новый приход, отец Григорий начал обходить жителей, узнавая, кто из них строго держится Православия, а кто готов перейти к обновленцам. Председателю сельсовета показалось подозрительным, что священник ходит по крестьянским домам и что-то записывает. Батюшка не стал удовлетворять любопытство председателя, и тот просил прокурора завести на священника уголовное дело о «преднамеренном действии в интересах противосоветского лагеря». Но материалов для обвинения оказалось недостаточно, и дело прекратили.

Отец Григорий был ревностным пастырем и мужественным проповедником. Собрав прежде много духовных книг, он давал их читать прихожанам, так что в доме у него образовалось нечто вроде библиотеки.

В 1929 году началась коллективизация. Крестьянские хозяйства уничтожались, их быт был нарушен и сломлен; все это сопровождалось безпощадными гонениями на Церковь, т. к. всей своей жизнью Русское крестьянство более всего было связано с Православием. Перед лицом этих испытаний стала умножаться вера, и храм в Началове наполнился молящимися, чему способствовала и неустанная проповедь отца Григория за богослужением.

В Крещенский сочельник, 18 января 1930 года, в селе состоялась собрание, на котором был поставлен вопрос о том, чтобы снять колокола и отдать их в переплавку, на что присутствовавшие выразили категорическое несогласие. Впоследствии власти усмотрели в этой дружной поддержке Церкви результат деятельности священника.

В конце января того же года секретарь местной партийной ячейки направил уполномоченному ОГПУ по Астраханскому району заявление, где писал, что, «выполняя партийную работу, а также работу, направленную на проведение мероприятий партии и советской власти, в особенности по вопросу <...> сплошной коллективизации», он заметил, что вокруг священника собралась целая группа кулаков и «в результате их работы на всех общественных собраниях высказывались явные антиколхозные выступления, исходящие от лиц, теснейшим образом связанных с церковью».

3 февраля 1930 года отец Григорий и несколько крестьян были арестованы. Во время обыска в доме батюшки нашли письма от верующих людей, в том числе и рекомендательное, где сообщалось о некоем страннике Иване Ивановиче, о котором архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) отозвался как о хорошем человеке.

После первого допроса отец Григорий был заключен в тюрьму при Астраханском ОГПУ и там допрошен снова. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Дополнить мною сказанное при допросе в селе Началове <...> я не могу, но, подтверждая еще раз мною данные и верно записанные в протоколе допроса показания, заявляю, что автора письма, в котором рекомендуется некто странник Иван Иванович, он же старец Иван, хорошим человеком, я абсолютно не знаю.... Странник Иван был у меня за все разы не подолгу, попьет чаю и уходит... Но откуда он, где живет и кто он по роду занятий, я не знаю... Произвел на меня впечатление толкового человека, бывавшего широко по свету, посетившего Афонскую Гору и другие места. Разговоры у нас с ним были только на религиозные темы, и каких-либо вредных, с точки зрения существующей власти мыслей он, как и я, не касались... Больше показать ничего не могу и не покажу ни при каких условиях, считая грехом говорить о других».

На 22 февраля 1930 года местные власти наметили выселение из Началова семей зажиточных крестьян, лишенцев и разграбление их имущества. В статье астраханских краеведов эти события описываются следующим образом: «...В колхоз записалось 26 семей бедняков и батраков. Другие началовцы в колхоз вступать не спешили, коммунисты обвинили в этом агитацию зажиточных крестьян. Начинают создаваться специальные бригады по раскулачиванию из местного партийно-комсомольского и сельского актива. У кулаков конфискуют скот, инвентарь, движимое и недвижимое имущество, которое передается в неделимый фонд местного колхоза. Таким образом, в имуществе раскулаченных, прежде всего скоте и инвентаре, был заинтересован колхоз, не имевший материальной базы. По воспоминаниям старожилов, а эти рассказы пришлось услышать многократно от разных людей и они почти не отличались: коммунары ходили по дворам, отбирали наиболее ценные вещи, опечатывали сундуки с теплыми вещами, у женщин серьги из ушей вырывали с кровью, семьи зимой полуголых выгоняли из дома на мороз. Например, семью Дементьевых Михаила Ивановича и Пелагею Васильевну с детьми при раскулачивании выгнали на лютый мороз. Уложили в снег детей: Лизу – шести лет, и Вову – трех лет, Пелагею Васильевну с грудным ребенком с силой вытолкнули из собственного дома. Если хозяева не открывали дверь, коммунары взламывали двери и окна, угрожали оружием. Нередко имущество изымалось без описи, отбирались мелкие вещи. <…> На практике „раскулачиванию“ подвергались не только зажиточные крестьяне, но и беднота, оказывавшая сопротивление в создании колхозов. Так, по воспоминаниям началовцев, раскулачиванию подверглись и такие семьи, имевшие из имущества только дом, лошадь и корову; в другом случае – имевшие только дом и лошадь. Такие крестьянские хозяйства нельзя было признать кулацкими, но власти относили их к категории так называемых „подкулачников“, „пособников врагов-мироедов“ <…>. Таким образом, репрессировать можно было абсолютно любого неугодного властям человека. Насильственная коллективизация не могла не вызвать сопротивление крестьян. В феврале-марте 1930 года выступления крестьян произошли по всей стране, в том числе и в селах Астраханской области: селе Марфино, Капустин Яр, селе Ильинка, под Вязовкой. 22 февраля произошло восстание в селе Началово.

 


Раскулачивание, 1930-е годы

 

В этот день было назначено выселение 26 кулацких семей. <…> По свидетельским показаниям выселяемые шли с плачем, в сопровождении толпы сочувствующих односельчан. По мере увеличения толпы у сельсовета обстановка накалялась: разъяренная толпа женщин всячески пыталась проникнуть в сельсовет, требуя освободить арестованных ГПУ и устроить собрание. Из толпы кричали: „Мы не дадим выселять, это издевательство над людьми! У нас нет кулаков, мы все равные! Не выселять лишенцев, разве можно выселять с детьми?!“ Один из крестьян побежал к церкви и ударил в набат. Потом этот факт коммунистическая пропаганда выдавала за свидетельство того, что Церковь благословила восставших кулаков. На самом деле удалось установить, что этим крестьянином был 17-летний Федосий Михайлович Ключников, который выкрал ключи от церкви у своего отца Михаила Антоновича, служившего при Рудненском храме. Видимо, молодежь села, как и женщины, не могли оставаться сторонними наблюдателями в такой ситуации. Услышав набат, к месту событий стали стягиваться все находившиеся в селе жители…»

Другой исследователь пишет: «…В шесть часов вечера ударил набат, и к зданию сельсовета с двух сторон стали подступать жители. Толпа была организована типичным образом – впереди шли дети, за ними женщины, а мужское население замыкало шествие, что, вероятно, должно было продемонстрировать мирный характер протеста. В шествии приняли участие около 700 человек, при том, что всего в деревне было 980 дворов. <…> По мере приближения толпы, впереди которой шли дети, со стороны здания раздались выстрелы – власти забаррикадировались в нем, как только услышали набат. Выстрелы превратили то, что задумывалось как мирная демонстрация, в жестокий мятеж. Крестьяне атаковали здание, ворвались внутрь и захватили партработников, пытавшихся спастись бегством. <…>. Всего за период восстания в деревне погибли шесть или восемь партработников и активистов. <…> 22 числа были арестованы 127 человек, 13 из них отправлены в Астрахань. На следующий день были задержаны еще 113 человек – 105 мужчин и 8 женщин, среди них 78 кулаков, 11 середняков, 21 бедняк, 1 батрак и 1 колхозник».

В группу обвиняемых по данному делу были включены и арестованные ранее, 3 февраля, в том числе и отец Григорий Хлебунов, хотя сотрудники ОГПУ не имели никаких доказательств виновности священника.

В обвинительном заключении они написали: «...На почве выселения кулацких хозяйств в селе Началово <…> произошло вооруженное восстание, в результате которого были зверски убиты шесть человек членов партии активистов-батраков и десять человек тяжело ранено. Убийством и ранением выведена из строя вся руководящая часть села <…>. Данными следствия установлено, что, несмотря на то, что выступление 22 февраля произошло стихийно, подготовка к такому выступлению против советской власти со стороны указанных лиц велась давно, с этой целью ведя работу чрезвычайно законспирированно <…>. В деле подготовки выступления руководящую роль играли попы и церковники...»

Священник Григорий Хлебунов был расстрелян 6 марта 1930 года в пригороде города Астрахани и погребен в безвестной общей могиле.

 

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

 

Источники:
1. Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010.
2. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь, 2005.
3. Таркова Р. А., Тарков А. В. Началовские события: кулацкий мятеж или крестьянское восстание // Астраханские краеведческие чтения. Вып. 2. Астрахань, 2010.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник