АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 14:
ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ
§ 9
НА ГЛАВУ БОЛЯЩЕГО
ВОЗЛАГАЕТСЯ ЕВАНГЕЛИЕ
«Взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником: начальствуяй же не возлагает руку». Здесь замечательны два действия: первое – возлагается святое Евангелие письменами на главе больного, и второе – придерживают сие святое Евангелие все священники, т. е. возлагают свои руки на оное. В первом действии Церковь вначале подражает примеру пророка Елисея, пославшего свой жезл для воскрешения сына жены сонамитянки (см.: 4 Цар. 4); потом свидетельствует, что как Иисус Христос во время исцеления больных творил многие чудеса, описанные в Евангелии, для того чтобы похвалить и утвердить веру предстоящих и поселить в них уважение к Своим словам написанным, – так и здесь то же Евангелие, как исполненное теми же чудесами, возлагается на больного в той надежде, что и он получит подобное исцеление душевное и телесное. Что касается до второго действия, то причину оного читатель ясно увидит в последующей за сим действием молитве.
ВОЗЛАГАЮТСЯ РУКИ
НА ЕВАНГЕЛИЕ
Как Христос возлагал на больных всемогущую Свою руку, как значится в Евангелии, возвещающем о Его чудесных делах, – так и здесь священники в лице того же Спасителя, как Его служители, возлагают на Евангелие свои руки или придерживают оное. И как Христос очищал грехи молящихся больных и подавал им прощение, – так и здесь возложением рук, как знамением примирения, изображается то же прощение. Ибо это таинство представляет образ покаяния, как и самое возложение рук есть знамение примирения. Сверх того и самое действие помазания располагает больного к покаянию.
В том же смысле эти два действия описывает и святитель Симеон Солунский (в гл. 290): «Положив руку на главе кающегося, священник произносит молитву, показуя тем, что он совершает врачевание по подражанию Владыке, Который возлагал на немощных руки и врачевал их прикосновением, – и что он, будучи сам освящен посредством рукоположения, и священнодействует прикосновением руки, очищая и освящая благодатию Божественною при сем видимом действии»
§ 10
«Велегласно глаголет молитву сию: Царю святый». Эту молитву – «Царю святый» – как окончательную, хотя произносит один иерей, но в ней, согласно с ним, принимают молитвенное участие и все священники; для того при сей молитве все они придерживают руками святое Евангелие, обращенное письменами на главу больного.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 290) говорит: «По окончании всего обычного (т. е. всего последования помазания больного елеем), первый иерей читает окончательную молитву прощения над главою приемлющего Таинство; в то же время все прочие иереи, как сослужители и сомолитвенники его, касаются руками главы приемлющего разрешение».
ГЛАВА 15:
ПОСЛЕДОВАНИЕ
МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
§ 1
ВОДООСВЯЩЕНИЕ МАЛОЕ
В НАЧАЛЕ КАЖДОГО МЕСЯЦА
Освящение воды есть двоякое: малое, которое у восточных совершается в начале каждого месяца и в некоторые другие времена, и великое, которое бывает только в праздник Богоявления Господня и при Крещении оглашенных.
Что великое освящение воды установлено апостолами, этого никто не отвергает; что же касается до малого освящения, то древность сего обряда, ведущего свое начало также от времен апостольских, подтвердил Александр, епископ римский, пострадавший при кесаре Адриане, как значится у Барония (в лет. 132): «Древнее обыкновение освящения воды в церкви утвердил Александр в своих сочинениях, сказав, что этою водою расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны».
Первоначальное установление освящать воду священномученик Климент Римский (в «Постановлениях апостольских», кн. 3, гл. 28) приписывает собственно апостолу Матфею: «О воде и елее я, Матфей, повелеваю, да благословит», т. е. да освятит епископ воду и елей, а если епископ находится в отсутствии, да благословит пресвитер вместе с диаконом.
Восточная Церковь ввела в обыкновение совершать малое освящение воды при наступлении каждого месяца по следующей причине (Вальсамон на 65-е правило Шестого Вселенского Собора): «У иудеев был некогда обычай в начале каждого месяца совершать праздник с коленопреклоненною молитвою, дабы Господь благословил счастием препровождение всего месяца, по каковому обстоятельству и сказал Господь чрез пророка: Новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя (см.: Ис. 1, 14). Они же [иудеи] разжигали костры пред лавками своими, где покупают и продают, и пред воротами домов, в которых живут, и перескакивали чрез огонь, в надежде истребить огнем все несчастия, приключившиеся с ними пред тем временем, и получить другие блага. Сообразно с ними поступали и христиане в те времена, в которые был Шестой Собор в Трулле. Почему отцы, бывшие на сем Соборе, повелели упразднить и совершенно прекратить это обыкновение. В 56-м правиле сего Собора сказано: „В новомесячия возжигание некоторыми пред своими лавками или домами костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднить“. Когда сим святейшим правилом утверждено прекращение языческого обряда, тогда и праздник новомесячия, введенный со времен незапамятных, престал, – а вместо его, дабы умилостивить Бога, по благодати Божией, в начале каждого месяца совершается всенародно в церкви молебствие и освящение воды, – и мы окропляемся водою благословенною, а не запрещенною. Для сего повсемесячного освящения воды в греческих монастырях и церквах доныне имеются особые кладези, которые везде именуются водосвятилищами или крестильницами. Вода из этих кладезей хотя хранилась и для всеобщего (домашнего) употребления, но чтобы сообщить благодатную силу исцеления и предохранения от наветов вражиих, греки освящали ее, как в день Богоявления Господня освящением великим, так и в начале каждого месяца сим малым освящением, для которого тогда же вновь было составлено и самое последование. Таким образом, по сходству с древним, принят и утвержден обычай новый. Где нет кладезей, там употреблялась полукруглая чаша, по-гречески фиал, которая всегда имеется в готовности и ныне при наших церквах. Цель, для которой освящается эта вода, довольно объяснена в словах молитвы, произносимой при ее освящении. Но сверх того и апостол Матфей, преподавший первую заповедь об освящении сей воды (у того же Климента в „Постановл. апост.“), исчисляет благодатные ее действия и вместе указует цель ее освящения в следующих словах: „Дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражии наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога“».
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Русские консерваторы начала ХХ века |
1. Знаете ли Вы, кто такие черносотенцы?
2. Знаете ли Вы, что идеологией «Черной сотни» была знаменитая уваровская триада «Православие, Самодержавие, Народность»?
3. Известно ли Вам, что в черносотенном движении участвовали многие православные священнослужители, ныне прославленные в лике святых?
4. Согласны ли Вы, что консервативная идеология и опыт деятельности черносотенцев сегодня весьма актуальны?
|