ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Прекрасная ветвь дурного дерева»

 

 

Cтаршая Анфуса (исповедница, игумения Мантинийского монастыря, память ее 27 июля / 9 августа, – примеч. ред.), оставив родительский дом, подвизалась сперва в пещерах уединенно, переходя из одной в другую; потом, встретив старца, подвижника Сисиния, продолжала подвиги по его советам и столько успела в духовной жизни, что ее управлению отдали себя в Мантинее многие девы. К советам ее обращались жаждавшие спасения и не оставались без пользы. Высокая жизнь ее приобрела ей уважение и лучших из мирских людей Эллады.

Император Константин Копроним настойчиво хотел быть тем, чем впоследствии был Лютер: страхом и обманом вынудил он (в 753 г.) оправдать на соборе магометанское (т. е. глупое) отвращение от святых икон, почитание святых выдавал за суеверие, обеты девства – за извращение природы. Услыхав, что Анфуса в своей обители благоговейно и без страха пред людьми чтит святые иконы и даже уговорила своего брата стать в ряды защитников святых икон, он приказал представить к себе смелую игуменью со всеми ее 90 сестрами. Гордый и развратный деспот потребовал, чтобы они отказались от своего образа мыслей; он думал, что пустынная игуменья легко уступит гордой воле его, как уступали искатели честей его и прохладной жизни.

– Христианская совесть, – отвечала Анфуса, – не дозволяет выполнить несправедливую царскую волю: поклонение святым иконам – дело святое, оправданное постоянною практикою Святой Церкви, а жить для удовлетворения одним скотским потребностям – не значит жить достойно человека; надобно плакать, что и без повелений власти так много несчастных, которые любят грязную жизнь.

Копроним велел бить ее бичами без пощады. Воля деспота была исполнена. Копроним отдал приказание отослать игуменью с сестрами в заточение. В это самое время Императрица страшно страдала муками родов. Преподобная сказала вслух всех, что Императрица родит двойню, сына и дочь, и указала судьбу двойней. Разрешившаяся двойней Императрица стала чтить преподобную Анфусу как духовную мать и для ее обители сделала много пожертвований. Блаженная Анфуса скоро предала дух свой Господу, в глубокой старости, в 759 году (Пролог: «Заточена бысть в Малом острове и тамо в глубоцей старости ко Господу отыде»).

Дочь Копронима, родившаяся по предсказанию святой Анфусы, названа была Анфусой. И по жизни явилась также святою.

«Отец желал, – говорит Менолог о младшей Анфусе, – выдать дочь замуж; но она отказалась от предложения». По смерти его, получив свободу, она раздала имущества: одни расточала на нищих, другие употребляла на построение церквей и монастырей; золотые одежды свои, которые носила, обратила на украшение святынь. Она была материю для многих сирот: собирая брошенных младенцев, воспитывала и пристраивала их; если иные умирали, поручала их Богу, а которые оставались живы, помещала в дом престарелых. Блаженная Царица Ирина (780–802) не раз приглашала ее к участию в управлении Империей; но она уклонилась от того. Затем пострижена она была в инокиню Патриархом Тарасием (784–816) в монастыре святой Евфимии, в том самом, который жалким отцом ее «превращен был в арсенал и в общественный нужник» (Du Саngе. Constantinopolis Christiana).

Святая и тогда еще, как жила во дворце, под пышною одеждою Царевны носила власяницу, довольствовалась хлебом и водою и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца ее, и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь. Жизнь безобразием ее, а смерть ужасами ее, без сомнения, более всего расположили Царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницею Омонейского монастыря, она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестер и выполняла другие услуги. <...>

Особенно строго выполняла игуменья Анфуса в отношении к себе и другим древнее правило – не выходить из обители в мир, т. к. иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подается случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского Собора об этом предмете, а еще более тот шум, который поднимали против монастырей при отце ее. Вселенский Собор постановил: «Не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходить в иной» (пр. 21). Блаженная Анфуса ни сама не переступала ногою за ограду обители, ни сестрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твердо выполняла и другое правило собора: «Ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит»; тем более что и современный ей Собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахинею говорить наедине, а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители.

Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 года. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда как невесты и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Константинопольский собор 692 года писал: «Не следует быть тому, чтобы по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе, как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слезы, не являет она сердечного сокрушения, а если и упадет слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире» (Трулльское правило 45).

Молитвы святой Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слезы сокрушения постоянно текли из очей ее. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» <...> на 57 году ее жизни.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 1. М., 2011.

 

 

 

2/15 апреля. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Преп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа (IV).

 

3/16 апреля.Седмица 2-я по Пасхе.

Преп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мц. Феодосии девы (307–308). Преп. Иллирика. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

 

4/17 апреля. Радоница. Поминовение усопших.

Преп. Иосифа Песнописца (883). Преп. Георгия, иже в Малеи (IX). Преп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Преп. Зосимы Палестинского (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343). Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Леляновой (1932); сщмч. Иоанна Вечорко, пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

 

5/18 апреля. Среда.

Перенесение мощей свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси (1652). Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Преп. Пуплия Египетского (IV). Препп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Преп. Марка Афинского (ок. 400). Преп. Платона, исп. Студийского (814). Преп. Феодоры Солунской (892). Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Сщмч. Алексия Кротенкова, пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо, пресвитера (1931).

 

6/19 апреля. Четверг.

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Преп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова, пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова, пресвитера (1943); преп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

 

7/20 апреля. Пятица.

Преп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Преп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова, пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

 

8/21 апреля. Суббота.

Aпп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Преп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского, пресвитера (1933).

 

9/22 апреля. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364). Прмч. Вадима архим. (376). Блгв. Тамары, Царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц). Мч. Гавриила Фомина (1942).

 

10/23 апреля. Понедельник.

Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251). Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Сщмч. Григория V, Патриарха Константинопольского (1821). Сщмч. Флегонта Понгильского пресвитера (1938); мч. Димитрия Вдовина (1942).

 

11/24 апреля. Вторник.

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Препп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Преп. Фармуфия (IV). Преп. Иоанна, ученика преп. Григория Декаполита (IX). Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938).

 

12/25 апреля. Среда.

Преп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Преп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Преп. Анфусы девы (801). Преп. Афанасии игумении (860). Прмч. Сергия Крестникова (1938). Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.

 

13/26 апреля. Четверг.

Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476). Прмц. Марфы Тестовой (1941)

 

14/27 апреля. Пятница.

Свт. Мартина исп., папы Римского (655). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона (305–311). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341). Св. Александра Орлова исп., пресвитера (1941). Виленской иконы Божией Матери.

 

15/28 апреля. Суббота.

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100–130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

 

16/29 апреля. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.

 

17/30 апреля. Понедельник.

Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344). Преп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Преп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обретение мощей преп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536). Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935); сщмч. Феодора Недосекина, пресвитера (1942).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник