АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ
ГЛАВА 17:
ПОСЛЕДОВАНИЕ «В ОДЕЯНИЕ
РЯСЫ И КАМИЛАВКИ»
§ 10
МАЛАЯ СХИМА
ЕСТЬ ОБРУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ
«Обручение великаго и ангельского образа». Одеяние малой схимы и образ жизни этого чина в сравнении с великосхимническим есть обручение, или как бы некоторое начало и преддверие великого и ангельского образа, о котором после сего имеет быть особенное последование.
§ 11
МОНАХ ТРИЖДЫ
ПОДАЕТ НОЖНИЦЫ
«Трижды новоначальный, взем ножницы, подает я настоятелю». Новоначальный трижды подает ножницы настоятелю – в честь Святой Троицы и в знамение твердости и непреложности своего обета.
§ 12
ПОСТРИЖЕНИЕ МОНАХА
«Таже постригают его». Приемлющий монашескую жизнь постригается, как и всякий поставляемый в церковнический чин; но в достоинстве, власти и самом имени их находится немалое различие. Церковника постригает епископ, а монаха – таковой же монах; то пострижение производит в служителя и в клирика церкви, а это благословляет кающегося и обязует к подвигам покаяния. То пострижение есть епископская печать, полагаемая епископскою же рукою, как свидетельствует о сем Вальсамон на 33-е правило Шестого Собора; а об этом пострижении святитель Симеон Солунский (в гл. 272) говорит: «Он (т. е. монах) не имеет иераршеской руки на главе своей, потому что не приемлет хиротонии, а имеет на главе только священные молитвы». И потому последнее пострижение есть единственно знак монашеской жизни, так что даже вся жизнь монашеская называется именем пострижения: ибо не только в древней церковной истории, но и поныне выражение «постричься» означает то же, что и посвятить себя монашеским обетам.
Цель, для которой постригаются монахи, святой Дионисий (на с. 113) объясняет: «Печать крестовидного образа, как уже нами сказано, означает вообще бездействие всех плотских похотей. А пострижение власов означает чистую и непритворную жизнь, которая не украшает греховное состояние души своей никакими вымышленными прикровами и возводит себя к богоподобию не человеческими украшениями, но одними особенными добродетелями».
Святитель Симеон Солунский (в гл. 271) говорит: «Когда он исповедует все сие (т. е. обеты) в надежде на силу Христову и решился пребывать в своих обетах до конца жизни (ибо он добровольно посвящает себя Христу), на голове его постригаются крестообразно волосы во имя Святой Троицы. Троицею он посвящается, а знамение креста являет его мертвенность для мира и что он знаменуется Распятым за нас; чрез пострижение же и отъятие волос он приносит начаток от своего тела, как жертву, потому что посвящает всего себя Христу и отвергает все излишнее и мирское».
§ 13
РИЗА РАДОВАНИЯ
НА МОНАХЕ
«В ризу радования». Получивший прежде монашескую рясу новоначальных, монах теперь приемлет такую же рясу или ризу, только обширнее и честнее прежней, а вместе с нею он переходит из новоначального в совершенный образ.
МОНАШЕСКИЙ ЧИН
СОСТОИТ В ПОКАЯНИИ
Но как в том, так и в этом чине, по древнему обыкновению, употребляются одежды самого черного или, по крайней мере, темноватого цвета.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 52) говорит: «В этом же покаянии заключается и священнейший монашеский образ, который также называется и действительно есть образ ангельский, т. к. он подражает служению ангелов, обещает святость, нестяжание, псалмопение, молитвы, послушание и чистоту. Та же (монашеская) одежда называется и одеждою покаяния, потому что она убога и худа, лишена всего, что люди почитают хорошим, – не имеет ничего, что могло бы возбудить мирские помышления, слова и действия, а напротив, имеет то, что побуждает бежать всякого общения с украшенным миром. Потому она и бывает всегда черного цвета, что напоминает монаху смерть и плач, обязует его обитать духом не в здешней жизни, а желать жизни нетленной и ускорять течение к ней».
Клобук
Впрочем, хотя монахи избрали черный или темноватый цвет для одежд своих в знак всегдашнего плача, однако Церковь не сомневается именовать таковую одежду их «ризою радования», быв уверена словом Божиим, что одежда плача истлеет, – и небесною радостию утешатся некогда те, которые носили ее здесь с исполнением своих обязанностей. Святитель Симеон Солунский (в гл. 273) говорит: «Надевает прежде хитон (ризу) веселия и радования, вместо той наготы и стыда, – той смертной тли и печали, которые последовали за преслушанием и грехом и которая святой монашеский образ отъемлет силою послушания, ходатайствуя о жизни нетленной».
§ 14
ПОЯС НА МОНАХЕ
«Препоясует». Монашескому чину усвояется кожаный, или усменный, пояс, которым, как сделанным из мертвой кожи, препоясуясь о своих чреслах, они являют как умерщвление своей плоти и обновление духа, так и поспешность или готовность свою на всякое благое дело.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 273) пишет: «Потом он препоясует чресло свое кожаным поясом в умерщвление тела и обновление духа, ради целомудрия и чистоты; и в умерщвление, сколько есть сил, движений плоти, и укрепление против страстей и мужество в исполнении заповедей». И далее (в гл. 274): «Вместе с поясом он обложил умерщвление плоти и целомудрие в себе, т. к. препоясался по чреслам, дабы быть мертвым для пожелания и мужественным в добродетели». Подобное сему о монашеском кожаном поясе говорит авва Дорофей в первом поучении.
§ 15
ШЛЕМ НА МОНАХЕ
«Покрывается шлемом». Шлем здесь есть то же, что ныне на монахах клобук. Поелику камилавка дана прежде в новоначальном еще чине, то об ней здесь уже не упоминается: она дается вообще с этим шлемом. Слово «шлем» принято в Церковь от апостола Павла, сказавшего: Облекшеся в броню веры и любве и шлем упования спасения (1 Фес. 5, 8), и в другом месте: И шлем спасения восприимите (Еф. 6, 17). От этого и в настоящем последовании он именуется «шлемом надежды спасения». Итак, головное одеяние монахов есть двоякое: одно нижнее, а другое верхнее; первое есть камилавка, а второе – шлем, т. е. клобук.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
№ 22 (166) от 15 ноября 2016 года мы публиковали просьбу о помощи в деле возрождения храма святого Феодора Стратилата в селе Личадееве Нижегородской области. Недавно его настоятель отец Алексий, глубоко благодаря и прислав «отчет» – подборку трогательных фотографий восстанавливаемой святыни, вновь обратился в редакцию.
Дорогие братья и сестры! Благодарю всех, кто откликнулся! За год проведены большие работы: нам удалось отреставрировать трапезную часть храма, подключить газ; нашли закладную берестяную грамоту 1892 года и заложили воскресную школу. Но вся работа еще впереди – весной продолжится воссоздание главного купола. Главку с крестом уже изготовили и привезли.
От лица приходского собрания и всех жителей окружающих сел и деревень вновь прошу вас о помощи. «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь», – наставлял святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Как из каждого добровольного пожертвования образуется целый фонд, так и по камню и кирпичику будет возрожден храм. В нашей суетливой жизни всегда должно оставаться место для чего-то большого и светлого. Некоторые считают, что великие дела могут совершать только особые люди. Если об этом не думать и не оборачиваться по сторонам, можно достичь многого. Спросим себя: «Если не я, то кто?»
Пожертвования можно направить почтовым переводом по адресу:
607150, Нижегородская обл., Ардатовский р-н, п. Мухтолово, ул. Спортивная, д. 2. Протоиерею Алексею Анатольевичу Веснину (с пометкой «на возрождение церкви с. Личадеева»). Или на карту Сбербанка № 4276842016533121 (Веснин Алексей Анатольевич). Спаси Христос!