ЗА ДРУГИ СВОЯ | С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ | СТРАНИЦА 16 |
Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.
ЗЕЛЕНКО
ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА
Во время Великой Отечественной войны наряду с мужчинами занимали место в боевом строю и девушки. Крушили врага отважные танкистки М. Октябрьская и И. Левченко; уничтожила несколько вражеских танков бронебойщица Л. Земскова; грозой для фашистов были летчицы Л. Литвяк, Е. Буданова, А. Егорова и др. Старший лейтенант Екатерина Зеленко, единственная из женщин, совершила воздушный таран.
Екатерина Ивановна Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощине Волынской губернии (ныне Житомирская область Украины). Училась в 10-й средней школе города Курска и рано связала судьбу с небом – уже в 1933-м закончила Воронежский аэроклуб. Зеленко пришла в авиацию по велению сердца... С отличием в 1936 году прошла обучение в 3-ей Оренбургской военной авиашколе летчиков, где показала себя прекрасной спортсменкой: быстрее всех бегала, метко стреляла, метала диск, копье и молот, охотно прыгала с парашютом. Военная авиация оказалась настоящим призванием Екатерины. Она стала одной из первых женщин – военных летчиков страны.
Е. И. Зеленко была единственной девушкой-летчиком, воевавшей в Финской войне. В составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиаполка она совершила восемь успешных боевых вылетов. В сложной обстановке предпринимала разведывательные полеты в тыл противника, бомбила объекты неприятеля, уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов. И делала это наравне с мужчинами. За боевые подвиги в Финской войне Зеленко была награждена орденом Красного Знамени...
После Советско-финской войны Екатерина служила под Харьковом в 135-м бомбардировочном авиаполку, была назначена командиром звена. Она блестяще освоила легкий и маневренный бомбардировщик ближнего действия Су-2, вооруженный пятью пулеметами, да так, что накануне Великой Отечественной войны стала уже отличным летчиком-инструктором и принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на этом новом, поступившем в летные части самолете.
С первого дня ВОВ Екатерина Зеленко участвовала в боях, была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного полка 16-й авиационной дивизии ВВС 6-й армии Юго-Западного фронта. В июле 1941 года Зеленко повела группу бомбардировщиков на колонну немецкой военной техники. В результате смелого и решительного налета было уничтожено около 45 танков и 20 автомашин с вражеской пехотой. В районе станции Быхово в августе 1941-го Екатерина вела на задание группу бомбардировщиков, наши самолеты попали под сильный огонь зенитных батарей над скоплением войск противника. Несмотря на обстрел, группа Зеленко задание выполнила, уничтожив батальон немецкой пехоты и не потеряв ни одного своего самолета. В целом храбрая летчица совершила 40 боевых вылетов, провела 12 воздушных сражений.
…Зеленко подняла самолет в воздух в пасмурный осенний день 12 сентября 1941 года. Она была командиром экипажа, а лейтенант Н. Павлык – летчиком-наблюдателем... В полет в тот день Катю не посылали. Ее машина была повреждена. Екатерина подошла к заместителю командира полка А. И. Пушкину со словами:
– Товарищ капитан, разрешите мне вылететь в разведку.
Анатолий Иванович (в будущем – зам. начальника Главного штаба ВВС, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза) сказал:
– Хорошо. Полет твой был бы очень важен. Но на чем ты полетишь?
– На вашем самолете, – ответила девушка...
В паре с ней ушел в полет капитан Лебедев. Через некоторое время с аэродрома увидели, как самолет Лебедева проскочил на полной скорости над лесом – его гнали «мессеры», и скрылся в направлении Лебедина (город Сумской области Украины). Позже выяснилось, что капитан с большим трудом посадил машину – она была истерзана пулями, плоскости отвалились.
«Мессеры», которые бросились на его бомбардировщик, вернулись к остальным, взявшим в кольцо самолет Кати. Их было семь. Она – одна. Когда один из фашистов заслонил смотровое стекло, Екатерина нажала гашетку пулемета. «Мессер» загорелся. У штурмана кончился боезапас, и Зеленко приказала Павлыку покинуть самолет. Они были уже подбиты. Павлык выбросился с парашютом.
Су-2 развернулся, вошел в вираж и продолжал стрелять еще по одному фашисту. Видимо, запас патронов у Зеленко также кончился. Она повела самолет по дуге мимо зависших рядом «мессеров», прошла одного, второго. Девушка, наверное, понимала, в какие воздушные тиски сейчас попадет. Вероятно, была спокойна за штурмана, который покинул самолет и теперь наверняка доберется до аэродрома (бой проходил в 20 километрах) и доложит результаты разведки, результаты горькие, жизненно важные – наступление фашистов развивалось с двух сторон.
Она сама наверняка могла бы выброситься с парашютом, потому что знала, что территория внизу – лес, деревня и поля – еще наши. Но, уничтожив одного «мессера», Зеленко вышла на курс атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на явное, жесткое, отчаянное сближение, повела со скоростью пикирования, не отклоняясь ни на градус, словно скользила по невидимым рельсам. И вот, в финале этой отчаянной дуэли, она врезалась тяжелой машиной в сильное, ускользающее тело «мессера», проломив его корпус с неслышным в реве мотора треском и грохотом.
Возможно, что в следующие секунды после тарана, при попытке выровнять заваливающуюся машину и бросить ее на новый таран, ее самолет был пробит тяжелыми пулями, и, может быть, именно этой очередью была убита сама Катя. Обломки двух самолетов медленно расходились в осеннем небе и падали на пустые поля и облетевший лес. Внизу, на земле, на узкой улице села Анастасьевки, которое уже через сутки займут немцы, стояли взрослые и дети и смотрели, как обломки несутся вниз, оставляя в небе недолгие следы гари. На третий день в полк добрался раненый лейтенант Павлык – он и рассказал, как на них напали семь «мессеров».
Погибла старший лейтенант Екатерина Ивановна Зеленко, не дожив двух дней до своего 25-летия. Ее похоронили местные жители в центре Анастасьевки. После войны останки летчицы были перевезены и перезахоронены в Курске. Посмертно она еще в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, но тогда была награждена орденом Ленина. Только в мае 1990 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятники Екатерине Зеленко установлены в украинском селе Берестовка, откуда она отправилась в последний полет, и Курске; и в том же Курске, а еще в Воронеже и Сумах ее имя носят улицы.
Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ
По материалам http://otvoyna.ru
Продолжение см. в след. номере
Продолжение. Начало см. в № 1 (1).
УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ – одна из передовых колонизационных казачьих общин, поселенных правительством на реку Уссури для освоения новоприобретенных земель в Приморской области на Дальнем Востоке. Первоначально они состояли в Амурском казачьем войске, но в 1889 году были выделены из него в отдельное войско и после непрерывно пополнялись добровольным переселением отдельных казачьих семей с Дона, Урала, Кубани и др. Новые станицы и поселки располагались вдоль берегов реки Уссури с тем, чтобы за их охранным кордоном могли спокойно вести хозяйство земледельческие поселения крестьян. Всего там казаков собралось свыше 25 тысяч душ обоего пола.
Освоение этого пустынного края стоило им многих усилий и трудов. Жизнь в глуши была полна опасностей. Их поля окружала непроходимая тайга с дикими зверями, тиграми, медведями, волками; суровые морозы доходили до 45 градусов. В поле приходилось работать с винтовкой за плечами, т. к. сохранялась постоянная возможность нападений не только зверей, но и китайских хунхузов (хунхузы – члены организованных банд, действовавших в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии), а также на прилегающих территориях российского Дальнего Востока, Кореи и Монголии во 2-й пол. XIX – 1-й пол. XX вв. – Примеч. ред.). Урожаи часто гибли от продолжительной непогоды или от особенных злокачественных туманов. Поэтому не всегда удавалось использовать плодородие черноземной почвы. В этих условиях на низком уровне оставалось медицинское обслуживание и народное образование. По станицам и поселкам болезни лечили одни фельдшера, существовали только низшие школы.
Казаки несли охрану своего участка границы с Китаем, но кроме шести сотен, предназначенных для этого, во время Первой мировой войны им пришлось выставить в действующую армию еще девять конных сотен и две запасных. Ввиду отсутствия средних школ, командиров для них присылали со стороны. Это были кавказские, казачьи, а часто кавалерийские офицеры, которых станицы делали приписными казаками. Войсковое правление и наказной атаман находились во Владивостоке.
После революции 1917 года уссурийские казаки собирались в Кругах, избирали атаманов, вместе с другими дальневосточными казаками вели борьбу против ленинцев. Когда же установилась советская власть, казачьи семьи во множестве покинули край и ушли за китайскую границу.
По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. М., 1992.
Продолжение следует.